Медицина в древней Греции

мед.ранение- vulci. 500 гг. До н.э

Большое влияние на историческое развитие человечества оказали страны Средиземноморского бассейна и в первую очередь страны античного мира — Древняя Греция (Эллада) и Древний  Рим.

Древняя Греция VI—IV веков до н. э. состояла из ряда мелких рабовладельческих государств, ставших торговым посредником между античными государствами Азии и Африки  Южной и Западной Европы, и Причерноморья. Благодаря морской торговле, ставшей для древней Греции основным источником обогащения в античные времена, появились многочисленные греческие колонии не только в Малой Азии, но и на берегах Чёрного моря, в Южной Италии,  в  Африке.

В V веке до н. э. в античной Греции наблюдался высочайший внутренний расцвет  древнегреческого искусства, науки, философии и культуры, широкое развитие получили различные ремесла и внутренняя и внешняя торговля. 

Знания у древних греков ещё не были разделены на отдельные науки, объединённые общим понятием — философия. Древнегреческое естествознание характеризовалось суммой накопленных точных знаний и обилием гипотез и теорий, предвосхитивших последующие научные открытия.

Для древнегреческой философии, особенно в её ранних стадиях, характерна стихийная диалектика, возникшая в VI веке до н. э. в городах Малоазиатского побережья в среде мыслителей Милетской школы, которые были одновременно и философами, и учёными естествоиспытателями, и врачами.

торговый корабль

Участие древних греков в международной торговле, их общение с различными народами, знакомство с разнообразными культурами и религиозными представлениями содействовали развитию у греков того чрезвычайно своеобразного мировоззрения, которое вошло в историю философии под именем «греческой натурфилософии».

Крупным представителем материализма в Древней Греции был Демокрит (около 460—360 гг. до н. э.). Демокрит учил, что в основе мира лежит не бог, не какой-либо дух, а материя. Из первоматерии возникло всё существующее. Материя состоит из мельчайших частиц (атомов), находящихся в постоянном движении. Различными сочетаниями соединяющихся и разъединяющихся атомов Демокрит объяснял всё разнообразие явлений природы. Природа едина и находится в вечном движенииАтомистический материализм Демокрита выступал против идеи вмешательства богов в судьбы мира и отдельных людей, против всех суеверий.

Идею вечного движения в природе продолжал развивать греческий философ Гераклит утверждавший, что покоя в мире нет, а есть постоянный процесс изменений в природе. Гераклит учил:

«Всё течёт, всё изменяется, нет ничего неподвижного, всё во Вселенной охвачено потоком движения, всё находится в процессе вечной смены, вечного движения».

Значительное внимание уделял Демокрит медицине; он писал о пульсе, о воспалении, о бешенстве. «В своих молитвах люди просят у богов здоровья, а того не знают, что они сами имеют в своём распоряжении средства к этому»,— писал Демокрит своему современнику— врачу Гиппократу.

Греческая натурфилософия оказала существенное влияние на развитие материалистических представлений о болезни.

Идеалистические течения в греческой натурфилософии были представлены школой Пифагора (конец VI века до н. э.), а позднее, с IV века, философией Платона. Эти философы-идеалисты были представителями рабовладельческой аристократии, утверждавшие, что всё в мире совершается по воле стоящей над миром силы в виде либо мистических «чисел» (Пифагор), либо извечных идей (Платон). Согласно теории идей Платона Идеи (эйдосы) существуют отдельно от вещей в другом мире, и для того, чтобы излечить тело, человеку следует изменить свои мысли, идеи (эйдосы), своё мировосприятие.

мед.врачевание-480 – 470 до н.э.,

Древнегреческая медицина.

В поэмах Гомера «Илиада» и «Одиссея» (VIII—VII века до н. э.), описывающих Троянскую войну (XII в. до н. э.) и последующие события, нашли отражение состояние медицины и положение врачей. В «Илиаде» описаны примеры оказания медицинской помощи раненым: удаление у раненых стрел и копий, вонзившихся в тело, расширение раны и разрезывание мягких тканей для более свободного извлечения наконечника стрелы.

К V—IV векам до н. э. в крупных городах древней Греции появились врачи, городские общины могли пригласить врачей в город на время чрезвычайных обстоятельств. Купцы, ремесленники и свободные земледельцы обращались за помощью к врачам, которые останавливались в городских храмах.

В Древней Греции было несколько медицинских школ, индивидуальных по своей философии, где готовились врачи по типу ремесленного ученичества:

Книдская медицинская школа
Кротонская медицинская школа
Косская медицинская школа (на острове Кос) была главной медицинской школой Древней Греции, из неё вышел знаменитый врач Гиппократ.

мед-Гиппократ II Великий

Храмы античной Греции стали местами лечения, а жрецы храмов присвоили себе функции врачей, но наряду с храмовой, жреческой медициной существовала и народная медицина. Для лечения при храмах создавались специальные помещения Асклепеионы — лечебницы и школы врачей не жрецов.

На Пелопоннесе, в 150 км от Афин, в городе Эпидавр, находилось в 5 веке до н.э. величайшие святилище бога Асклепия — Асклепион (др.-греч. Ἀσκληπιεῖον лат. Aesculapium).  Сыновья Асклепия Подалирий и Махаон стали искусными врачами-воинами, авторитет которых ценился очень высоко:

«Стоит многих людей один врачеватель искусный:
Вырежет он и стрелу, и рану присыплет лекарством..

 Описывая Троянскую войну (1240 — 1230 г.г. до н.э.) в «Илиаде» Гомер (9 — 8 векк до н.э.), упоминает об искусстве врача Асклепия и Махаона:Асклепий-раненый стрелой Эней (Aeneas), его сын Ascanius

...Сколько, Талфибий, возможно,
скорей позови Махаона,
Мужа, родитель которого —
врач безупречный Асклепий,
Чтобы пришёл осмотреть Менелая,
любимца Ареса…
Тотчас, бессмертным подобный,
вошёл Махаон в середину…
Рану увидел тогда,
нанесённую горькой стрелою,
Высосал кровь и со знанием,
лекарствами рану засыпал,
Как дружелюбно родитель его
был обучен Хироном…
(Гомер. Илиада 4. 193-219 (9 — 8 вв. до н.э.) («родитель его», то есть,  бог Апполон.)

В крупных городах древней Греции — Афинах, Эгине, на острове Самос имелись общественные врачи, бесплатно лечившие бедных граждан, во избежание эпидемий, были и домашние врачи у знати и богатых горожан. Странствующие врачи — периодевты обслуживали торговцев и ремесленников. Светские врачи оказывали помощь воинам при ранениях во время войн. Имелись и мелкие лечебницы на дому у врача — ятрейи, отсюда происходит слово «педи-атрия».

00-аполлон-колесо-ворон-1в.-до-н.э.

Название «асклепейон» происходит от имени Асклепия. По преданию искусный врач Асклепии (лат. Эскулап), живший в северной Греции, был обожествлен и вошёл в греческую и мировую литературу как бог врачебного искусства — сын Аполлона «исцеляющего». Многие крупные врачи древней Греции и Рима считались потомками Аполлона. Врачебная клятва начинается словами: «Клянусь Аполлоном-врачом...».

Аполлона и Артемиды храм- Делос

На священном острове Делос, где был построен храм Аполлона-целителя, примерно в V веке до нашей эры, раз в пять лет проводились празднества в честь бога Аполлона с участием хоров в честь божества, с гимническими и музыкальными состязаниями. Афиняне решили, что никто не может умереть на Делосе — острове бога-целителя, острове, освящённом Дельфийским храмом бога Аполлона. Афиняне решили попросту срыть все ранее существовавшие могилы, и запретить захоронения на острове Делос, чтобы ничем не омрачать живущего на острове бога целителя. Этот запрет умирать на острове Делос существует до сих пор.

Когда афиняне отправляли корабль с делегатами на празднество в честь бога Аполлона и до его возвращения в Афины, правителям города не позволялось приводить в исполнение смертные приговоры на территории самих Афин.

Покровительницы отдельных отраслей медицины: дочь Асклепия Гигиея (отсюда термин «гигиена») и Панакея покровительница лекарственной терапии.

асклепий

Асклепия изображали, как странствующего врача с большим посохом, вокруг которого обвилась змея — эмблема здоровья и медицины. В мифологии стран Древнего Востока также часто фигурировала змея, обычно вместе с божествами, которых связывали со здоровьем людей  и медицинской деятельностью; встречается змея и в руках жриц, совершающих обряд врачевания, возносящих молитвы или приносящих жертвы.

Змея, как эмблема медицины восходит к первобытному тотемизму — культу животных. Змея и ворон у многих народов считались олицетворением мудрости. У некоторых народов существовали легенды о людях, поедавших змей и таким образом овладевавших глубочайшими познаниями медицины, и способностями к лечению и распознаванию болезней. Легенды эти отражены в художественной литературе, а также в поговорках: «Будьте мудры, аки змии». «Мудрость», то есть знания в древности не была разделены на различные науки, и эмблема змеи относилась к знанию в целом. Врачи ранее других выделились из среды учёных людей, приносящих ощутимую пользу людям, их профессиональной эмблемой стал древнейший символ мудрости — змея.

1-асклепий-и-ужПрофиль Асклепия изображен на аверсе драхмы  и его посох (справа) на пергамской драхме периода  133–27 годов до н.э.

Лечение в Асклепейонах при храмах заключалось во внушении, что способствовало изменению мировосприятия.

Больного подготавливали к само исцелению постом, молитвами, жертвоприношениями, одурманивающими курениями, далее следовал сон больных в храме, и жрецы толковали сны больного. Среди лечебных процедур большое внимание в Асклепионах уделялось водолечению и массажу, при необходимости применялись и хирургические операции.

мед.инструменты

Во время археологических раскопок найдены части хирургических инструментов и другого медицинского оборудования: ножи, ланцеты, иглы, пинцеты, крючки для ран, костные щипцы, зубные щипцы, долота, шпатели, зонды и пр.

вотивн. дар-реб-рождение

Агнодика (греч. Αγνο δίκη) была первым врачом (акушеркой), принимавшим роды в древних Афинах.
Давным-давно (4 век до н. э.) в Афинах жила молодая женщина по имени Агнодика, которая хотела стать врачом, но женщинам тогда запрещалось заниматься медициной. Но так как она была потрясена количеством материнской и перинатальной смертности, она обрезала волосы, оделась мужчиной и отправилась в Александрию (в современном Египте). Там она изучала медицину у Герофила, греческого врача, а позже вернулась в Афины, чтобы применить на практике то, что она узнала.
Агнодика встретила свою первую пациентку во время родов и предложила свою помощь, но женщина отказалась, потому что Агнодика была в мужской одежде и показалась ей мужчиной. Тогда Агнодика сняла с себя одежду и женщина доверилась ей. Слухи о родовспоможении Агродики разнеслись по Афинам, и другим врачам города казалось подозрительным, что женщины перед родами обращались за уходом Агнодику, которого они считали мужчиной. Врачи считали, что он соблазнитель и развратитель женщин и привели его на суд (Ареопаг).
Что сделала Агнодика, чтобы доказать свою невиновность?
Она просто сняла одежду, чтобы показать суду, что она женщина, но мужчины, приведшие её в суд, возмутились тем, что она нарушила афинский закон, запрещавший женщинам заниматься врачеванием. Суд приговорил её к смертной казни! В ответ на это афинские женщины ворвались в суд и защищали Агнодикау, заявив:

«Вы не мужья, а враги, потому что осуждаете того, кто открыл для нас безопасность при родах».

Итак, афиняне изменили закон. С тех пор женщинам разрешили легально изучать медицину и заниматься врачебной практикой.

вотивные дары-ребёнок-благод

В благодарность богам за успешные роды женщины приносили в храм вотивные дары, это дары «по обету», дары принесённые богам по обещанию, данному перед родами в знак благодарности богам за рождение ребёнка.

Излечившиеся от какого-либо недуга больные тоже приносили в храм вотивные дары в виде глиняных слепков, мраморных или металлических больных органов, а люди, желающие излечиться совершали жертвоприношения в храмах — своеобразный вид гонорара жрецам. Найденные в храмах вотивные дары дают представление и о болезнях древних греков, и об уровне анатомических сведений в античной Греции.

5 век до н.э. - вотивный дар по обету за излечение

5 век до н.э. — вотивный дар по обету за излечение

Обычай подношения вотивных изображений существовал ещё в доисторическую эпоху, прежде, чем распространился в Древней Греции и Риме. С глубокой древности сохранилось огромное количество вотивов, сделанных из камня, глины, металла, дерева.

вотивные дары греция

В святилище Асклепия в Эпидавре (Греция) можно увидеть коллекцию древних вотивных даров.
Обычай благодарить бога за исцеление вотивными дарами перешёл в Средневековье, и сохранился до сих пор как в западной Европе у католиков, так и в восточной части православной христианской Европы.

вотивные дары

Языческая практика подношения даров-вотивов была особенно распространена в католической церкви и сохранилась до нашего времени.

Дары по обету — это не только изображения больных или исцелённых частей тела, но, и живописные полотна с изображением тех драматических событий, из которых вышел живым и здоровом человек, благодарный Богу за своё спасение .

вотивный дар

Нередко к иконам подносили вотивные подвески – небольшие серебряные чеканные или, в XIX – начале XX века, штампованные изображения частей человеческого тела (рук, ног, головы, сердца, глаз, иногда целой фигурки взрослого или ребенка) и домашних животных, которые подвешивали к особо почитаемым иконам.

вотивные дары--

На изображениях, принесённых  «по обету» в храм в благодарность за излечение от болезни или в надежде на помощь Бога в исцелении иногда вырезали надпись «о здравии» и имя больного. В Москве на выставке «Драгоценный убор русской иконы» в Историческом музее представлено несколько вотивных подвесок.

вотивный дар - цата
В России вотивные подвески стали широко известны с XVII века, их подносили в виде креста, цаты, гривны к традиционно чтимым иконам. Обычай этот распространился, главным образом, в северо-западной России, на оживлённых торговых путях с западноевропейскими католическими странами.

Афина-спортсмены древн. пятиборья1

Характерной чертой древнегреческой культуры было большое внимание к физическим упражнениям, к закаливанию и к личной гигиене. Молодежь училась в гимнасиях — школах, где с помощью физических упражнений мальчики обучались, борьбе, кулачному бою, бегу, прыжкам, плаванью, верховой езде, управлению колесницей, с ранних  лет воспитывался культ здоровья и красоты тела. На многочисленных греческих вазах — предметах повседневного обихода и одновременно произведениях искусства — сохранились художественные изображения спортивных соревнований в школах-гимнасиях и стадионах, ухода за телом, очищение тела и мытьё в бане, растирание, массаж и обливание тела. В древнегреческой скульптуре отражён культ здоровья и гармонии и красоты человеческого тела.

спорт-все-sportsmen

Передовые философские учения древних греков, развивающиеся под влиянием стихийного материализма и наивной диалектики позволили врачам Древней Греции эпохи её расцвета найти новые решения многих вопросов медицины, разобраться в материальных причинах болезней, понять связи болезней с воздействием внешней среды, увидеть этапы развития болезни, выявить определённые стадии, зафиксировать стадии развития болезни благодаря наблюдениям за ходом болезни. Эти новые подходы к болезни и её лечению способствовали расширению и углублению медицинских знаний.

Самым видным врачом Древней Греции был Гиппократ, отец медицины

 

 

Both comments and pings are currently closed.

Comments are closed.

Welcome to Evpatoria
Яндекс.Метрика Open Directory Project at dmoz.org