Наш полуостров продолжает радовать и удивлять археологов всей страны. За летний полевой сезон и последние осенние месяцы археологи обнаружили много уникальных артефактов.
В Северном районе Херсонеса Таврического археологи нашли фрагмент флейты, сделанной из кости крупного животного. Учёные говорят, что флейтисты в античные времена были очень уважаемыми людьми, и сопровождали все бытовые праздники и религиозные ритуалы приуроченные к полевым работам.
Находка фрагменты флейты уникальная, так как изделия, сделанные из кости от долгого нахождения в земле обычно разрушаются. Фрагмент античной флейты — стал первым в Крыму античным музыкальным инструментом.
Светлана Мельникова, директор музея «Херсонес Таврический», надеется, что реконструкторы музыкальных инструментов смогут воссоздать флейту целиком, и возможно, даже представить, какие звуки издавал этот инструмент в античное время. «Ничего подобного в коллекции Херсонесского музея до сих пор не было».
Специалисты Государственного Эрмитажа из Санкт-Петербурга занимались исследованием «Херсонеса Таврического» с 1931 года. После воссоединения Крыма с Россией учёные города на Неве вернулись к археологическим раскопкам в Херсонесе. Историки уверены, что Северный район Херсонеса ещё хранит все античные слои — эллинистические, римские, ранневизантийские, поздневизантийские — от момента рождения Херсонеса до гибели города.
Сейчас археологи вскрыли эллинистический и римский археологические слои, исследовали каменный подвал, вырубленный в скале, и засыпанный землёй во втором веке до нашей эры, возможно, во время перестройки дома.
Для засыпки подвала использовался грунт из находившейся неподалёку разрушенной богатой постройки, так как в грунте найдены элементы её убранства, представляющие особую ценность. В засыпке обнаружены уникальные фрагменты фресковой росписи. «Сохранились разные пояса штукатурки. Самый интересный — пояс с мраморировкой жёлтого, синего, красного, голубого цвета. Жёлтые пояса, синие пояса, чёрный пояс — у всех есть переходы, можно полностью восстановить, как выглядела фреска в момент создания», — рассказала Надежда Новосёлова, руководитель экспедиции Эрмитажа.
В раскопках найдены посвятительные надписи (граффито), античные монеты, богатая столовая посуда, в том числе «мегарская чаша», керамическая, покрытая чёрным лаком, посуда для приготовления пищи в печи — лёгкая, необыкновенно красивая, с изображёнными орнаментами, дельфинами.
«Мегарские чаши», украшенные рельефными изображениями, появились в Греции, около второй половины IV века до н. э. Особую популярность «Мегарские чаши» приобрели в эллинистический период и получили широкое распространение во всех уголках античного мира, включая и Северное Причерноморье. Исследователи предполагают, что производство такой керамики во II—I вв. до н. э. могло быть налажено и в ведущих центрах Северного Причерноморья.
С III по I века до н.э. в Танаисе были распространены рельефные эллинистические сосуды — «мегарские» чашки. Археологи нашли свыше ста фрагментов таких чашек, при раскопках городища Танаис и его некрополя.
Среди всех «мегарских» чаш из Танаиса, было много изделий несомненно боспорского, точнее пантикапейского, происхождения — это чаши с надписью мастера Деметрия на дне.
Множество «мегарских» чаш было отнесено к продукции боспорских керамических мастерских, исходя из анализа системы орнаментации, качества глины, лакового покрытия с надписью KIPBEI на донцах. Обломки боспорской чаши были найдены ещё в 1908 г. Н. И. Веселовским, и почти целая чаша боспорского мастера Деметрия найдена в 1957 г. при исследовании засыпи у оборонительной стены в северо-восточном углу городища Танаис.