«О, времена! О, нравы!» — «O tempora! O mores!» — крылатое латинское выражение, которое часто употреблял в своих речах Марк Туллий Цицерон (106-43 гг. до н.э.), осуждая в упадке нравов целое поколение современного ему Рима, в сравнении с нравами древнеримской республики. С каждым десятилетием мода меняется, и старое поколение все чаще вздыхает, глядя на нравы современной молодежи, так было всегда.
О том, как выглядели люди античности мы узнаём из изображений на древних фресках, мозаиках, рисунках на вазах и других прекрасных произведениях искусства. Современные стилисты и ведущие модельеры изучают особенности модных направлений и стилей одежды античных времён, когда мода тоже диктовала свои правила.
В Древнем Риме и Древней Греции существовал культ сильного и здорового тела, молодые люди воспитывались в школах -гимнасиях — «gymnasion», где физическому развитию придавалось большое значение. Молодых людей обучали не только гимнастике, плаванию, но и музыке, пению, танцам. Сильное, подтянутое тело в античные времена считалось эталоном красоты и здоровья. Умение молодых девушек грациозно, гармонично и изящно двигаться ценилось в античном мире, так же высоко, как умение ткать полотно, шить модную одежду и умение носить летящие хитоны и пеплосы из тяжелых шерстяных тканей.
В жарких странах Средиземноморья предпочтения отдавались натуральному шёлку, тонкому полотну из льна, хлопчатобумажным и шерстяным тканям. Богата одежда в древней Греции отличалась красотой и изяществом складок, драпировки, и высоким качеством тонких шёлковых тканей, которые доставляли из далёкого Китая и Индии в страны Средиземноморья по великому Шёлковому пути.
Пояса из тонкой кожи (стафион) надевали для поддержки хитона и для облегчения формирования драпировки ткани в красивые складки. Вся красота древнегреческого костюма заключалась в мягко ниспадающих складках тонких тканей, свободно летящих и подчёркивающих скульптурную красоту здорового и красивого тела.
Культ красоты человеческого тела в античном мире превращал обнажение отдельных частей тела в норму, часто мы видим открытыми руки, плечи, грудь, ноги, открыты сбоку до самой талии. Античная одежда в большой степени подчёркивала естественные контуры тела,и была своеобразным дополнением к обнаженному телу.
Мягкий средиземноморский климат Греции, с сухой и теплой зимой, создавал благоприятные условия для ношения одежды отрытых фасонов. Античная одежда мужчин и женщин в своей основе кроя, в способах ношения и некоторые виды драпировки были почти идентичны, разной была лишь длина одеяния.
Не менее тщательно в древней Греции выбиралась обувь. Благодаря теплому мягкому климату Средиземноморья Античный Мир предпочитал носить открытые сандалии с кожаными ремешками,подобно змее обвивающими голень, или мягкие кожаные сапоги из тонкой кожи на плоском подошве.
В начале нашей эры древнегреческий костюм потерял своеобразие, слившись с римским костюмом и господствующей римской модой, требующей демонстрации роскоши и богатства. В древнем Риме в моду вошла тога с застёжкой на плече в виде золотой фибулой, украшенной драгоценными камнями и жемчугом. Хитоны были самых разных цветов — пурпурные, желтые, розовые, бирюзовые, голубые и белые.
Античные красавицы завивали волосы на волшебные бигуди , укладывали высокие причёски, украшая их нитками жемчуга, живыми цветами, шёлковыми лентами и красивыми гребнями.Длинные волосы во все времена были естественным украшением, ценившимся наравне с драгоценными камнями и золотом.
Известный поэт античности Апулей писал: «Если бы у самых прекраснейших женщин снять с головы волосы и лицо лишить природной прелести, то пусть будет с неба сошедшая, морем рожденная, волнами воспитанная, пусть, говорю, будет самой Венерой… благоухающей, бальзам источающей… даже Вулкану своему понравиться не сможет».
В древней Греции существовал обычай в знак скорби обрезать волосы и приносить на алтарь богам, а голову посыпать пеплом. Лысеющие мужчины древней Греции покупали себе парики и пользовались накладными шевелюрами, которые изготовляли в мастерских на островах Эгейского моря.
Обязательным дополнением античного костюма были богатые украшения, кольца, диадемы, браслеты, украшенные стилизованными изображениями зверей, птиц или букет из игрушек и цветов. Искусные древнегреческие мастера, художники и ювелиры создавали настоящие произведения искусства, которые высоко ценились не только в странах Средиземноморья, но в Причерноморье, в Боспорском царстве.