Михаил Афанасьевич Булгаков родился 15 мая 1891 года в Киеве, в семье профессора Киевской духовной академии. Крестили Михаила Булгакова в киевской Крестно-Воздвиженской церкви на Подоле 18 мая. Его крестной матерью была бабушка Анфиса Ивановна Покровская, до замужества Турбина.
До осени 1900 года Михаил учился дома, затем поступил в первый класс киевской Александровской гимназии, где работали лучшие преподаватели Киева. Уже в гимназии Булгаков проявлял свои разнообразные способности: писал стихи, рисовал карикатуры, играл на рояле, пел, сочинял устные рассказы и прекрасно их рассказывал.
Несмотря на артистизм натуры и влечение к литературе, после окончания гимназии в 1909 году Михаил Булгаков избрал профессию врача и стал студентом медицинского факультета Киевского Императорского университета св. Владимира.
В киевской церкви Николая Доброго, по ул. Покровская, №6 писатель Михаил Булгаков обвенчался 16 апреля 1913 года, со своей первой женой Татьяной Лаппа, дочерью столбового дворянина.
В 1916 году, окончив университет с отличием, Булгаков отправился в село Никольское Смоленской губернии работать земским врачом, что впоследствии нашло свое отражение в «Записках юного врача».
С началом первой мировой войны вместе с женой работал в госпитале, затем ушёл добровольцем на фронт, работал в прифронтовом госпитале, приобретая врачебный опыт под руководством военных хирургов. Его первая жена Татьяна Лаппа была настоящей боевой подругой, она не раз спасала его от верной смерти, прошла рука об руку тяжелый жизненный путь с 1913 до 1924 года. Татьяна Лаппа стала основным прототипом Анны Кирилловны — персонажа в рассказе «Морфий».
Во время Гражданской войны, в феврале 1919 года, М. Булгаков был мобилизован как военный врач в армию Украинской Народной Республики, затем был мобилизован в белые Вооружённые силы Юга России и назначен военным врачом 3-го Терского казачьего полка на Северном Кавказе.
Вторая жена М.Булгакова Любовь Евгеньевна Белозерская стала автором книги «О, мёд воспоминаний» о жизни с Михаилом Афанасьевичем. О том, как много значила для Булгакова Любаша, лучше всего может передать перечень всего созданного Михаилом Афанасьевичем за годы их восьмилетнего совместного проживания с 1925 по 1931 год.
Именно, в эти совместные годы жизни с Любовью Белозерской, родились пьесы «Дни Турбиных», роман «Белая гвардия» Булгаков посвятил Любаше.
С августа 1927 года Михаил Булгаков со своей второй супругой Любовью Евгеньевной Белозерской снимал трехкомнатную квартиру на цокольном этаже бывшего особняка купцов Решетниковых на Большой Пироговской, в доме 35А, в Москве.
Здесь Булгаков работал над пьесами «Бег», «Блаженство», «Зойкина квартира», «Багровый остров», «Адам и Ева», над биографией Мольера для серии ЖЗЛ — «Мольер», «Кабала святош», «Театральным романом». Тогда же появились и страницы первой редакции романа о дьяволе, который со временем получил название «Мастер и Маргарита». Ни до, ни после Любаши Белозерской Булгаков не переживал такого творческого подъёма.
Третья жена Михаила Булгакова, хранительница литературного наследия писателя, и основной прототип персонажа Маргариты в романе «Мастер и Маргарита» — Шиловская Елена Сергеевна, с которой судьба свела в 1932 году. Елена Сергеевна рассказывала, что как-то, уже в пору последней болезни Михаила Афанасьевича, он сказал: «Вот, Люся, я скоро умру, меня всюду начнут печатать, театры будут вырывать друг у друга мои пьесы, и тебя будут приглашать выступать с воспоминаниями обо мне. Ты выйдешь на сцену в чёрном платье, с красивым вырезом на груди, заломишь руки и скажешь: «Отлетел мой ангел…»
«Все три жены Булгакова являются как бы вехами трех периодов его жизни и вполне им соответствуют, — писал в дневнике коллега писателя Юрий Слезкин. — Скромная и печальная Татьяна была хороша только для поры скитаний, неустройства и неизвестности, она могла быть бессловесной и выносливой нянькой и очень неказиста была бы в блестящем театральном окружении…
Любочка — прошла сквозь огонь и воду и медные трубы — она умна, изворотлива, умеет себя подать и устраивать карьеру своему мужу…
К славе снова притекли деньги — чтобы стать совсем своим человеком во МХАТе, нужно будет связать с ним не только творческую, но и личную судьбу — так назрел третий брак. Все закономерно и экономически и социально оправдано. Многие даровитые люди гибли, у них не было этого седьмого чувства — их любовь не подчинялась требованиям закона развития таланта и его утверждения в жизни».