Медицина в древней Греции

мед.ранение- vulci. 500 гг. До н.э

Большое влияние на историческое развитие человечества оказали страны Средиземноморского бассейна и в первую очередь страны античного мира — Древняя Греция (Эллада) и Древний  Рим.

Древняя Греция VI—IV веков до н. э. состояла из ряда мелких рабовладельческих государств, ставших торговым посредником между античными государствами Азии и Африки  Южной и Западной Европы, и Причерноморья. Благодаря морской торговле, ставшей для древней Греции основным источником обогащения в античные времена, появились многочисленные греческие колонии не только в Малой Азии, но и на берегах Чёрного моря, в Южной Италии,  в  Африке.

В V веке до н. э. в античной Греции наблюдался высочайший внутренний расцвет  древнегреческого искусства, науки, философии и культуры, широкое развитие получили различные ремесла и внутренняя и внешняя торговля. 

Знания у древних греков ещё не были разделены на отдельные науки, объединённые общим понятием — философия. Древнегреческое естествознание характеризовалось суммой накопленных точных знаний и обилием гипотез и теорий, предвосхитивших последующие научные открытия.

Для древнегреческой философии, особенно в её ранних стадиях, характерна стихийная диалектика, возникшая в VI веке до н. э. в городах Малоазиатского побережья в среде мыслителей Милетской школы, которые были одновременно и философами, и учёными естествоиспытателями, и врачами.

торговый корабль

Участие древних греков в международной торговле, их общение с различными народами, знакомство с разнообразными культурами и религиозными представлениями содействовали развитию у греков того чрезвычайно своеобразного мировоззрения, которое вошло в историю философии под именем «греческой натурфилософии».

Крупным представителем материализма в Древней Греции был Демокрит (около 460—360 гг. до н. э.). Демокрит учил, что в основе мира лежит не бог, не какой-либо дух, а материя. Из первоматерии возникло всё существующее. Материя состоит из мельчайших частиц (атомов), находящихся в постоянном движении. Различными сочетаниями соединяющихся и разъединяющихся атомов Демокрит объяснял всё разнообразие явлений природы. Природа едина и находится в вечном движенииАтомистический материализм Демокрита выступал против идеи вмешательства богов в судьбы мира и отдельных людей, против всех суеверий.

Идею вечного движения в природе продолжал развивать греческий философ Гераклит утверждавший, что покоя в мире нет, а есть постоянный процесс изменений в природе. Гераклит учил:

«Всё течёт, всё изменяется, нет ничего неподвижного, всё во Вселенной охвачено потоком движения, всё находится в процессе вечной смены, вечного движения».

Значительное внимание уделял Демокрит медицине; он писал о пульсе, о воспалении, о бешенстве. «В своих молитвах люди просят у богов здоровья, а того не знают, что они сами имеют в своём распоряжении средства к этому»,— писал Демокрит своему современнику— врачу Гиппократу.

Греческая натурфилософия оказала существенное влияние на развитие материалистических представлений о болезни.

Идеалистические течения в греческой натурфилософии были представлены школой Пифагора (конец VI века до н. э.), а позднее, с IV века, философией Платона. Эти философы-идеалисты были представителями рабовладельческой аристократии, утверждавшие, что всё в мире совершается по воле стоящей над миром силы в виде либо мистических «чисел» (Пифагор), либо извечных идей (Платон). Согласно теории идей Платона Идеи (эйдосы) существуют отдельно от вещей в другом мире, и для того, чтобы излечить тело, человеку следует изменить свои мысли, идеи (эйдосы), своё мировосприятие.

мед.врачевание-480 – 470 до н.э.,

Древнегреческая медицина.

В поэмах Гомера «Илиада» и «Одиссея» (VIII—VII века до н. э.), описывающих Троянскую войну (XII в. до н. э.) и последующие события, нашли отражение состояние медицины и положение врачей. В «Илиаде» описаны примеры оказания медицинской помощи раненым: удаление у раненых стрел и копий, вонзившихся в тело, расширение раны и разрезывание мягких тканей для более свободного извлечения наконечника стрелы.

К V—IV векам до н. э. в крупных городах древней Греции появились врачи, городские общины могли пригласить врачей в город на время чрезвычайных обстоятельств. Купцы, ремесленники и свободные земледельцы обращались за помощью к врачам, которые останавливались в городских храмах.

В Древней Греции было несколько медицинских школ, индивидуальных по своей философии, где готовились врачи по типу ремесленного ученичества:

Книдская медицинская школа
Кротонская медицинская школа
Косская медицинская школа (на острове Кос) была главной медицинской школой Древней Греции, из неё вышел знаменитый врач Гиппократ.

Храмы античной Греции стали местами лечения, а жрецы храмов присвоили себе функции врачей, но наряду с храмовой, жреческой медициной существовала и народная медицина. Для лечения при храмах создавались специальные помещения Асклепеионы — лечебницы и школы врачей не жрецов.

На Пелопоннесе, в 150 км от Афин, в городе Эпидавр, находилось в 5 веке до н.э. величайшие святилище бога Асклепия — Асклепион (др.-греч. Ἀσκληπιεῖον лат. Aesculapium).  Сыновья Асклепия Подалирий и Махаон стали искусными врачами-воинами, авторитет которых ценился очень высоко:

«Стоит многих людей один врачеватель искусный:
Вырежет он и стрелу, и рану присыплет лекарством..

 Описывая Троянскую войну (1240 — 1230 г.г. до н.э.) в «Илиаде» Гомер (9 — 8 векк до н.э.), упоминает об искусстве врача Асклепия и Махаона:Асклепий-раненый стрелой Эней (Aeneas), его сын Ascanius

...Сколько, Талфибий, возможно,
скорей позови Махаона,
Мужа, родитель которого —
врач безупречный Асклепий,
Чтобы пришёл осмотреть Менелая,
любимца Ареса…
Тотчас, бессмертным подобный,
вошёл Махаон в середину…
Рану увидел тогда,
нанесённую горькой стрелою,
Высосал кровь и со знанием,
лекарствами рану засыпал,
Как дружелюбно родитель его
был обучен Хироном…
(Гомер. Илиада 4. 193-219 (9 — 8 вв. до н.э.) («родитель его», то есть,  бог Апполон.)

В крупных городах древней Греции — Афинах, Эгине, на острове Самос имелись общественные врачи, бесплатно лечившие бедных граждан, во избежание эпидемий, были и домашние врачи у знати и богатых горожан. Странствующие врачи — периодевты обслуживали торговцев и ремесленников. Светские врачи оказывали помощь воинам при ранениях во время войн. Имелись и мелкие лечебницы на дому у врача — ятрейи, отсюда происходит слово «педи-атрия».

00-аполлон-колесо-ворон-1в.-до-н.э.

Название «асклепейон» происходит от имени Асклепия. По преданию искусный врач Асклепии (лат. Эскулап), живший в северной Греции, был обожествлен и вошёл в греческую и мировую литературу как бог врачебного искусства — сын Аполлона «исцеляющего». Многие крупные врачи древней Греции и Рима считались потомками Аполлона. Врачебная клятва начинается словами: «Клянусь Аполлоном-врачом...».

Покровительницы отдельных отраслей медицины: дочь Асклепия Гигиея (отсюда термин «гигиена») и Панакея покровительница лекарственной терапии.

асклепий

Асклепия изображали, как странствующего врача с большим посохом, вокруг которого обвилась змея — эмблема здоровья и медицины. В мифологии стран Древнего Востока также часто фигурировала змея, обычно вместе с божествами, которых связывали со здоровьем людей  и медицинской деятельностью; встречается змея и в руках жриц, совершающих обряд врачевания, возносящих молитвы или приносящих жертвы.

Змея, как эмблема медицины восходит к первобытному тотемизму — культу животных. Змея и ворон у многих народов считались олицетворением мудрости. У некоторых народов существовали легенды о людях, поедавших змей и таким образом овладевавших глубочайшими познаниями медицины, и способностями к лечению и распознаванию болезней. Легенды эти отражены в художественной литературе, а также в поговорках: «Будьте мудры, аки змии». «Мудрость», то есть знания в древности не была разделены на различные науки, и эмблема змеи относилась к знанию в целом. Врачи ранее других выделились из среды учёных людей, приносящих ощутимую пользу людям, их профессиональной эмблемой стал древнейший символ мудрости — змея.

1-асклепий-и-ужПрофиль Асклепия изображен на аверсе драхмы  и его посох (справа) на пергамской драхме периода  133–27 годов до н.э.

Лечение в Асклепейонах при храмах заключалось во внушении, что способствовало изменению мировосприятия.

Больного подготавливали к самоисцелению постом, молитвами, жертвоприношениями, одурманивающими курениями, далее следовал сон больных в храме, и жрецы толковали сны больного. Среди лечебных процедур большое внимание в Асклепионах уделялось водолечению и массажу, при необходимости применялись и хирургические операции.

мед.инструменты

Во время археологических раскопок найдены части хирургических инструментов и другого медицинского оборудования: ножи, ланцеты, иглы, пинцеты, крючки для ран, костные щипцы, зубные щипцы, долота, шпатели, зонды и пр.

вотивн. дар-реб-рождение

вотивные дары-ребёнок-благод

Излечившиеся больные приносили в храм вотивные дары, в знак благодарности богам за рождение ребёнка в виде глиняных слепков, мраморных или металлических больных органов, а люди, желающие излечиться совершали жертвоприношения в храмах — своеобразный вид гонорара жрецам. Найденные в храмах вотивные дары дают представление и о болезнях древних греков, и об уровне анатомических сведений в античной Греции.Афина-спортсмены древн. пятиборья1

Характерной чертой древнегреческой культуры было большое внимание к физическим упражнениям, к закаливанию и к личной гигиене. Молодежь училась в гимнасиях — школах, где с помощью физических упражнений мальчики обучались, борьбе, кулачному бою, бегу, прыжкам, плаванью, верховой езде, управлению колесницей, с ранних  лет воспитывался культ здоровья и красоты тела. На многочисленных греческих вазах — предметах повседневного обихода и одновременно произведениях искусства — сохранились художественные изображения спортивных соревнований в школах-гимнасиях и стадионах, ухода за телом, очищение тела и мытьё в бане, растирание, массаж и обливание тела. В древнегреческой скульптуре отражён культ здоровья и гармонии и красоты человеческого тела.

спорт-все-sportsmen

Передовые философские учения древних греков, развивающиеся под влиянием стихийного материализма и наивной диалектики позволили врачам Древней Греции эпохи ее расцвета найти новые решения многих вопросов медицины, разобраться в материальных причинах болезней, понять связи болезней с воздействием внешней среды, увидеть этапы развития болезни, выявить определённые стадии, зафиксировать стадии развития болезни благодаря наблюдениям за ходом болезни. Эти новые подходы к болезни и ее лечению способствовали расширению и углублению медицинских знаний. Самым видным врачом Древней Греции был Гиппократ.

мед-Hippocrates1756_large

Гиппократ (460—377 гг. до н. э.) вышел из семьи врачей и, кроме знаний, полученных от отца, учился медицине на острове Кос. Гиппократ много путешествовал, как странствующий врач, жил в Египте, где ознакомился с египетской медициной, обошёл прибрежные города Малой Азии, побывал в греческих колониях на берегах Чёрного моря и, вернувшись в Грецию, занимался врачебной практикой.  Многочисленные путешествия дали Гиппократу знакомство с достижениями древней медицины Индии, Египта и народов Малой Азии.

Гиппократу стали известны медицинские знания скифов, проживавших на северных берегах Чёрного моря. Об обычаях скифов в связи с состоянием их здоровья он упоминает в своём произведении «О воздухах, водах и местностях».

Скифские лекари с давних времен пользовались у греков высокой репутацией искусных врачевателей. Медицинские знания и методы лечения скифов оказали большое влияние на Гиппократа. Разработанные Гиппократом методы лечения переломов  (применение вытяжения, шин), вывихов, дают возможность предположить, что он участвовал в военных походах, как врач. Молодому врачу, желающему изучить хирургию, Гиппократ советует сопровождать войска в походе.

карта-Ancient_Greek_Colonies_of_N_Black_Sea

Период деятельности Гиппократа совпал с высочайшим внутренним расцветом Греции — эпохой Перикла, возглавившего афинскую рабовладельческую демократию, представлявшую собой общину свободных людей — купцов, ремесленников, землевладельцев, имевших рабов в собственности. Рабы  не только не имели никаких гражданских прав, но даже не считались людьми, а рассматривались как говорящий инструмент. В афинском обществе эпохи Перикла развивались различные искусства и знания, жили великие философы Анаксагор и Демокрит, скульптор Фидий, драматурги Софокл и Эврипид, историки Геродот, совершивший путешествие в Скифию и Фукидид, описавший эпидемию «Афинской чумы» и во время Пелопонесской войны, участником которой он был.

Со времён Гиппократа до нас дошло большое собрание сочинений медицинского содержания — «Гиппократов сборник», объединивший около 70 сочинений по медицине. Гиппократу принадлежит авторство самых важных частей медицинских сочинений — «О воздухе, воде и местностях», «Прогностика», «Эпидемии», «О ранах головы», «О переломах» и др.  Другие произведения, вошедшие в «Гиппократов сборник», написаны сыном и зятем Гиппократа, и его учениками, единомышленниками и последователями. Большая часть произведений, включенных в «Гиппократов сборник», передавало взгляды Коссокой школы древнегреческих врачей, основанные на опыте, изучении фактов, опирающихся на наблюдение, эксперимент, в сборнике систематизированы разрозненные наблюдения прежних врачей. «Гиппократов сборник» стал медицинской энциклопедией V—IV веков до н. э. — периода расцвета греческой медицины.  В статьях «Сборника» даны описания многих известных болезней, острых заразных заболеваний, приведены методы их распознавания и лечения, дополненные изложением собственных методов и принципов врачевания.

Важной заслугой Гиппократа стал анализ различных типов заболеваний, и установление многих причин и условий возникновения болезней, выявление их сущности, и разработка методов лечения и предупреждения болезней. Гиппократ считал болезнь — проявлением жизни организма в результате изменения окружающей среды и питания, различных неблагоприятных воздействий на человека, а не проявление божественной воли, или злого духа, как утверждали жрецы храмов.

По Гиппократу, причины болезни вполне естественны, и каждая болезнь происходит в организме только сообразно с природой. Болезнь имеет свою естественную причину, и ничего в организме человека не совершается без естественной причины.

Гиппократ создал учение о влиянии окружающей среды и условий жизни на здоровье, указал на влияние внешних факторов и среды обитания человека на здоровье и возникновение в организме заболеваний.

Естественные причины болезни человека лежат в воздействии окружающей человека внешней среды, которая вызывает похожие заболевание у целого ряда людей. К воздействию внешней среды обитания Гиппократ относил время года, температуру воздуха, климат, свойства почвы и воды в данной местности, эпидемии, миазмы. Гиппократ отмечал и индивидуальные причины болезней отдельных людей, относя сюда их образ жизни, питание, возраст человека, его наследственность и наклонность к определенным страданиям.

торговый-корабль

В произведении «О воздухах, водах и местностях» Гиппократ требовал, чтобы врач, прибывший в новый для него город, изучил его климат, почву, образ жизни населения. Только тот врачеватель, кто предварительно исследует условия жизни людей в городе, сможет успешно лечить горожан.

Гиппократ устанавливал причинно следственную связь различных болезней с погодными условиями и временами года. В сочинении «О древней медицине» Гиппократ объяснял возникновение медицины у древних людей первобытного общества, в связи с их заботами о питании, и выборе продуктов.

Гиппократ понимал болезнь как процесс изменений всего организма, работающего как единая система, зависимая от работы каждого органа, влияющего на работу всего организма в целом.

4-Temperament_

Гиппократ считал, что, жизнь человеческого организма определяется четырьмя соками (влагами, жидкостями): кровь, слизь (флегма), желчь жёлтая и желчь чёрная. В основе этих соков лежат четыре первичных начала природы: тепло, холод, сухость, влажность. Каждому из четырёх соков соответствует определенный темперамент: крови — сангвинический,   слизи (флегме) — флегматический, жёлтой желчи — холерический, чёрной желчи — меланхолический темперамент. Образование определенного темперамента  у человека, он связывал с преобладанием у него соответствующего сока. Разделение людей по темпераменту и выявление типов людей Гиппократ связывал с физико-географическими условиями разных местностей, подчеркивая этим, что окружающая природа действует на человека.

И. П. Павлов в своём учении об общих типах высшей нервной деятельности животных и человека указал, что Гиппократ правильно уловил основные типы: «Теперь можно ясно видеть, как греческий гений Гиппократа уловил в массе бесчисленных вариантов человеческого поведения капитальные черты».

спорт-греч. борцы-510 г н.э.

Гиппократ прекрасно знал систему органов движения — кости, суставы, связки, мышцы, о чем свидетельствуют предложенные им методы лечения переломов, закрытых и открытых, растяжений, вывихов. Об этом свидетельствует и «скамья Гиппократа»—применявшийся им станок для вытяжения и других ортопедических процедур. Гиппократ даёт много полезных рекомендаций по уходу за ранами, наложению повязок и т. д.

Сочинения Гиппократа свидетельствуют о его богатом опыте врачевания и наблюдательности, помогающей Гиппократу давать меткие сравнения. Так, мелкопузырчатые хрипы в легких он сравнивал с кипением уксуса, плевритический шум трения, возникающий при воспалении плевральных лепестков (оболочек, окружающих каждое легкое), он сравнивал с хрустением кожаного ремня. Гиппократ первым начал выслушивать ухом грудную клетку — этот приём исследования, долго не находил применения после него.

Многие «Афоризмы» Гиппократа свидетельствуют не только о большой наблюдательности и опыте, но и о ряде прозорливых догадок, приближавшихся к верному пониманию сущности и причин некоторых страданий. Однако во многих других произведениях древности встречаются суждения, отражающие невысокий уровень анатомо-физиологических и медицинских представлений древнего мира.

Для Косской медицинской школы характерен отказ от систематизации болезней на группы и виды и отказ от диагноза. После внимательного наблюдения признаков болезни врачи Косской школы переходили к прогнозу, детально разработанному для разных случаев, и  к индивидуальному симптоматическому лечению.

Книдская школа, напротив, схематизировала лечение, уделяя значительное место при обследовании больного подведению болезни под одну из установленных многочисленных схем лечения.

В учении Гиппократа уделялось внимание и организму больного, и внешней природной среде, условиям жизни, окружению. Гиппократ требовал учитывать в первую очередь «природу» больного, его «физис» и всячески стимулировать «естественные способности» организма к самоисцелению. Он остерегался насильственно вмешиваться в естественны» ход патологических процессов, призывая прежде всего «не вредить».

Гиппократ настаивал на систематическом и всестороннем наблюдении за больными. Для этого он рекомендовал врачу чаще наблюдать больного в различное время суток, во время сна и бодрствования, в самых различных состояниях. Гиппократ смотрел на болезнь, как на явление изменяющееся. Каждая болезнь имеет начало, середину и конец, три стадии: а) сырости, б) сварения и в) извержения (crisis). Наблюдательность Гиппократа позволила ему точно описать некоторые болезни и симптомы; им были описаны лицо тяжелобольного (fades Hippocratica), утолщение концевых фаланг пальцев рук («пальцы Гиппократа»), «шум плеска» (succussio Hippocrati).

Основное внимание Гиппократ уделял заболеваниям внутренних органов, общей терапии, акушерству, хирургии и другим заболеваниям взрослых.

Наряду с болезнями взрослых Гиппократ занимался и педиатрией. Высказывания Гиппократа дают представление об уровне педиатрических знаний античного мира. Наряду с сохранившимися предрассудками и ненаучными пережитками они содержат ценные сведения. Гиппократ дал описание свинки. Особое внимание он уделял заболеваниям новорожденных и грудных детей. Педиатрические высказывания Гиппократа оказали большое влияние на последующие работы врачей древности (Сорана Эфесского, Орибазия), европейских врачей средневековья (Салернской школы), представителей медицины народов Востока (Ар-Рази, Ибн-Сина и др.) и врачей эпохи Возрождения.

Признавая, что причины болезней всегда естественны, Гиппократ основу излечения больного видел в использовании врачом природных свойств организма. Основа терапии Гиппократа—вера в целительные свойства природы, а задача врача, учитывая особенности организма больного, помочь силами природы. «Природа—врач болезней», поэтому врач должен придерживаться пути, начертанного природой.

помпеи-мозаика--

Значительное место в терапии Гиппократ уделял диете не только пищевой, но и общегигиенической. Гиппократ не пренебрегал и лекарственным лечением, широко используя опыт народной медицины. В «Гиппократовом сборнике» перечислено более 250 растительных и 50 животных средств, используемых как лекарства потогонные, слабительные, рвотные, мочегонные и т. д. В наружных средствах применялись соли металлов. Гиппократ назначал больным банки и кровопускание. Он рекомендовал соблюдать осторожность, учитывать реакцию организма, не торопиться, не заменять быстро одно лекарство другим.

рим-мозаика-грибы-свин

Гиппократ использовал элементы магического, придавая особое значение числам, и считая, что острые заболевания кончаются на 7-й день, а хронические — на 21-й день и что заболевания чаще бывают в нечетные годы и числа.

Гиппократ применял метод лечения «противоположного противоположным»: «Переполнение врачует опорожнение, опорожнение же — переполнение… труд врачует отдых и, наоборот, покой — труд. Одним словом, противоположное есть лекарство для противоположного, ибо медицина есть прибавление и отнятие: отнятие всего того, что излишне, прибавление же недостающего. И кто это наилучше делает, тот наилучший врач».

Такой взгляд на методы лечения в последующем историческом развитии медицины сыграл положительную роль.

Много внимания Гиппократ уделял различным вопросам хирургии: для остановки кровотечения он рекомендовалось придавать конечностям возвышенное положение, применять холод, сдавление, кровоостанавливающие, прижигания, при ранении рекомендовался покой, при вывихах и переломах — неподвижные повязки. В ряде случаев Гиппократ энергично вмешивался в течение болезни. «В сильных болезнях нужны и лекарства самые сильные».

Большое значение Гиппократ придавал прогнозу, предсказанию, предвидению врачом дальнейшего хода болезни и посвятил этому особое сочинение «Прогностика». «Мне кажется, — писал Гиппократ, — что для врача самое лучшее — позаботиться о способности предвидения». В «Прогностике» получил отражение огромный врачебный опыт, накопленный греческими врачами и систематизированный Гиппократом.

мед-клятва-

В знаменитой «Клятве врача» Гиппократ определил взаимоотношения врача и больного, а также окружающих его и врачей между собой. Клятва не представляла оригинального произведения Гиппократа или его современников, известно, что в более ранних источниках Египта и Индии, других стран, в том числе и России встречались профессиональные обязательства врачей сходного содержания. В несколько измененном виде профессиональные обязательства врачей  сохранилось и до настоящего времени во многих странах как присяга или торжественное обязательство врачей, окончивших медицинский факультет.

Правила поведения врача по отношению к больному, указанные Гиппократом, отражали всю противоречивость положения врача в условиях рабовладельческого строя. Он осуждал врачей, начинающих посещение с требования оплаты и установления её размера.

Стараясь найти природное единство  во всём многообразии жизни, Гиппократ основывался на догадках натурфилософии врача и философа Эмпедокла, в его учении о четырёх стихиях как неизменной материальной основе мира. В соответствии с этим учением Гиппократ чисто умозрительно принял учение о четырех жидкостях, лежащих в основе жизнедеятельности человеческого организма (кровь, слизь желтая и черная желчь) и четырёх свойствах (холод и теплота, сухость и влажность). Различное смешение и соотношение этих жидкостей и свойств и обусловливало здоровье и болезнь, темперамент и конституцию человека.

Гален назвал Гиппократа истинным основателем теории элементов. Если Эмпедокл и считал, что во всех телах существуют четыре основные материи, то Гиппократ допускал образование тел через смешение этих основных материй. Гиппократ считал причиной телесных явлений не столько основные материи, сколько особенности и качества их.

Гиппократ на много веков определил направление развития медицины. В течение долгого времени врачи всего мира пользовались наследием Гиппократа, а основные идеи Гиппократа—наблюдение у постели больного, симптоматология отдельных заболеваний, роль внешней среды в этиологии заболеваний, медико-топографические описания, гигиено-диететические методы лечения, сохранили свое значение до настоящего времени.

Основные принципы учения Гиппократа предупреждали врачей против односторонних, метафизических увлечений и ошибок, которых было так много в многовековом развитии медицины.

Both comments and pings are currently closed.

Comments are closed.

Welcome to Evpatoria
Яндекс.Метрика Open Directory Project at dmoz.org