Март весну встречает, с зимой борется. Март неверен и капризен, то он плачет, то смеётся, то растает, то морозом хвалится.
Названия месяца март пришло к нам из Византии, русские, белорусы, украинцы, болгары сохранили название месяца март. Славянские названия этого месяца были: сухый, сухий, малороссы называли его – березозол, чехи и словаки – бржезень, поляки – марзец, сербы – поземский, карнеольцы, венды и кроаты – сушец, третник, грегурчак. С марта начиналось русское пролетие. Чехи первый день марта называют – летницы, в просторечии – новичок. По свидетельству старинного «Русского азбуковника», март назывался Турас.
В Римском лунном календаре было 10 месяцев, посвящённых римским богам и правителям. Первый месяц лунного календаря римляне назвали в честь бога войны Марса (Мартиус). Имя Мартис (лат. Марс) происходит от корня слова ведического санскрита — Маар, морок — maar, morok — умирать; Маруты – maruti — боги ветров, боги бури, обязанные своим происхождением культу мертвых.
В самых ранних мифах этрусской мифологии бог Марис (лат. Maris) считалось богом живой природы и плодородия земли, наступающего с приходом весны и пробуждением жизненных сил природы. В этрусской мифологии Марис — это Март — весеннее календарное божество покровитель растительности и плодородия наступающего года, так как дом копьеносного Марса Квирина (лат. Quirinus — копьеносного) находится в весеннем секторе Неба. Позднее этрусский Марис Квирин стал у римлян богом войны.
До принятия христианства, счёт времени на Руси вёлся весенними годами, а не осенними, как это было принято в Византии. В Древней Руси X- XIV вв. март считался первым месяцем в году, а с 1 марта на Руси начинался Новый год.
Утром 1 Марта молодые девушки и дети «окликали весну», они забирались на крыши амбаров, на высокие пригорки и пели: «Весна красна! Что ты нам принесла? Красное летичко!»
Этот порядок весеннего счёта времени на Руси изменился только в начале 15 века, во времена княжения Великого князя Василия Дмитриевича, когда Новый год стали праздновать 1 сентября.
Празднование Нового года с 1 сентября сохранился в России до известного царского Указа Петра I, в котором предписывалось, что вслед за 31 декабря 7208 года от Сотворения мира, наступит 1 января Нового 1700 года от Рождества Христова. С этого времени март месяц становится третьим месяцем года.
В народном календаре 2 марта – Федора Тирона. Ему молятся о защите от разбойников, злых людей и преступников. Считалось, что незамужняя девушка, которая выйдет 2 марта на улицу и встретит женщину, скоро выйдет замуж.
2 марта на небе появлялись кучевые облака, весна уже была совсем близко. В этот день женщины читали над детьми специальные молитвы, а на ночь в угол дома ставили горшок со сладкой кашей.
Народные приметы на 2 марта:
Туман висит утром – признак того, что май будет холодным.
Птицы возвращаются 2 марта из теплых краев – ждите ранней весны.
Какой 2 марта будет погода, таким будет и все лето.
С западной стороны плывут перистые облака – на следующий день будет дождь.
— 3 марта – Овсянка. Славили птичку овсянку, которая возвещала своей веселой песней приход весны, и пекли в её честь овсяное печенье — «овсянники». В этот день «Ярило берётся за соху и борону» — продолжали чинить неисправные инструменты для весеннего сева.
«Много снега — много хлеба; много воды — много травы»,
«Снегу надует — хлеба прибудет; вода разольется — сена наберется».
— 4 марта – Архип, Филя Вешний. В этот день было принято вершить много добрых дел, привечать бедных и больных. Славили Солнце и пекли в его честь большой каравай, по кусочку от которого раздавали всем вокруг. Крошки от этого каравая не ели – их бросали за спину, чтобы год был урожайным.
Народные приметы:«Чаще всего в этот день бывают ветра»,
«Если снежные заносы, зайцы не торопятся менять белую шубку – к позднему теплу»,
«Активное гнездование ворон, оживление воробьев и овсянок, первые бабочки – к бурной весне, к раннему ледоходу».
— 5 марта – Лев Катальщик. В этот день катались с гор: «Кто дальше скатится, тот счастье продлит», «Зима на исходе — торопись на санках накататься досыта». Вечером строго запрещалось смотреть на падающие звезды-«маньяки». Несли тайком в поле горячие угли из кузни – считалось, что это даст земле плодородие.
6 марта — Тимофей Весновей. С этого дня начинаются солнечные оттепели, и дуют тёплые ветры:
«Тимофей тепло веет, теплом греет и привечает»,
«По Тимофею — и весна».
«Тимофей Весновей – как ни злись зима, а уж тепло у дверей». Начинается движение соков сначала у берёзы, потом у клёнов.
7 марта –Афанасий, Маврикий, Пётр Мних. Считалось, что с этого дня собираются в родные края, зимовавшие в тёплых странах грачи, скворцы, ласточки. «Ранний прилёт грачей и ласточек – к ранней весне», «Ранние ласточки – к счастливому году».
На Маврикия начинались первые работы на поле и в огороде, куда начинали вывозить навоз — пока была крепка дорога, и к полю ещё можно было подъехать.
«Навоз нельзя запахивать в новолуние, а можно в последнюю четверть Луны»,
«В Полнолуние навоз по полям нельзя развозить — сорняки задушат».
В этот день обязательно пекли блины, делали заговор на хороший рост растений в огороде и на поле. В южных регионах сеяли ранний горох и капусту.
8 марта – Кислые Девки. Девушки, не вышедшие замуж до Масленицы, делали заговоры на кислой опаре для привлечения женихов. В этот день определяли, как быстро снег сойдет; по этому дню делали прогноз погоды на Пасхальную неделю. «Коли сорока под стреху лезет — ко вьюге».
9 марта – Иоанн Предтеча, Обретение гнёзд. Иоанну молились об избавлении от головной боли, при освящении пчельника, за детей, о покровительстве посевов и о плодородии. «Перелетные птицы на Обретение домой из жарких стран собираются». Считалось, в этот день «птица гнездо завивает». Народные приметы:
«Если птицы начали вить гнезда на солнечной стороне, то жди лета холодного».
«Если лежит снег на крышах, то на Пасху ещё будет снег в полях». «Если снег выпадет — будет Пасха холодная, а если сухо — и на Пасху дождя не жди»
«Если дятел стучит – будет поздняя весна, синица запела – будет тепло, зяблик свирлит – к ненастью, к холоду».
«Яркие и крутые рога луны – к морозу».
10 марта — Тарас Кумошник. Тарас защищал обиженных и скорбящих, помогал бедным и больным. В этот день делали заговоры от лихорадки и разных недугов. Было принято, как и 1 марта, «окликать весну» и печь из хлебного теста затейливых жаворонков. Вычурно украшенные гостинцы – хлебные жаворонки, медовые дарят с утра детям и всем родным. Пекут «сороки святые, колбаны золотые» на счастье 40 обрядовых колобков (колбанов)
11 марта — Православная церковь почитает память святителя Порфирия (346-420), родившегося в г. Солунь.
Народные приметы 11 марта: Дождь на Порфирия – к доброму лету. Сны, увиденные с 10 на 11 марта, могут сбыться на третий день. А вот сновидения, приснившиеся днём 11 марта, сулят переживания и слёзы.
Коли в этот день птицы вьют гнезда на солнечной стороне домов и деревьев, значит лето будет холодное.
Коли перелётные птицы к этому дню вернулись из теплых краёв, значит быть богатому урожаю хлебов.
У воды нос остёр — пробивается всюду.
Начинают вскрываться крупные реки.
Верба сплошная — к хорошему урожаю.
Выпавший в этот день снег скоро растает, но он предвещает холодное и сырое лето.
В старину верили, что 11 марта парням следует избегать красивых женщин, в которых, по преданию, в этот день вселяется кикимора. Они могут соблазнить мужчину, заманить в его лес, забрать его силу.
12 марта – Прокоп Дорогорушитель дорогу рушит, увяз в сугробе. Выезжать в этот день можно было лишь послушав землю и узнав, надежна ли снеговая дорога. Считалось, что с этого дня приближалась настоящая весна, поселяне делали заговор на урожай, разбрасывали по двору зёрна для птиц. Народные приметы:
Если к этому дню все птицы прилетели с теплых стран, то будет отменный урожай хлеба.
13 марта – Василий Тёплый, Капельник. С этого дня обычно начиналась активная капель из-за таяния снега на крышах. «Придет Василий Капельник — и зима заплачет». В этот день приносили свежую, сосновую ветку в дом, славили сосну, чтобы она очищала воздух в доме и давала здоровье всем домочадцам, а из сосновых почек и хвои варили лечебные напитки.
14 марта (по старому стилю 1 марта) Евдокия Весновка, Авдотья Плющиха. В этот день пекли печенье «жаворонки» и кликали весну, праздновали начало весны: «Евдокия весну сряжает». Пекут обрядовые печенья – жаворонки. Раскатывая жаворонков, матушка загадывала, кому, какой достанется. По тому, как испеклись «жаворонки» судят о добром духе и здоровье семьи. Считалось, что талая вода, полученная в этот день из чистого снега, обладает целебной силой.
15 марта – Федот Ветронос. «Евдокия Федота не спросила и весну снарядила, а он — то крышу с сарая сорвет, то поленницу разворотит, мужиков заботит»,
«Федот хоть и серчает, да, к полудню обмякает — видать, и его солнце припекает».
«Если ветер дует теплый, то и лето теплое, мокрое; если же ветер северный, то и лето ожидай холодное; если идет дождь, то и всё лето мокрое».
16 марта — Евтропий. «Евтропий путь тропит да снег топит». В этот день обходили поле вокруг и крест-накрест для привлечения солнца и богатого урожая.
17 марта – Герасим Грачевник. Считалось, что рождённый в этот день будет хозяйственным.
«Герасим Грачевник грача на Русь ведёт»,
«Если грач на горе – так и весна на дворе»,
«Грач с земли хворостину подбирает – солнечное лето обещает»,
«Если грачи летят прямо на свои старые гнёзда, то весна будет дружной, вода сбежит вся разом».
18 марта — Конон-огородник, Конон-градарь или «оградитель». В переводе с греческого Конон означает «труженник» Православные в этот день чтят память мученика Конона Исаврийского и Конона Градаря. В сознании крестьян Конон Градарь ассоциировался с градом. В день почитания святого в руки нельзя брать ни грабли, ни вилы, чтобы летом град не побил посевы.
К Конону-огороднику крестьяне обращались с просьбой оказать помощь в выращивании овощей. С этого дня принимались пахать огород, даже если на улице ещё была настоящая зима.Пахали и сеяли на Конона чисто символически, чтобы задобрить святого покровителя дня. Верили, что если 18 марта вспахать огород, то будет отменный урожай овощей. Землю не только вспахивали, но и обильно удобряли навозом, приговаривая:
«Конон на огород позвал.
В навозе топтаться – болезней не опасаться.
Навоз голыми ногами месить – всякую тяготу в ногах избыть.
На гряды навозишь навоз – зимой не хлебнешь под печным горшком слёз.»
Ещё в этот день хозяин на огороде выкапывал три лунки, приговаривая: «Одна для засухи, другая для мошек, третья для червей». Считалось, что после проведения такого ритуала летом огородная зелень не пострадает ни от засухи, ни от мошек, ни от червей, ни от жуков. Делали это скрытно, чтобы дурной глаз порчи не навёл.
19 марта – Константиновы круги. В этот день обходили кругами колодцы и вытаптывали снег вокруг, чтобы грязная вода не стекала в них. «К этому дню прилетает белый аист».
20 марта – Омельян, Василий, Павел Капельник. Наступали тёплые дни, с капелью. День весеннего равноденствия, который называли праздником природной гармонии и равновесия, днём обновления жизни и второй встречи весны, первая встреча была на Сретение, третья будет на Благовещение.
В этот день принято покаяться во всех грехах, чтобы радостно, с лёгким сердцем встретить весну.« Если с крыши пласт снега сорвется — это грехи тяжкие на землю падают».
Примечали погоду:
«Если на Омельяна подул южный ветер — к грозовому лету».
«День с ночью меряется, зима кончается, а весна начинается».«С Василия весна идёт».
21 марта – Вербоносица. К дню весеннего равноденствия распускается верба (ива,ветла, ракита, тальник). Считалось, что в цветущей вербе обитают берегини-хранители. С лечебной целью употребляют кору, листья и сережки вербы; при этом кору надо собирать до цветения, а сережки — в пору цветения.
22 марта — Сорок Сороков, Сороки. День весеннего равноденствия и массового прилёта птиц. Вторая встреча весны (первая встреча — на Сретение, третья встреча весны — на Благовещение).
Народное название дня памяти святых 40 мучеников Севастийских.
Обычаи, поверья, приметы и наблюдения.
День прилёта жаворонков. На Жаворонки «День с ночью меряется, зима кончается, а весна начинается»
«Прилетел кулик на Сороки из заморья, принес весну из неволья» У русских существовало поверье, что «В этот день из-за моря сорок пичужек прилетает, в каждой стае — по сорок, и первыми – жаворонки».
На Жаворонки обычно пекли «жаворонков», в большинстве случаев с распростертыми крылышками, как бы летящих, и с хохолками. Птичек раздавали детям, и те с криком и звонким смехом бежали закликать жаворонков, а с ними и весну.
Печёных «жаворонков» насаживали на длинные палки и выбегали с ними на пригорки или насаживали птичек на шесты, на палки плетня и, сбившись в кучу, кричали:
«Жаворонки, прилетите,
Студену зиму унесите,
Теплу весну принесите:
Зима нам надоела,
Весь хлеб у нас поела!»
В одном из печёных «жаворонков» запекалась монета, и тот, кто вытаскивали себе печёную птичку с монетой, считался счастливчиком и, независимо от возраста, ему выпадал жребий стать семейным засевальщиком, то есть он первым разбрасывал первые пригоршни зёрен на пашне в начале посева. В этот день окуривали дом дымом защитных трав. Запасали в этот день воду, обладающую целебной силой.
23 марта – Василиса-Указательница вешней воды.
«У Василисы весенние заботы: отвести воду от дома, чтобы она в подпол не ушла».
«Если на Василису день мглист — лен будет волокнист»,
«Если в этот день туман – середина мая тёплая будет»,
«Туман снег съедает», «Пасмурный день – к хорошему урожаю льна», «Иней и туман в этот день нагоняют дождь на Исакия Змеевика (12 июня)».
24 марта – Заря-Кукушка. Этот день, совпадающий с ранним началом сокодвижения берёзы, считался началом весенних работ в саду.
«Всполашилась зорька утренняя, кукушкой голос подает»,
«При первой кукушке брякни деньгами, чтоб водились».
25 марта Феофан. В этот день было принято кормить птиц – помощников садовода — конопляным и льняным семенем. Исстари было заведено на Руси освобождать птиц из клеток, выпускать на волю. На исполнения этого обычая народ приходил на Птичью ярмарку, все покупали птиц и своими руками выпускали их из клетки. Этот языческий обряд стал исполняться в православный праздник — в день Благовещения Пресвятой Богородицы (7 апреля).
В этот день вольная птица гнезда не вьёт.
«Если утром появится туман, то в этот год будет большой урожай льна и конопли».
«По ночам припадающие к земле туманы гонят снег пуще дождей»,
«Феофан прогонит наст».
на Руси был языческий обычай поклонения огню, поселяне сжигали свои соломенные постели, чтобы истребить болезнь в доме, и прыгали через огонь и окуривали этим огнём свои платья, чтобы избавить себя от призора (сглаза). С этого вечера молодые поселяне переходили с новыми постелями в холодные клети, а в избах оставались старики, больные и дети. (Народный дневник. Народные праздники и обычаи: Из «Сказаний русского народа», собранных И.П. Сахоровым. — М.:Дружба народов, 1991.)
26 марта – Никифор. Считалось, что с этого дня, когда нельзя ничего одалживать, просыпаются медведи. «Если к этому дню уже прилетели гуси, то год будет урожайным», «Если гуси в воде полощутся — скоро быть теплу».
27 марта – Фёдор Скотник. В этот день особо обихаживали домашних животных.
«Если к этому дню уже прилетели гуси, то год будет урожайным»,
«Если гуси в воде полощутся — скоро быть теплу».
«Если на Федора мороз — и всю неделю будет мороз».
28 марта — Лесное Ухоженье. В этот день было принято славить лес, который называли «поильцем-кормильцем» — за то, что он дарит нам древесину, дичь, разные плоды-ягоды, грибы.
29 марта — Саввин, или тележный день. Православная церковь в этот день почитает мученика Савина, пострадавшего за веру при императоре Диоклетиане (284-305). Про Саввин день в народе говорили: «Весенний день, как ласковое слово. Солнца хоть и нет, а вода все равно бежит». Крестьяне 29 марта к первому весеннему выезду готовили телеги: «На Савина сани покинь, а телегу подвинь».
К Саввину дню с дорог сходил снег, а весенний ветер подсушивал грязь. Санный путь окончательно портился, поэтому крестьяне прятали сани и готовили телеги к теплому сезону. Их осматривали, чинили, смазывали. В Саввин день крестьяне объезжали деревню на телеге, и верили, что этот обряд принесёт удачу в делах. Прислушивались к скрипу колёс:
в переднем левом колесе – к болезни;
в переднем правом – к богатству;
в заднем левом – к долгам;
в заднем правом – к деньгам.
30 марта — День Святого Патрика (Патрикия). Святой Патрик — «отец народа». Имя «Patercius» или «Patritius» от двух латинских слов «Pater» — отец, и цевиум — «civium» — народ, «Patricivium» означает «отец народа», покровитель и защитник островного населения. Святой Патрикий умер 17 марта 463 года и был канонизирован до 1054 года — разделения христианской Церкви на Западную и Восточную, поэтому почитается и в католической, и в православной церкви.
По народным поверьям в эту ночь домовой бесится, как всякая нечистая сила, после захода солнца не выходят из дома. Целый год он живёт смирно, радеет о хозяйском добре, бережет скот – лошадей, коров, птицу, смотрит за огородом и садом. У доброго домового всё в доме исправно, все дела спорятся, от всего прибыль, всем в доме сытно. А в этот день он готов сокрушить весь дом и всех извести, в этот день приходит домовому смертная охота жениться на ведьме. Известное дело на Руси, что нечистая сила весь свой век живёт неженатая, да, бездомная.
31 марта — день почитания святителя Кирилла Иерусалимского. Народные приметы:Если к этому дню на склонах появились первые цветы мать-и-мачехи, то в конце марта и в апреле будет стоять теплая погода.
Снег долго грудами лежит – у скота легкий год будет.
Снег гладкий – к неурожаю, шершавый – к урожаю.
Комары появились – к солнечной и ясной погоде.
Много комаров в лесу – хорошо уродят овес и ягоды.
Мошкара кружится – к урожаю грибов.
Если в этот день комара убьете, то вам простится сорок грехов.
Лебеди прилетели – к теплу.
Сны с 30 на 31 марта содержат в себе опасное пророчество. Сновидение, увиденное днем 31 марта, является вещим.