Март весну встречает.

Март весну встречает, с зимой борется. Март неверен и капризен, то он плачет, то смеётся, то растает, то морозом хвалится.

Названия месяца март пришло к нам из Византии, русские, белорусы, украинцы, болгары сохранили название месяца март. Славянские названия этого месяца были: сухый, сухий, малороссы называли его – березозол, чехи и словаки – бржезень, поляки – марзец, сербы – поземский, карнеольцы, венды и кроаты – сушец, третник, грегурчак. С марта месяца начиналось русское пролетие. Чехи первый день марта называют – летницы, в просторечии – новичок.

До принятия христианства, счёт времени на Руси вёлся весенними годами, а не осенними, как это было принято в Византии.  В Древней Руси X- XIV вв. март считался первым месяцем в году, а с 1 марта на Руси начинался Новый год.

1марта==

Утром 1 Марта молодые девушки и дети «окликали весну», они забирались на крыши амбаров, на высокие пригорки и пели: «Весна красна! Что ты нам принесла? Красное летичко!»

Этот порядок весеннего счёта времени на Руси изменился только в начале 15 века, во времена княжения Великого князя Василия Дмитриевича, когда Новый год стали праздновать 1 сентября.

Празднование  Нового года с 1 сентября сохранился в России до известного царского Указа Петра I, в котором предписывалось, что вслед за 31 декабря 7208 года от  Сотворения мира, наступит 1 января Нового 1700 года от Рождества Христова.   С этого времени март месяц становится третьим месяцем года.

6 марта — Тимофей Весновей. С этого дня начинаются солнечные оттепели, и дуют тёплые ветры: «Тимофей тепло веет, теплом греет и привечает», «По Тимофею — и весна». «Тимофей Весновей – как ни злись зима, а уж тепло у дверей». Начинается движение соков сначала у берёзы, потом у клёнов.

7 марта – Маврикий, Пётр Мних. В  этот день собираются в родные края, зимовавшие в тёплых странах грачи, скворцы, ласточки. «Ранний прилёт грачей и ласточек – к ранней весне», «Ранние ласточки – к счастливому году». На Маврикия начинаются первые работы на поле и в огороде.

8 марта – Кислые Девки. Девушки, не вышедшие замуж до Масленицы, делали заговоры на кислой опаре для привлечения женихов.

9 марта – Иоанн Предтеча, обретение гнёзд. Иоанну молились об избавлении от головной боли, при освящении пчельника, за детей, о покровительстве посевов и о плодородии.

9  марта —  Иоанн Предтеча, обретение гнёзд. Этот день считается настоящим приходом весны, так как прилетают из-за моря жаворонки и ласточки – предвестники весны. Это день Обретения – птица гнездо обретает. «Перелетные птицы на Обретение домой из жарких стран собираются». «Если птицы начали вить гнезда на солнечной стороне, то жди лета холодного». В этот день было принято, как и 1 марта, «окликать весну» и печь из хлебного теста затейливых жаворонков. Вычурно украшенные гостинцы – хлебные жаворонки, медовые дарят с утра детям и всем родным. Пекут «сороки святые, колбаны золотые»  на счастье 40 обрядовых колобков (колбанов)

12 марта – Прокоп. Считалось, что с этого дня приближалась настоящая весна, поселяне делали заговор на урожай, разбрасывали по двору зёрна для птиц.

13 марта – Василий Тёплый, Капельник. С этого дня обычно начиналась активная капель из-за таяния снега на крышах. «Придет Василий Капельник — и зима заплачет». В этот день приносили свежую, сосновую ветку в дом, славили сосну, чтобы она очищала воздух в доме и давала здоровье всем домочадцам, а из сосновых почек и хвои варили лечебные напитки.

14 марта (по старому стилю 1 марта) Евдокия Весновка, Авдотья Плющиха. В этот день пекли печенье «жаворонки» и кликали весну, праздновали начало весны: «Евдокия весну сряжает». Пекут обрядовые печенья – жаворонки. Раскатывая жаворонков, матушка загадывала, кому, какой достанется. По тому, как испеклись «жаворонки» судят о добром духе и здоровье семьи. Считалось, что талая вода, полученная в этот день из чистого снега, обладает целебной силой.

15 марта – Федот Ветронос. «Евдокия Федота не спросила и весну снарядила, а он — то крышу с сарая сорвет, то поленницу разворотит, мужиков заботит», «Федот хоть и серчает, да, к полудню обмякает — видать, и его солнце припекает». «Если ветер дует теплый, то и лето теплое, мокрое; если же ветер северный, то и лето ожидай холодное; если идет дождь, то и всё лето мокрое».

16 марта — Евтропий. «Евтропий путь тропит да снег топит». В этот день обходили поле вокруг и крест-накрест для привлечения солнца и богатого урожая.

17 марта – Герасим Грачевник. «Герасим Грачевник грача на Русь ведёт», «Если грач на горе – так и весна на дворе», «Грач с земли хворостину подбирает – солнечное лето обещает», «Если грачи летят прямо на свои старые гнёзда, то весна будет дружной, вода сбежит вся разом». Считалось, что рождённый в этот день будет хозяйственным.

19 марта – Константиновы круги. В этот день обходили кругами колодцы и вытаптывали снег вокруг, чтобы грязная вода не стекала в них. «К этому дню прилетает белый аист».

20 марта – Омельян, Василий, Павел Капельник. Наступали тёплые дни, с капелью. В этот день принято покаяться во всех грехах, чтобы радостно, с лёгким сердцем встретить весну.« Если с крыши пласт снега сорвется — это грехи тяжкие на землю падают».

21 марта – Вербоносица. К дню весеннего равноденствия распускается верба(ива,ветла, ракита, тальник)

22 марта — Сорок Сороков, Сороки.  День весеннего равноденствия и массового прилёта птиц. Вторая встреча весны (первая встреча — на Сретение, третья встреча весны — на Благовещение). «День с ночью меряется, зима кончается, а весна начинается») , день . « Прилетел кулик на Сороки из заморья, принес весну из неволья» . «В этот день из-за моря сорок пичужек прилетает, в каждой стае — по сорок, и первыми – жаворонки».

23 марта – Василиса-Указательница вешней воды. « У Василисы весенние заботы: отвести воду от дома, чтобы она в подпол не ушла».

24 марта – Заря-Кукушка. «Всполашилась зорька утренняя, кукушкой голос подает», «При первой кукушке брякни деньгами, чтоб водились». Этот день считался началом весенних работ в саду.

25 марта  на Руси был языческий обычай поклонения огню, поселяне сжигали свои соломенные постели, чтобы истребить болезнь в доме, и прыгали через огонь и окуривали этим огнём свои платья, чтобы избавить себя от призора (сглаза). С этого вечера молодые поселяне переходили с новыми постелями в холодные клети, а в избах оставались старики, больные и дети. (Народный дневник. Народные праздники и обычаи: Из «Сказаний русского народа», собранных И.П. Сахоровым. — М.:Дружба народов, 1991.)

25 марта исстари было заведено на Руси освобождать птиц из клеток, выпускать на волю. На исполнения этого обычая народ приходил на Птичью ярмарку, все покупали птиц и своими руками выпускали их из клетки. Этот языческий обряд стал исполняться в православный праздник — в день Благовещения Пресвятой Богородицы (7 апреля). В этот день вольная птица гнезда не вьёт.

26 марта – Никифор. Считалось, что с этого дня просыпаются медведи.

27 марта – Фёдор Скотник.

30 марта после захода солнца не выходят из дома, так как считается , что в эту ночь домовой бесится, как всякая нечистая сила. Целый год он живёт смирно, радеет о хозяйском добре, бережет скот – лошадей, коров, птицу, смотрит за огородом и садом. У доброго домового всё в доме исправно, все дела спорятся, от всего прибыль, всем в доме сытно. А в этот день он готов сокрушить весь дом и всех извести, в этот день приходит домовому смертная охота жениться на ведьме. Известное дело на Руси, что нечистая сила весь свой век живёт неженатая, да, бездомная.

You can leave a response, or trackback from your own site.

Leave a Reply

spam protection *

Welcome to Evpatoria
Яндекс.Метрика Open Directory Project at dmoz.org