Стамбул расположен по обе стороны Босфора и является самым крупным городом в Турции с населением около 14 миллионов человек. Он известен, как город двух континентов, так как по Босфору проходит географическая граница между Европой и Азией. У города богатая, долгая история и много имен, все его имена не турецкого происхождения.
Самая старая часть города раскинулась, как Рим, «на семи холмах», и служила столицей Восточной Римской империи (330-395 г.г.), при Императоре Константине, когда город называли Новый Рим (Nova Roma). Название Новый Рим (Nova Roma)не прижилось, и при императоре Феодосии II (408-450 г.г.) город назывался Константинополь и был столицей Восточно-Римской (Византийской) империи (395-1204 г.г. и 1261-1453г.г.).
В 1204 году, в результате Четвертого крестового похода, Константинополь стал центром католической Латинской империи (1204-1261 г.г.). Крестоносцы пришли, чтобы заменить православную Византийскую империю на католическую, в результате Византийская империя разделилась на ряд государств.
В 1261 году Константинополь – Царь-град (Vasilevousa Polis) был освобождён войсками под командованием Михаила VIII Палеолога ( из Никеи) и христианская Восточно-Римская (Византийская) империя была восстановлена (1261-1453 г.г.). Связь Крыма с христианской Византией, княжество Феодоро в Крыму.
После падения Восточной Римской империи в 1453 году под натиском войск турецкой Османской империи, Константинополь был захвачен турками и переименован в Стамбул — столицу турецкой Османской империи (1453-1922 г.г.). Падение Восточной Римской империи имели печальные последствия для всего христианского мира.
Этимологическое название города Стамбул происходит от греческой фразы: «εἰς τὴν Πόλιν» — (stinpolin), на диалекте Эгейского моря: «εἰς τὰν Πόλιν» (i-stan-polin). На современном греческом языке: «στην Πόλι» (stimpoli) — «в городе», «в город» или «в центре города».
Законом от 28 марта 1930 года турецкие власти официально приняли греческое название Стамбул.
Уникальное положение Константинополя между двух континентов сделали город магнитом для международной торговли, культуры и дипломатии. Византийская империя представляла собой ярко выраженную греческую культуру и стала центром греческого православного христианства. Столица Византии Константинополь была украшена множеством великолепных христианских церквей, включая Собор Святой Софии — самый большой собор в мире. Патриарх Константинопольский — духовный лидер Восточной Православной Церкви, по-прежнему, прибывает в стамбульском городском районе Фенер (греч. Фанаре ).
На протяжении последних столетий численность населения Стамбула растет с головокружительной скоростью, и транспортная система города перегружена и не справляется с потоками машин. Пять лет назад для разгрузки транспортной системы Стамбула турецкие власти начали строительство нового тоннеля на глубине до 55 метров под проливом Босфор, который соединил бы Европу и Азию.
В 2004 году строители тоннеля под Босфором столкнулись с непредвиденным препятствием. В стамбульском в районе Еникапы (Yenikapi) археологи обнаружили византийской порт Феодосия (Portus Theodosiacus), построенный императором Феодосием Первым в конце 4-го века нашей эры. Византийской порт Феодосия принадлежал Восточной Римской империи, и был крупнейшим морским центром Восточного Средиземноморья. «Гавани порта Феодосия заилились более века назад, гавани обмелели и, со временем, исчезли под последующими слоями цивилизации» — сказал профессор Зейнеп Кизилтан (Kiziltan), исполняющий обязанности директора Археологического музея Стамбула.
Во время археологических раскопок порта Theodosious (в Yenikapi ), длившихся четыре года были обнаружены останки древней армады кораблей христианской Византийской империи. Найденные 34 византийских корабля были построены между 7-м и 11-м веках нашей эры. Торговые суда имели на борту груз пшеницы из Египта, которую перевозили в Константинополь, в греческих керамических сосудах.
Археологи обнаружили революционные изменения в технологии судостроения византийских кораблей, когда процесс строительства корабля от искусства перешёл к науке. Новые идеи и формы конструкций византийских кораблей фиксировались на бумаге — это было началом новой техники и методов судостроения.
Поражает размах византийского порта, большое количество пристаней и доков, которые по-прежнему выступают прямыми рядами в море.
Во время раскопок археологи обнаружили остатки доисторических человеческих поселений, кости животных и определили, что первые люди поселились здесь около 8400 лет назад.
Стамбульские археологи хотят защитить византийский порт, превратив его в музей под открытым небом, но согласятся ли на это власти, пока неизвестно. Найденные археологами артефакты не принадлежат ни истории, ни культуре, ни архитектуре Турции.
Инженерный проект тоннеля под проливом Босфор предполагает, что к 2025 году использовать туннель для поездок между азиатскими и европейскими берегами Стамбула будут более одного миллиона человек в день. Высокоскоростные поезда тоннеля под проливом Босфор будут перевозить до 75 тысяч человек в час с одного берега Босфора на другой.
Название нового транспортного тоннеля под Босфором – «Мarmara» (Мраморное море)
Стоимость всего проекта – $5 млрд.долларов
Общая протяженность транспортного тоннеля – 13,6 км, длина подводной части – 1,4 км.
Глубина залегания тоннеля под Босфором – 59,6 м (55 метров ниже уровня моря и 4,6 – ниже морского грунта).
Тоннель под проливом состоит из 11-ти секций длиной 130 метров и весом до 18 000 тонн каждая.
Ежедневный пассажиропоток транспортного тоннеля – 1,2 млн. человек.
Цена проезда по тоннелю «Мarmara» из Европы в Азию – $1, по выходным – бесплатно.