В 638 году мусульманский халиф Омар, завоевал Иерусалим, бывший в составе Православной Византии. К этому времени относится первое упоминание мусульманами о чуде дарования Благодатного огня. Исламский халиф Омар начал гонения на христиан, и Храм Воскресения перешел под управления мусульман. Однако, и в этот период, накануне празднования Пасхи, в храме сохранилось литания Благодатного огня. Вскоре мусульмане Иерусалима стали отмечать, что ежегодное чудо дарования благодатного огня не только укрепляет веру местных православных, но и способствует распространению православия в исламской среде….
В 1187 году произошёл любопытный случай, когда сарацины под предводительством султана Салаха ад-Дина вновь захватили Иерусалим и изгнали оттуда крестоносцев. Салаха ад-Дина пожелал присутствовать на праздновании дарования благодатного огня, хотя и не был христианином. Когда он прибыл в храм, небесный огонь загорелся внезапно и все были глубоко поражены. Христиане радостно восславляли величие Господа, сарацины же, напротив, говорили что огонь, был зажжен жульническими средствами. Салах ад-Дин, желая на виду у всех произвести разоблачение, приказал, чтобы лампа в которой загорелся огонь, ниспосланный с небес, была потушена, но потушенная лампада сразу же опять загорелась. Салаха ад-Дина трижды тушил священную лампаду, и она трижды возгоралась вновь.
О почтении мусульман к христианскому чуду обретения Священного огня упоминает митрополит Кесарии Каппадокийской Арефа, в послании к эмиру Дамасскому: «Эмир Иерусалима стоит около Святого Гроба при запечатанном им же самим входе, а христиане стоят вне храма Святого Воскресения и восклицают: «Господи, помилуй!». Тогда внезапно является молния, и кандила возжигаются; от этого света берут все обитатели Иерусалима и зажигают огонь».
Архиепископ Нафанаил пишет: «В маленькое преддверие у самой пещеры гроба Господня входит только Патриарх и четыре высокого ранга турецких сановника, назначаемых для этого случая самим султаном. «Патриарх снимает все облачение и абсолютно всю одежду и белье. Турецкие вельможи подают патриарху длинный белый халат, где нет ни одной складки, ни одного кармана и с поклоном передают патриарху 33, тщательно осмотренные, Свечи. Турецкие сановники становятся у всех четырех отверстий гроба и наблюдают. Патриарх тихо молится, воздевая свечи горе. Стоящее у святого гроба духовенство приступает к особой, посвященной данному дню молитве.»
Как же происходит само чудо?
Православный Иерусалимский Патриарх, сегодня это Блаженнейший Патриарх Феофил III, в одном подряснике с не зажжёнными свечами и без каких-либо средств, которые могли бы привести к подозрениям о земном происхождении Благодатного огня, входит в Кувуклию и молится. Иногда молитва может занять не один час.
О скором свершении чуда предупреждают возникшие голубоватого цвета молнии. А следом в Кувуклии появляются голубые огненные шарики. Кто-то считает, что они напоминают капли росы. Были случаи, когда Благодатный огонь сам возжигал лампады у Гроба Господня.
Иерусалимский Патриарх после свершения чуда зажигает от Благодатного огня вату, а уже от неё — свечи. Их-то и раздают верующим.
Некоторых удивляет реакция на это чудо православных арабов, которые радуются и ликуют громче всех.
«Арабы громко кричат, будем называть это кондаками и тропарями, больше похожими на футбольные кричалки. Когда мне перевели люди, знающие арабский, это что-то типа «Христос наш! Он родился в нашей деревне!». И в этот момент у них восторг: они скачут, громко топают, громко кричат, и ты к этому невольно присоединяешься. В нашем русском степенном, суровом, безулыбочном стоянии вдруг ты начинаешь присоединяться к этой мальчишеской радости, что да, Христос наш, Он родился и в нашей деревне... Веселье, радость, все друг друга целуют, улыбаются… И так потихонечку это всё становится вселенским ликованием.» — рассказал Константин Малофеев.
Жители Иерусалима и простые мусульмане Палестины часто принимают участие в этом христианском празднике. Благодатный огонь признавался как чудо мусульманами, и даже использовался для исцеления. После схождения Благодатного Огня в Старом городе Иерусалиме начинается торжественное шествие с Огнём. Население Иерусалима составляет около 800 тысяч человек. Вся христианская и арабская общины Иерусалима — более 300 тысяч человек, участвуют в шествиях…
На протяжении ХII-ХХ века католики, празднующие Пасху раньше православных христиан, всё же присутствовали на литании Благодатного огня в Святую Субботу, однако их функция сводилась к контролю за православными. Ещё в начале XX века, во времена Британского мандата, они вместе с служителями армяно-григорианской церкви обыскивали Кувуклию и Патриарха.
Православные же упрекали представителей католицизма в том, что они являются единственной из христианских конфессий в Иерусалиме, не признающей чудо Благодатного огня.
«В храме много мусульман. Они верят, что Священный огонь приходит с Неба, и только католики отказываются признать это».
Мусульмане не отрицают факта сошествия Благодатного Огня. Мусульмане почитают Спасителя нашего Иисуса Христа одним из своих пророков, приносят в свои дома Благодатный Огонь и зажигают от него свои домашние светильники.
«Прииди и виждь!» Чудо Благодатного Огня — одно из немногих чудес Православия. Любой сомневающийся, может сам убедиться в достоверности факта схождения Благодатного Огня в храме Гроба Господня в Иерусалиме.