Большое влияние на историческое развитие человечества оказали страны Средиземноморского бассейна и в первую очередь страны античного мира — Древняя Греция (Эллада) и Древний Рим.
Древняя Греция VI—IV веков до н. э. состояла из ряда мелких рабовладельческих государств, ставших торговым посредником между античными государствами Азии и Африки Южной и Западной Европы, и Причерноморья. Благодаря морской торговле, ставшей для древней Греции основным источником обогащения в античные времена, появились многочисленные греческие колонии не только в Малой Азии, но и на берегах Чёрного моря, в Южной Италии, в Африке.
В V веке до н. э. в античной Греции наблюдался высочайший внутренний расцвет древнегреческого искусства, науки, философии и культуры, широкое развитие получили различные ремесла и внутренняя и внешняя торговля.
Знания у древних греков ещё не были разделены на отдельные науки, объединённые общим понятием — философия. Древнегреческое естествознание характеризовалось суммой накопленных точных знаний и обилием гипотез и теорий, предвосхитивших последующие научные открытия.
Для древнегреческой философии, особенно в её ранних стадиях, характерна стихийная диалектика, возникшая в VI веке до н. э. в городах Малоазиатского побережья в среде мыслителей Милетской школы, которые были одновременно и философами, и учёными естествоиспытателями, и врачами.
Участие древних греков в международной торговле, их общение с различными народами, знакомство с разнообразными культурами и религиозными представлениями содействовали развитию у греков того чрезвычайно своеобразного мировоззрения, которое вошло в историю философии под именем «греческой натурфилософии».
Крупным представителем материализма в Древней Греции был Демокрит (около 460—360 гг. до н. э.). Демокрит учил, что в основе мира лежит не бог, не какой-либо дух, а материя. Из первоматерии возникло всё существующее. Материя состоит из мельчайших частиц (атомов), находящихся в постоянном движении. Различными сочетаниями соединяющихся и разъединяющихся атомов Демокрит объяснял всё разнообразие явлений природы. Природа едина и находится в вечном движении. Атомистический материализм Демокрита выступал против идеи вмешательства богов в судьбы мира и отдельных людей, против всех суеверий.
Идею вечного движения в природе продолжал развивать греческий философ Гераклит утверждавший, что покоя в мире нет, а есть постоянный процесс изменений в природе. Гераклит учил:
«Всё течёт, всё изменяется, нет ничего неподвижного, всё во Вселенной охвачено потоком движения, всё находится в процессе вечной смены, вечного движения».
Значительное внимание уделял Демокрит медицине; он писал о пульсе, о воспалении, о бешенстве. «В своих молитвах люди просят у богов здоровья, а того не знают, что они сами имеют в своём распоряжении средства к этому»,— писал Демокрит своему современнику— врачу Гиппократу.
Греческая натурфилософия оказала существенное влияние на развитие материалистических представлений о болезни.
Идеалистические течения в греческой натурфилософии были представлены школой Пифагора (конец VI века до н. э.), а позднее, с IV века, философией Платона. Эти философы-идеалисты были представителями рабовладельческой аристократии, утверждавшие, что всё в мире совершается по воле стоящей над миром силы в виде либо мистических «чисел» (Пифагор), либо извечных идей (Платон). Согласно теории идей Платона Идеи (эйдосы) существуют отдельно от вещей в другом мире, и для того, чтобы излечить тело, человеку следует изменить свои мысли, идеи (эйдосы), своё мировосприятие.
Древнегреческая медицина.
В поэмах Гомера «Илиада» и «Одиссея» (VIII—VII века до н. э.), описывающих Троянскую войну (XII в. до н. э.) и последующие события, нашли отражение состояние медицины и положение врачей. В «Илиаде» описаны примеры оказания медицинской помощи раненым: удаление у раненых стрел и копий, вонзившихся в тело, расширение раны и разрезывание мягких тканей для более свободного извлечения наконечника стрелы.
К V—IV векам до н. э. в крупных городах древней Греции появились врачи, городские общины могли пригласить врачей в город на время чрезвычайных обстоятельств. Купцы, ремесленники и свободные земледельцы обращались за помощью к врачам, которые останавливались в городских храмах.
В Древней Греции было несколько медицинских школ, индивидуальных по своей философии, где готовились врачи по типу ремесленного ученичества:
Книдская медицинская школа
Кротонская медицинская школа
Косская медицинская школа (на острове Кос) была главной медицинской школой Древней Греции, из неё вышел знаменитый врач Гиппократ.
Храмы античной Греции стали местами лечения, а жрецы храмов присвоили себе функции врачей, но наряду с храмовой, жреческой медициной существовала и народная медицина. Для лечения при храмах создавались специальные помещения Асклепеионы — лечебницы и школы врачей не жрецов.
На Пелопоннесе, в 150 км от Афин, в городе Эпидавр, находилось в 5 веке до н.э. величайшие святилище бога Асклепия — Асклепион (др.-греч. Ἀσκληπιεῖον лат. Aesculapium). Сыновья Асклепия Подалирий и Махаон стали искусными врачами-воинами, авторитет которых ценился очень высоко:
«Стоит многих людей один врачеватель искусный:
Вырежет он и стрелу, и рану присыплет лекарством...»
Описывая Троянскую войну (1240 — 1230 г.г. до н.э.) в «Илиаде» Гомер (9 — 8 векк до н.э.), упоминает об искусстве врача Асклепия и Махаона:
...Сколько, Талфибий, возможно,
скорей позови Махаона,
Мужа, родитель которого —
врач безупречный Асклепий,
Чтобы пришёл осмотреть Менелая,
любимца Ареса…
Тотчас, бессмертным подобный,
вошёл Махаон в середину…
Рану увидел тогда,
нанесённую горькой стрелою,
Высосал кровь и со знанием,
лекарствами рану засыпал,
Как дружелюбно родитель его
был обучен Хироном…
(Гомер. Илиада 4. 193-219 (9 — 8 вв. до н.э.) («родитель его», то есть, бог Апполон.)
В крупных городах древней Греции — Афинах, Эгине, на острове Самос имелись общественные врачи, бесплатно лечившие бедных граждан, во избежание эпидемий, были и домашние врачи у знати и богатых горожан. Странствующие врачи — периодевты обслуживали торговцев и ремесленников. Светские врачи оказывали помощь воинам при ранениях во время войн. Имелись и мелкие лечебницы на дому у врача — ятрейи, отсюда происходит слово «педи-атрия».
Название «асклепейон» происходит от имени Асклепия. По преданию искусный врач Асклепии (лат. Эскулап), живший в северной Греции, был обожествлен и вошёл в греческую и мировую литературу как бог врачебного искусства — сын Аполлона «исцеляющего». Многие крупные врачи древней Греции и Рима считались потомками Аполлона. Врачебная клятва начинается словами: «Клянусь Аполлоном-врачом...».
На священном острове Делос, где был построен храм Аполлона-целителя, примерно в V веке до нашей эры, раз в пять лет проводились празднества в честь бога Аполлона с участием хоров в честь божества, с гимническими и музыкальными состязаниями. Афиняне решили, что никто не может умереть на Делосе — острове бога-целителя, острове, освящённом Дельфийским храмом бога Аполлона. Афиняне решили попросту срыть все ранее существовавшие могилы, и запретить захоронения на острове Делос, чтобы ничем не омрачать живущего на острове бога целителя. Этот запрет умирать на острове Делос существует до сих пор.
Когда афиняне отправляли корабль с делегатами на празднество в честь бога Аполлона и до его возвращения в Афины, правителям города не позволялось приводить в исполнение смертные приговоры на территории самих Афин.
Покровительницы отдельных отраслей медицины: дочь Асклепия Гигиея (отсюда термин «гигиена») и Панакея покровительница лекарственной терапии.
Асклепия изображали, как странствующего врача с большим посохом, вокруг которого обвилась змея — эмблема здоровья и медицины. В мифологии стран Древнего Востока также часто фигурировала змея, обычно вместе с божествами, которых связывали со здоровьем людей и медицинской деятельностью; встречается змея и в руках жриц, совершающих обряд врачевания, возносящих молитвы или приносящих жертвы.
Змея, как эмблема медицины восходит к первобытному тотемизму — культу животных. Змея и ворон у многих народов считались олицетворением мудрости. У некоторых народов существовали легенды о людях, поедавших змей и таким образом овладевавших глубочайшими познаниями медицины, и способностями к лечению и распознаванию болезней. Легенды эти отражены в художественной литературе, а также в поговорках: «Будьте мудры, аки змии». «Мудрость», то есть знания в древности не была разделены на различные науки, и эмблема змеи относилась к знанию в целом. Врачи ранее других выделились из среды учёных людей, приносящих ощутимую пользу людям, их профессиональной эмблемой стал древнейший символ мудрости — змея.
Профиль Асклепия изображен на аверсе драхмы и его посох (справа) на пергамской драхме периода 133–27 годов до н.э.
Лечение в Асклепейонах при храмах заключалось во внушении, что способствовало изменению мировосприятия.
Больного подготавливали к само исцелению постом, молитвами, жертвоприношениями, одурманивающими курениями, далее следовал сон больных в храме, и жрецы толковали сны больного. Среди лечебных процедур большое внимание в Асклепионах уделялось водолечению и массажу, при необходимости применялись и хирургические операции.
Во время археологических раскопок найдены части хирургических инструментов и другого медицинского оборудования: ножи, ланцеты, иглы, пинцеты, крючки для ран, костные щипцы, зубные щипцы, долота, шпатели, зонды и пр.
Агнодика (греч. Αγνο δίκη) была первым врачом (акушеркой), принимавшим роды в древних Афинах.
Давным-давно (4 век до н. э.) в Афинах жила молодая женщина по имени Агнодика, которая хотела стать врачом, но женщинам тогда запрещалось заниматься медициной. Но так как она была потрясена количеством материнской и перинатальной смертности, она обрезала волосы, оделась мужчиной и отправилась в Александрию (в современном Египте). Там она изучала медицину у Герофила, греческого врача, а позже вернулась в Афины, чтобы применить на практике то, что она узнала.
Агнодика встретила свою первую пациентку во время родов и предложила свою помощь, но женщина отказалась, потому что Агнодика была в мужской одежде и показалась ей мужчиной. Тогда Агнодика сняла с себя одежду и женщина доверилась ей. Слухи о родовспоможении Агродики разнеслись по Афинам, и другим врачам города казалось подозрительным, что женщины перед родами обращались за уходом Агнодику, которого они считали мужчиной. Врачи считали, что он соблазнитель и развратитель женщин и привели его на суд (Ареопаг).
Что сделала Агнодика, чтобы доказать свою невиновность?
Она просто сняла одежду, чтобы показать суду, что она женщина, но мужчины, приведшие её в суд, возмутились тем, что она нарушила афинский закон, запрещавший женщинам заниматься врачеванием. Суд приговорил её к смертной казни! В ответ на это афинские женщины ворвались в суд и защищали Агнодикау, заявив:
«Вы не мужья, а враги, потому что осуждаете того, кто открыл для нас безопасность при родах».
Итак, афиняне изменили закон. С тех пор женщинам разрешили легально изучать медицину и заниматься врачебной практикой.
В благодарность богам за успешные роды женщины приносили в храм вотивные дары, это дары «по обету», дары принесённые богам по обещанию, данному перед родами в знак благодарности богам за рождение ребёнка.
Излечившиеся от какого-либо недуга больные тоже приносили в храм вотивные дары в виде глиняных слепков, мраморных или металлических больных органов, а люди, желающие излечиться совершали жертвоприношения в храмах — своеобразный вид гонорара жрецам. Найденные в храмах вотивные дары дают представление и о болезнях древних греков, и об уровне анатомических сведений в античной Греции.
Обычай подношения вотивных изображений существовал ещё в доисторическую эпоху, прежде, чем распространился в Древней Греции и Риме. С глубокой древности сохранилось огромное количество вотивов, сделанных из камня, глины, металла, дерева.
В святилище Асклепия в Эпидавре (Греция) можно увидеть коллекцию древних вотивных даров.
Обычай благодарить бога за исцеление вотивными дарами перешёл в Средневековье, и сохранился до сих пор как в западной Европе у католиков, так и в восточной части православной христианской Европы.
Языческая практика подношения даров-вотивов была особенно распространена в католической церкви и сохранилась до нашего времени.
Дары по обету — это не только изображения больных или исцелённых частей тела, но, и живописные полотна с изображением тех драматических событий, из которых вышел живым и здоровом человек, благодарный Богу за своё спасение .
Нередко к иконам подносили вотивные подвески – небольшие серебряные чеканные или, в XIX – начале XX века, штампованные изображения частей человеческого тела (рук, ног, головы, сердца, глаз, иногда целой фигурки взрослого или ребенка) и домашних животных, которые подвешивали к особо почитаемым иконам.
На изображениях, принесённых «по обету» в храм в благодарность за излечение от болезни или в надежде на помощь Бога в исцелении иногда вырезали надпись «о здравии» и имя больного. В Москве на выставке «Драгоценный убор русской иконы» в Историческом музее представлено несколько вотивных подвесок.
В России вотивные подвески стали широко известны с XVII века, их подносили в виде креста, цаты, гривны к традиционно чтимым иконам. Обычай этот распространился, главным образом, в северо-западной России, на оживлённых торговых путях с западноевропейскими католическими странами.
Характерной чертой древнегреческой культуры было большое внимание к физическим упражнениям, к закаливанию и к личной гигиене. Молодежь училась в гимнасиях — школах, где с помощью физических упражнений мальчики обучались, борьбе, кулачному бою, бегу, прыжкам, плаванью, верховой езде, управлению колесницей, с ранних лет воспитывался культ здоровья и красоты тела. На многочисленных греческих вазах — предметах повседневного обихода и одновременно произведениях искусства — сохранились художественные изображения спортивных соревнований в школах-гимнасиях и стадионах, ухода за телом, очищение тела и мытьё в бане, растирание, массаж и обливание тела. В древнегреческой скульптуре отражён культ здоровья и гармонии и красоты человеческого тела.
Передовые философские учения древних греков, развивающиеся под влиянием стихийного материализма и наивной диалектики позволили врачам Древней Греции эпохи её расцвета найти новые решения многих вопросов медицины, разобраться в материальных причинах болезней, понять связи болезней с воздействием внешней среды, увидеть этапы развития болезни, выявить определённые стадии, зафиксировать стадии развития болезни благодаря наблюдениям за ходом болезни. Эти новые подходы к болезни и её лечению способствовали расширению и углублению медицинских знаний.
Самым видным врачом Древней Греции был Гиппократ, отец медицины