Большое влияние на историческое развитие человечества оказали страны Средиземноморского бассейна и в первую очередь страны античного мира — Древняя Греция (Эллада) и Древний Рим.
Древняя Греция VI—IV веков до н. э. состояла из ряда мелких рабовладельческих государств, ставших торговым посредником между античными государствами Азии и Африки Южной и Западной Европы, и Причерноморья. Благодаря морской торговле, ставшей для древней Греции основным источником обогащения в античные времена, появились многочисленные греческие колонии не только в Малой Азии, но и на берегах Чёрного моря, в Южной Италии, в Африке.
В V веке до н. э. в античной Греции наблюдался высочайший внутренний расцвет древнегреческого искусства, науки, философии и культуры, широкое развитие получили различные ремесла и внутренняя и внешняя торговля.
Знания у древних греков ещё не были разделены на отдельные науки, объединённые общим понятием — философия. Древнегреческое естествознание характеризовалось суммой накопленных точных знаний и обилием гипотез и теорий, предвосхитивших последующие научные открытия.
Для древнегреческой философии, особенно в её ранних стадиях, характерна стихийная диалектика, возникшая в VI веке до н. э. в городах Малоазиатского побережья в среде мыслителей Милетской школы, которые были одновременно и философами, и учёными естествоиспытателями, и врачами.
Участие древних греков в международной торговле, их общение с различными народами, знакомство с разнообразными культурами и религиозными представлениями содействовали развитию у греков того чрезвычайно своеобразного мировоззрения, которое вошло в историю философии под именем «греческой натурфилософии».
Крупным представителем материализма в Древней Греции был Демокрит (около 460—360 гг. до н. э.). Демокрит учил, что в основе мира лежит не бог, не какой-либо дух, а материя. Из первоматерии возникло всё существующее. Материя состоит из мельчайших частиц (атомов), находящихся в постоянном движении. Различными сочетаниями соединяющихся и разъединяющихся атомов Демокрит объяснял всё разнообразие явлений природы. Природа едина и находится в вечном движении. Атомистический материализм Демокрита выступал против идеи вмешательства богов в судьбы мира и отдельных людей, против всех суеверий.
Идею вечного движения в природе продолжал развивать греческий философ Гераклит утверждавший, что покоя в мире нет, а есть постоянный процесс изменений в природе. Гераклит учил:
«Всё течёт, всё изменяется, нет ничего неподвижного, всё во Вселенной охвачено потоком движения, всё находится в процессе вечной смены, вечного движения».
Значительное внимание уделял Демокрит медицине; он писал о пульсе, о воспалении, о бешенстве. «В своих молитвах люди просят у богов здоровья, а того не знают, что они сами имеют в своём распоряжении средства к этому»,— писал Демокрит своему современнику— врачу Гиппократу.
Греческая натурфилософия оказала существенное влияние на развитие материалистических представлений о болезни.
Идеалистические течения в греческой натурфилософии были представлены школой Пифагора (конец VI века до н. э.), а позднее, с IV века, философией Платона. Эти философы-идеалисты были представителями рабовладельческой аристократии, утверждавшие, что всё в мире совершается по воле стоящей над миром силы в виде либо мистических «чисел» (Пифагор), либо извечных идей (Платон). Согласно теории идей Платона Идеи (эйдосы) существуют отдельно от вещей в другом мире, и для того, чтобы излечить тело, человеку следует изменить свои мысли, идеи (эйдосы), своё мировосприятие.
Древнегреческая медицина.
В поэмах Гомера «Илиада» и «Одиссея» (VIII—VII века до н. э.), описывающих Троянскую войну (XII в. до н. э.) и последующие события, нашли отражение состояние медицины и положение врачей. В «Илиаде» описаны примеры оказания медицинской помощи раненым: удаление у раненых стрел и копий, вонзившихся в тело, расширение раны и разрезывание мягких тканей для более свободного извлечения наконечника стрелы.
К V—IV векам до н. э. в крупных городах древней Греции появились врачи, городские общины могли пригласить врачей в город на время чрезвычайных обстоятельств. Купцы, ремесленники и свободные земледельцы обращались за помощью к врачам, которые останавливались в городских храмах.
В Древней Греции было несколько медицинских школ, индивидуальных по своей философии, где готовились врачи по типу ремесленного ученичества:
Книдская медицинская школа
Кротонская медицинская школа
Косская медицинская школа (на острове Кос) была главной медицинской школой Древней Греции, из неё вышел знаменитый врач Гиппократ.
Храмы античной Греции стали местами лечения, а жрецы храмов присвоили себе функции врачей, но наряду с храмовой, жреческой медициной существовала и народная медицина. Для лечения при храмах создавались специальные помещения Асклепеионы — лечебницы и школы врачей не жрецов.
На Пелопоннесе, в 150 км от Афин, в городе Эпидавр, находилось в 5 веке до н.э. величайшие святилище бога Асклепия — Асклепион (др.-греч. Ἀσκληπιεῖον лат. Aesculapium). Сыновья Асклепия Подалирий и Махаон стали искусными врачами-воинами, авторитет которых ценился очень высоко:
«Стоит многих людей один врачеватель искусный:
Вырежет он и стрелу, и рану присыплет лекарством...»
Описывая Троянскую войну (1240 — 1230 г.г. до н.э.) в «Илиаде» Гомер (9 — 8 векк до н.э.), упоминает об искусстве врача Асклепия и Махаона:
...Сколько, Талфибий, возможно,
скорей позови Махаона,
Мужа, родитель которого —
врач безупречный Асклепий,
Чтобы пришёл осмотреть Менелая,
любимца Ареса…
Тотчас, бессмертным подобный,
вошёл Махаон в середину…
Рану увидел тогда,
нанесённую горькой стрелою,
Высосал кровь и со знанием,
лекарствами рану засыпал,
Как дружелюбно родитель его
был обучен Хироном…
(Гомер. Илиада 4. 193-219 (9 — 8 вв. до н.э.) («родитель его», то есть, бог Апполон.)
В крупных городах древней Греции — Афинах, Эгине, на острове Самос имелись общественные врачи, бесплатно лечившие бедных граждан, во избежание эпидемий, были и домашние врачи у знати и богатых горожан. Странствующие врачи — периодевты обслуживали торговцев и ремесленников. Светские врачи оказывали помощь воинам при ранениях во время войн. Имелись и мелкие лечебницы на дому у врача — ятрейи, отсюда происходит слово «педи-атрия».
Название «асклепейон» происходит от имени Асклепия. По преданию искусный врач Асклепии (лат. Эскулап), живший в северной Греции, был обожествлен и вошёл в греческую и мировую литературу как бог врачебного искусства — сын Аполлона «исцеляющего». Многие крупные врачи древней Греции и Рима считались потомками Аполлона. Врачебная клятва начинается словами: «Клянусь Аполлоном-врачом...».
Покровительницы отдельных отраслей медицины: дочь Асклепия Гигиея (отсюда термин «гигиена») и Панакея покровительница лекарственной терапии.
Асклепия изображали, как странствующего врача с большим посохом, вокруг которого обвилась змея — эмблема здоровья и медицины. В мифологии стран Древнего Востока также часто фигурировала змея, обычно вместе с божествами, которых связывали со здоровьем людей и медицинской деятельностью; встречается змея и в руках жриц, совершающих обряд врачевания, возносящих молитвы или приносящих жертвы.
Змея, как эмблема медицины восходит к первобытному тотемизму — культу животных. Змея и ворон у многих народов считались олицетворением мудрости. У некоторых народов существовали легенды о людях, поедавших змей и таким образом овладевавших глубочайшими познаниями медицины, и способностями к лечению и распознаванию болезней. Легенды эти отражены в художественной литературе, а также в поговорках: «Будьте мудры, аки змии». «Мудрость», то есть знания в древности не была разделены на различные науки, и эмблема змеи относилась к знанию в целом. Врачи ранее других выделились из среды учёных людей, приносящих ощутимую пользу людям, их профессиональной эмблемой стал древнейший символ мудрости — змея.
Профиль Асклепия изображен на аверсе драхмы и его посох (справа) на пергамской драхме периода 133–27 годов до н.э.
Лечение в Асклепейонах при храмах заключалось во внушении, что способствовало изменению мировосприятия.
Больного подготавливали к самоисцелению постом, молитвами, жертвоприношениями, одурманивающими курениями, далее следовал сон больных в храме, и жрецы толковали сны больного. Среди лечебных процедур большое внимание в Асклепионах уделялось водолечению и массажу, при необходимости применялись и хирургические операции.
Во время археологических раскопок найдены части хирургических инструментов и другого медицинского оборудования: ножи, ланцеты, иглы, пинцеты, крючки для ран, костные щипцы, зубные щипцы, долота, шпатели, зонды и пр.
Излечившиеся больные приносили в храм вотивные дары, в знак благодарности богам за рождение ребёнка в виде глиняных слепков, мраморных или металлических больных органов, а люди, желающие излечиться совершали жертвоприношения в храмах — своеобразный вид гонорара жрецам. Найденные в храмах вотивные дары дают представление и о болезнях древних греков, и об уровне анатомических сведений в античной Греции.
Характерной чертой древнегреческой культуры было большое внимание к физическим упражнениям, к закаливанию и к личной гигиене. Молодежь училась в гимнасиях — школах, где с помощью физических упражнений мальчики обучались, борьбе, кулачному бою, бегу, прыжкам, плаванью, верховой езде, управлению колесницей, с ранних лет воспитывался культ здоровья и красоты тела. На многочисленных греческих вазах — предметах повседневного обихода и одновременно произведениях искусства — сохранились художественные изображения спортивных соревнований в школах-гимнасиях и стадионах, ухода за телом, очищение тела и мытьё в бане, растирание, массаж и обливание тела. В древнегреческой скульптуре отражён культ здоровья и гармонии и красоты человеческого тела.
Передовые философские учения древних греков, развивающиеся под влиянием стихийного материализма и наивной диалектики позволили врачам Древней Греции эпохи ее расцвета найти новые решения многих вопросов медицины, разобраться в материальных причинах болезней, понять связи болезней с воздействием внешней среды, увидеть этапы развития болезни, выявить определённые стадии, зафиксировать стадии развития болезни благодаря наблюдениям за ходом болезни. Эти новые подходы к болезни и ее лечению способствовали расширению и углублению медицинских знаний. Самым видным врачом Древней Греции был Гиппократ.
Гиппократ (460—377 гг. до н. э.) вышел из семьи врачей и, кроме знаний, полученных от отца, учился медицине на острове Кос. Гиппократ много путешествовал, как странствующий врач, жил в Египте, где ознакомился с египетской медициной, обошёл прибрежные города Малой Азии, побывал в греческих колониях на берегах Чёрного моря и, вернувшись в Грецию, занимался врачебной практикой. Многочисленные путешествия дали Гиппократу знакомство с достижениями древней медицины Индии, Египта и народов Малой Азии.
Гиппократу стали известны медицинские знания скифов, проживавших на северных берегах Чёрного моря. Об обычаях скифов в связи с состоянием их здоровья он упоминает в своём произведении «О воздухах, водах и местностях».
Скифские лекари с давних времен пользовались у греков высокой репутацией искусных врачевателей. Медицинские знания и методы лечения скифов оказали большое влияние на Гиппократа. Разработанные Гиппократом методы лечения переломов (применение вытяжения, шин), вывихов, дают возможность предположить, что он участвовал в военных походах, как врач. Молодому врачу, желающему изучить хирургию, Гиппократ советует сопровождать войска в походе.
Период деятельности Гиппократа совпал с высочайшим внутренним расцветом Греции — эпохой Перикла, возглавившего афинскую рабовладельческую демократию, представлявшую собой общину свободных людей — купцов, ремесленников, землевладельцев, имевших рабов в собственности. Рабы не только не имели никаких гражданских прав, но даже не считались людьми, а рассматривались как говорящий инструмент. В афинском обществе эпохи Перикла развивались различные искусства и знания, жили великие философы Анаксагор и Демокрит, скульптор Фидий, драматурги Софокл и Эврипид, историки Геродот, совершивший путешествие в Скифию и Фукидид, описавший эпидемию «Афинской чумы» и во время Пелопонесской войны, участником которой он был.
Со времён Гиппократа до нас дошло большое собрание сочинений медицинского содержания — «Гиппократов сборник», объединивший около 70 сочинений по медицине. Гиппократу принадлежит авторство самых важных частей медицинских сочинений — «О воздухе, воде и местностях», «Прогностика», «Эпидемии», «О ранах головы», «О переломах» и др. Другие произведения, вошедшие в «Гиппократов сборник», написаны сыном и зятем Гиппократа, и его учениками, единомышленниками и последователями. Большая часть произведений, включенных в «Гиппократов сборник», передавало взгляды Коссокой школы древнегреческих врачей, основанные на опыте, изучении фактов, опирающихся на наблюдение, эксперимент, в сборнике систематизированы разрозненные наблюдения прежних врачей. «Гиппократов сборник» стал медицинской энциклопедией V—IV веков до н. э. — периода расцвета греческой медицины. В статьях «Сборника» даны описания многих известных болезней, острых заразных заболеваний, приведены методы их распознавания и лечения, дополненные изложением собственных методов и принципов врачевания.
Важной заслугой Гиппократа стал анализ различных типов заболеваний, и установление многих причин и условий возникновения болезней, выявление их сущности, и разработка методов лечения и предупреждения болезней. Гиппократ считал болезнь — проявлением жизни организма в результате изменения окружающей среды и питания, различных неблагоприятных воздействий на человека, а не проявление божественной воли, или злого духа, как утверждали жрецы храмов.
По Гиппократу, причины болезни вполне естественны, и каждая болезнь происходит в организме только сообразно с природой. Болезнь имеет свою естественную причину, и ничего в организме человека не совершается без естественной причины.
Гиппократ создал учение о влиянии окружающей среды и условий жизни на здоровье, указал на влияние внешних факторов и среды обитания человека на здоровье и возникновение в организме заболеваний.
Естественные причины болезни человека лежат в воздействии окружающей человека внешней среды, которая вызывает похожие заболевание у целого ряда людей. К воздействию внешней среды обитания Гиппократ относил время года, температуру воздуха, климат, свойства почвы и воды в данной местности, эпидемии, миазмы. Гиппократ отмечал и индивидуальные причины болезней отдельных людей, относя сюда их образ жизни, питание, возраст человека, его наследственность и наклонность к определенным страданиям.
В произведении «О воздухах, водах и местностях» Гиппократ требовал, чтобы врач, прибывший в новый для него город, изучил его климат, почву, образ жизни населения. Только тот врачеватель, кто предварительно исследует условия жизни людей в городе, сможет успешно лечить горожан.
Гиппократ устанавливал причинно следственную связь различных болезней с погодными условиями и временами года. В сочинении «О древней медицине» Гиппократ объяснял возникновение медицины у древних людей первобытного общества, в связи с их заботами о питании, и выборе продуктов.
Гиппократ понимал болезнь как процесс изменений всего организма, работающего как единая система, зависимая от работы каждого органа, влияющего на работу всего организма в целом.
Гиппократ считал, что, жизнь человеческого организма определяется четырьмя соками (влагами, жидкостями): кровь, слизь (флегма), желчь жёлтая и желчь чёрная. В основе этих соков лежат четыре первичных начала природы: тепло, холод, сухость, влажность. Каждому из четырёх соков соответствует определенный темперамент: крови — сангвинический, слизи (флегме) — флегматический, жёлтой желчи — холерический, чёрной желчи — меланхолический темперамент. Образование определенного темперамента у человека, он связывал с преобладанием у него соответствующего сока. Разделение людей по темпераменту и выявление типов людей Гиппократ связывал с физико-географическими условиями разных местностей, подчеркивая этим, что окружающая природа действует на человека.
И. П. Павлов в своём учении об общих типах высшей нервной деятельности животных и человека указал, что Гиппократ правильно уловил основные типы: «Теперь можно ясно видеть, как греческий гений Гиппократа уловил в массе бесчисленных вариантов человеческого поведения капитальные черты».
Гиппократ прекрасно знал систему органов движения — кости, суставы, связки, мышцы, о чем свидетельствуют предложенные им методы лечения переломов, закрытых и открытых, растяжений, вывихов. Об этом свидетельствует и «скамья Гиппократа»—применявшийся им станок для вытяжения и других ортопедических процедур. Гиппократ даёт много полезных рекомендаций по уходу за ранами, наложению повязок и т. д.
Сочинения Гиппократа свидетельствуют о его богатом опыте врачевания и наблюдательности, помогающей Гиппократу давать меткие сравнения. Так, мелкопузырчатые хрипы в легких он сравнивал с кипением уксуса, плевритический шум трения, возникающий при воспалении плевральных лепестков (оболочек, окружающих каждое легкое), он сравнивал с хрустением кожаного ремня. Гиппократ первым начал выслушивать ухом грудную клетку — этот приём исследования, долго не находил применения после него.
Многие «Афоризмы» Гиппократа свидетельствуют не только о большой наблюдательности и опыте, но и о ряде прозорливых догадок, приближавшихся к верному пониманию сущности и причин некоторых страданий. Однако во многих других произведениях древности встречаются суждения, отражающие невысокий уровень анатомо-физиологических и медицинских представлений древнего мира.
Для Косской медицинской школы характерен отказ от систематизации болезней на группы и виды и отказ от диагноза. После внимательного наблюдения признаков болезни врачи Косской школы переходили к прогнозу, детально разработанному для разных случаев, и к индивидуальному симптоматическому лечению.
Книдская школа, напротив, схематизировала лечение, уделяя значительное место при обследовании больного подведению болезни под одну из установленных многочисленных схем лечения.
В учении Гиппократа уделялось внимание и организму больного, и внешней природной среде, условиям жизни, окружению. Гиппократ требовал учитывать в первую очередь «природу» больного, его «физис» и всячески стимулировать «естественные способности» организма к самоисцелению. Он остерегался насильственно вмешиваться в естественны» ход патологических процессов, призывая прежде всего «не вредить».
Гиппократ настаивал на систематическом и всестороннем наблюдении за больными. Для этого он рекомендовал врачу чаще наблюдать больного в различное время суток, во время сна и бодрствования, в самых различных состояниях. Гиппократ смотрел на болезнь, как на явление изменяющееся. Каждая болезнь имеет начало, середину и конец, три стадии: а) сырости, б) сварения и в) извержения (crisis). Наблюдательность Гиппократа позволила ему точно описать некоторые болезни и симптомы; им были описаны лицо тяжелобольного (fades Hippocratica), утолщение концевых фаланг пальцев рук («пальцы Гиппократа»), «шум плеска» (succus—sio Hippocrati).
Основное внимание Гиппократ уделял заболеваниям внутренних органов, общей терапии, акушерству, хирургии и другим заболеваниям взрослых.
Наряду с болезнями взрослых Гиппократ занимался и педиатрией. Высказывания Гиппократа дают представление об уровне педиатрических знаний античного мира. Наряду с сохранившимися предрассудками и ненаучными пережитками они содержат ценные сведения. Гиппократ дал описание свинки. Особое внимание он уделял заболеваниям новорожденных и грудных детей. Педиатрические высказывания Гиппократа оказали большое влияние на последующие работы врачей древности (Сорана Эфесского, Орибазия), европейских врачей средневековья (Салернской школы), представителей медицины народов Востока (Ар-Рази, Ибн-Сина и др.) и врачей эпохи Возрождения.
Признавая, что причины болезней всегда естественны, Гиппократ основу излечения больного видел в использовании врачом природных свойств организма. Основа терапии Гиппократа—вера в целительные свойства природы, а задача врача, учитывая особенности организма больного, помочь силами природы. «Природа—врач болезней», поэтому врач должен придерживаться пути, начертанного природой.
Значительное место в терапии Гиппократ уделял диете не только пищевой, но и общегигиенической. Гиппократ не пренебрегал и лекарственным лечением, широко используя опыт народной медицины. В «Гиппократовом сборнике» перечислено более 250 растительных и 50 животных средств, используемых как лекарства потогонные, слабительные, рвотные, мочегонные и т. д. В наружных средствах применялись соли металлов. Гиппократ назначал больным банки и кровопускание. Он рекомендовал соблюдать осторожность, учитывать реакцию организма, не торопиться, не заменять быстро одно лекарство другим.
Гиппократ использовал элементы магического, придавая особое значение числам, и считая, что острые заболевания кончаются на 7-й день, а хронические — на 21-й день и что заболевания чаще бывают в нечетные годы и числа.
Гиппократ применял метод лечения «противоположного противоположным»: «Переполнение врачует опорожнение, опорожнение же — переполнение… труд врачует отдых и, наоборот, покой — труд. Одним словом, противоположное есть лекарство для противоположного, ибо медицина есть прибавление и отнятие: отнятие всего того, что излишне, прибавление же недостающего. И кто это наилучше делает, тот наилучший врач».
Такой взгляд на методы лечения в последующем историческом развитии медицины сыграл положительную роль.
Много внимания Гиппократ уделял различным вопросам хирургии: для остановки кровотечения он рекомендовалось придавать конечностям возвышенное положение, применять холод, сдавление, кровоостанавливающие, прижигания, при ранении рекомендовался покой, при вывихах и переломах — неподвижные повязки. В ряде случаев Гиппократ энергично вмешивался в течение болезни. «В сильных болезнях нужны и лекарства самые сильные».
Большое значение Гиппократ придавал прогнозу, предсказанию, предвидению врачом дальнейшего хода болезни и посвятил этому особое сочинение «Прогностика». «Мне кажется, — писал Гиппократ, — что для врача самое лучшее — позаботиться о способности предвидения». В «Прогностике» получил отражение огромный врачебный опыт, накопленный греческими врачами и систематизированный Гиппократом.
В знаменитой «Клятве врача» Гиппократ определил взаимоотношения врача и больного, а также окружающих его и врачей между собой. Клятва не представляла оригинального произведения Гиппократа или его современников, известно, что в более ранних источниках Египта и Индии, других стран, в том числе и России встречались профессиональные обязательства врачей сходного содержания. В несколько измененном виде профессиональные обязательства врачей сохранилось и до настоящего времени во многих странах как присяга или торжественное обязательство врачей, окончивших медицинский факультет.
Правила поведения врача по отношению к больному, указанные Гиппократом, отражали всю противоречивость положения врача в условиях рабовладельческого строя. Он осуждал врачей, начинающих посещение с требования оплаты и установления её размера.
Стараясь найти природное единство во всём многообразии жизни, Гиппократ основывался на догадках натурфилософии врача и философа Эмпедокла, в его учении о четырёх стихиях как неизменной материальной основе мира. В соответствии с этим учением Гиппократ чисто умозрительно принял учение о четырех жидкостях, лежащих в основе жизнедеятельности человеческого организма (кровь, слизь желтая и черная желчь) и четырёх свойствах (холод и теплота, сухость и влажность). Различное смешение и соотношение этих жидкостей и свойств и обусловливало здоровье и болезнь, темперамент и конституцию человека.
Гален назвал Гиппократа истинным основателем теории элементов. Если Эмпедокл и считал, что во всех телах существуют четыре основные материи, то Гиппократ допускал образование тел через смешение этих основных материй. Гиппократ считал причиной телесных явлений не столько основные материи, сколько особенности и качества их.
Гиппократ на много веков определил направление развития медицины. В течение долгого времени врачи всего мира пользовались наследием Гиппократа, а основные идеи Гиппократа—наблюдение у постели больного, симптоматология отдельных заболеваний, роль внешней среды в этиологии заболеваний, медико-топографические описания, гигиено-диететические методы лечения, сохранили свое значение до настоящего времени.
Основные принципы учения Гиппократа предупреждали врачей против односторонних, метафизических увлечений и ошибок, которых было так много в многовековом развитии медицины.