Свое долгое царствование Митридат VI Евпатор начал с создания сильной понтийской армии, во главе которой он намеревался совершить большие завоевания.
К времени царя Митридата принадлежат выпуски монет Боспорского царства из меди с изображением бюста Девы и колчана на лицевой стороне монеты и лани с опущенной головой в венке на оборотной стороне монеты….
Самая дорогая монета Пантикапея продана на аукционе за рекордную сумму — $ 3,25 млн. был продан Лот 213 — золотой статер — 9.12 гр., золотая монета из Пантикапея (350-300 до н.э.) была найдена в Керчи (Крым). На аверсе золотой монеты изображена, слегка повёрнутая влево, глава бородатого сатира (ПАНа) с длинными растрепанными волосами и лошадиными ушами. Сатир (Σάτυρος) в античной мифологии лесное божество плодородия, жизнерадостное козлоногое существо, живущее в дикой природе. По гипотезе А. А. Молчанова, «Satur»- древне-минойское имя бога, происходящее от корня «tur» — «владыка» и приставки «Sа-», то есть «Со-владыка» природы.
Глава сатира на аверсе золотого статера — это чудо портретной живописи, непревзойденное мастерство гениального художника-гравёра, жившего 2300 лет назад и сумевшего в столь миниатюрной форме передать выражение лица Сатира. На реверсе золотой монеты изображены буквы ПАN вокруг крылатого грифона повёрнутого влево. Подняв правую переднюю лапу, рогатый и крылатый грифон, держит в пасти копьё. Под ногами грифона изображён полный пшеничный колос, как символ финансового благополучия Пантикапея.
Все четыре разновидности этого типа чеканки на монетах, отличающиеся монограммами Девы и местом их расположения, являются отдельными выпусками (рис. 66, 67, 68, 68а).
Довольно точно датируется единственный выпуск митридатовского времени с головой Девы, луком и колчаном на оборотной стороне и орлом на пучке молний и монограммой Девы на оборотной.
После гибели Митридата VI Северное Причерноморье фактически оказалось в руках римлян, которые передали управление Херсонесом Боспорскому царству.
Город очень тяготился таким положением и стремился его изменить, посещая посольства в Риме. При Цезаре усилия херсонеситов увенчались успехом, город получил свободу, по-гречески «элевтерию».
Это подтверждается выпуском медных монет крупного номинала, тетрассариев или дупондиев с надписью «свободный Херсонес» (рис. 69).
Однако, обретенная самостоятельность Боспорского царства и Херсонеса вскоре после смерти Юлия Цезаря (44 г. до н.э.) была утрачена. Херсонес вновь оказывается в подчинении у Боспора. Монеты Херсонеса следующих выпусков уже не имеют никаких упоминаний о «свободе».
В начале I века н.э. Херсонес, несмотря на притязания боспорских царей, стремится сохранить свои права «свободного» города, обращаясь за поддержкой к римской администрации, и, видимо, получает ее.
После 45 г. н. э. происходят существенные изменения и в монетном деле Херсонеса. Город приступает к экстраординарным монетным эмиссиям — выпуску золотых статеров. (рис.70).
Спустя несколько лет начинается чеканка медных монет, регулярно осуществлявшаяся несколько лет подряд, с изображением богини Победы — Ники с пальмовой ветвью и венком — несомненным доказательством определенных завоеваний и побед (рис.71).
По свидетельству римского писателя Плиния римляне в очередной раз даровали Херсонесу свободу, что и нашло отражение в монетном деле. Однако через некоторое время город вновь попадает в зависимость от Боспора. В начале II века н. э. во время правления императора Адриана (117—138 гг.) Херсонес, при содействии своей метрополии Гераклеи, получил долгожданную свободу.
На этот раз получение Херсонесом статуса свободного города- «вторая элевтерия», сопровождалось вводом римских солдат для его защиты от внешних врагов. С этого времени город становится опорным пунктом римских войск (рис. 72, 73).
Римское влияние сказывается на многих сторонах жизни Херсонеса, в том числе и на денежном обращении. В эти времена Херсонес выпускает монету по римскому денежно-весовому стандарту, используя традиционные римские номиналы — сестерций, дупондий, ассарий. Вместе с тем в качестве монетных типов, как правило, используются традиционные для Херсонеса мотивы: Ника, бык и лань. Наиболее популярным остается изображение богини Девы.
Распространение новых римских культов Асклепия и Гигиеи, пользовавшихся особым почетом у римских легионеров, также находит отражение на монетах Херсонеса. На аверсах монет, как правило, мужской портрет, который, скорее всего, выражает обобщенный образ римского императора. При императорах Каракалле и Элагабале его изображениям придавались портретные черты правителя или кого-либо из членов его семьи (рис. 74, 75).
Монетные типы с изображением римского императора и богини Девы становятся последними в монетном деле античного Херсонеса. Их выпуск, скорее всего, осуществлялся до середины III века н.э. В последующие годы в обращении оставались старые херсонесские выпуски и римские имперские монеты. Возобновляется чеканка в Херсонесе в V веке н.э.
Источник:
Туровский Евгений Яковлевич, Ступко Михаил Валерьевич
«МОНЕТЫ АНТИЧНЫХ ГОРОДОВ КРЫМА»