На Среднем Дону на территории села Девица Острогожского района Воронежской области, территории проживания царских скифов, археологи нашли погребение скифских «амазонок», одна из них была похоронена в золотом церемониальном головном уборе. В том же могильнике второй половины IV века до нашей эры лежали останки ещё трёх молодых женщин, причина гибели которых — загадка для учёных. Археологи исследуют эти скифские курганы с 2000 годов….
Парадный женский головной убор IV века до нашей эры древней скифской воительницы сохранился в самом наилучшем виде. Подобные золотые диадемы были найдены в скифских курганах «Большая близница» и «Толстая могила«. Золотая диадема украшала голову старшей амазонки. Это первый на Среднем Дону, и во всей России, полностью сохранившийся парадный головной убор богатой скифянки, раньше археологи находили на этой территории лишь отдельные детали подобных головных уборов. Руководитель Донской экспедиции Валерий Гуляев сообщил о предварительных результатах изучения археологических находок 6 декабря 2019 года на заседании учёного совета Института археологии РАН.
– Большую часть богатых скифских курганов мы раньше находили на территории Малороссии (юг Украины), — поясняет Валерий Иванович. — Здесь сосредоточены большие и малые холмы — традиционные курганные захоронения царских скифов в области Геррос, по сообщению Геродота.
Курганный могильник Девица V, получивший название по находящемуся рядом селу, известен археологам с 2000 годов. Он состоит из 19 невысоких насыпей, часть из которых практически не видна. Земля здесь активно распахивается для сельскохозяйственных нужд, трактора год за годом срезают по 10 сантиметров верхнего слоя земли.
К моменту раскопок курган № 9 могильника Девица V, где впервые были найдены уникальные для лесостепной зоны артефакты, представлял собой небольшой холм высотой около 1 метра и 40 метров в диаметре. Три женщины-воина и девочка-подросток.
В кургане в деревянной гробнице на деревянных кроватях, покрытых травой, были найдены четыре женщины-воина разного возраста, похороненные около 2500 лет назад с оружием и нарядами.
Две молодые 20-29 и 25-35 лет, девочка-подросток 12-13 лет и женщина 45-50 лет, по скифским меркам, относящаяся к дамам преклонного возраста. Известно, что средний возраст жительниц Скифии составлял 30-35 лет.
На голове самой старшей из них была надета золотая диадема — калаф, напоминающий наш русский кокошник. Это первый на Среднем Дону полностью сохранившийся парадный головной убор богатой скифянки. Как показали исследования, пластины калафа были сделаны из сплава, в котором примерно 65-70% золота, оставшаяся часть — это примеси меди, серебра и совсем небольшой процент железа. Это довольно высокий процент содержания золота для скифских украшений. Чаще всего подобные золотые украшения изготавливались в мастерских Пантикапея, на территории нынешней Керчи, из электрума — сплава золота и серебра, в котором процент содержания золота мог быть около 30%. То есть изготовители часто жульничали. Наш же головной убор калатос, скрученный спиралью из гравированной золотой пластины, на которой изображён цветочный орнамент, по краю украшенный подвесками из миниатюрных ваз, был сделан без обмана из золота высочайшей пробы.
По-гречески «калаф» (др.-греч. κάλαθος, Калатос, лат. calathus) — «корзинка», круглая (=коло) плетёная корзина (таларос = τάλαρος), использовавшаяся древнегреческими женщинами на различных работах, для сбора плодов, цветов, а также для хранения сыра.
В головном уборе «калаф», напоминающем русский кокошник, древние греки изображали своих богинь. Калаф-кокошник изготавливали из тонкой золотой пластины, закреплённой на войлочной или кожаной основе, его надевали на голову, как шапочку.
Археологи также обнаружили десятки железных наконечников стрел, а также железные ножи и кости животных.
Рядом с головой старшей женщины был уложен железный нож, завернутый в ткань, и железный наконечник стрелы довольно редкого типа: черешковый с раздвоенным концом.
Эти находки, а также многочисленные детали вооружения и конской сбруи позволяют говорить о том, что в кургане были погребены «амазонки» — женщины-воины, которые были хорошо известны в скифскую эпоху у ираноязычных кочевых и полукочевых племен Восточной Европы. Скифские всадницы-амазонки, вероятно, охраняли скот и имущество, когда мужчины уходили в длительные военные походы.
Рядом со старшей амазонкой, археологи обнаружили станки молодой женщины, погребенной в позе всадника. Как показали исследования антропологов, чтобы уложить её таким образом, были подрезаны сухожилия на ногах.
Под левым плечом «всадницы» находилось бронзовое зеркало, слева лежали два копья, на левую руку был надет браслет из стеклянных бусин. В ногах находились два сосуда: лепная керамическая курильница и чернолаковый одноручный сосуд для питья — киаф, изготовленный во второй четверти IV века до н.э.
Киаф (др.-греч. κύαθος; лат. Kyathos — черпак) — сосуд похожий на современную чашку, с одной большой, возвышающейся над кромкой сосуда ручкой. Киаф использовали для зачерпывания вина или воды. Объём киафа равен 0,045 литра.
В курганном захоронении останки девочки 10-летнего подростка и 20-летней женщину были разбросаны, археологи считают, что лет 100-150 назад курган раскопали грабители, добравшиеся только до северной части кургана, где были похоронены самые молодые амазонки, представительницы скифского племени.
Грабители проникшие в курган, ограбили только останки подростка и одну из молодых женщин, разбросав их останки.
Грабители не взяли из захоронения гончарные изделия, чашу для питья киаф и Лекиф (др.-греч. λήκυθος) высокую цилиндрическую вазу с одной ручкой, чашевидным устьем.
В V веке до н. э. маленький лекиф (фото 2) использовали, как погребальный дар, в нём хранили оливковое масло. Узкая шейка лекифа позволяла лить оливковое масло тонкой струйкой; устье лекифа имело острый край на внутренней стороне для того, чтобы масло не капало при наливании. Стиль найденной в кургане керамики типичен для четвертого века до нашей эры.
Скифские амазонки хорошо известны в древнегреческом мире, их часто изображали на вазах, в сюжетах барельефов и мозаики, подписывая их имена. Древнегреческие авторы писали о том, что амазонки были искусными всадницами, воинами и охотниками, основателями городов, соперницами в бою и любительницами приключений. Как пишут античные авторы, амазонки сражались с греческим героем Гераклом и сражались против греков, на стороне троянцев до последнего часа защищая Трою.
Многие историки задавались вопросом, действительно ли существовали амазонки, археологические находки фактически подтверждают мифологические рассказы об амазонках. Недавно археологи обнаружили могилу воина-амазонки, которая жила в королевстве Урарту на Армянском Нагорье, и умерла от боевых ранений. В отчете исследователей в Международном журнале остео-археологии отмечалось, что в ноге амазонки застрял наконечник стрелы, а структура костей и мышц указывает на то, что она была искусной всадницей, с детства привыкшей к седлу.
Последние открытия могил древних бесстрашных женщин-воинов подтверждают, что амазонки существовали не только в мифологии, но были настоящими женщинами-воинами из плоти и крови, сражавшимися рядом с мужчинами.
На Среднем Дону за последнее десятилетие учёные обнаружили около 11 погребений молодых вооруженных женщин. Для женщин-воинов традиционно насыпали отдельные курганы и проводили все погребальные обряды, обычно совершаемые для воинов-мужчин, этот обычай говорит о равноправии мужчин и женщин-воинов в скифском обществе.
Погребение в кургане № 9 могильника Девица V, по словам Гуляева, было совершено осенью, на излёте тёплого времени года. Вычислить это помогли исследования, проведенные палеозоологами ИА РАН. В могильной яме были найдены кости шести-восьмимесячного ягнёнка, сваренного в бронзовом котле, врытом в землю в центре могилы. Грабители унесли котёл, представлявший для них немалую ценность, и выбросили кости жертвенного ягнёнка, позеленевшие от долгого нахождения в бронзовом котле. Известно, что овцы приносят ягнят обычно в марте-апреле, значит жертвенный ягнёнок попал в котёл, во время погребального ритуала не позднее ноября.
Открытие захоронения амазонки доказывает, что женщина была скифским воином. Сложная история загадочной скифской культуры постепенно восстанавливается. Скифы процветали примерно с 700 до 300 г. до н.э. часто вступали в конфликт со своими соседями, особенно с родственными им племенами фракийцами на западе и сарматами на востоке. Скифы не пользовались письменностью, но в устной форме передавали свои легенды и традиции из поколения в поколение, разнося их по свету, таким образом скифские легенды проникали в культуру других народов восточной и западной Европы.
Скифы, подобно парфянам, были искусными конными лучниками, и первыми людьми в истории, которые носили брюки, штаны, неведомые в странах Средиземноморья. Кстати, амазонки на древнегреческих вазах часто изображены в узких, облегающих брюках. Исследователи скифских захоронений свидетельствуют о том, что молодые девушки, как и мальчики, носили брюки, и с раннего детства обучались езде на лошадях и стрельбе из лука. Это подтверждает то, что скифские женщины-амазонки действительно были воинами на протяжении всей своей жизни.
Но есть вопросы, на которые у учёных пока нет ответов.
– Мы столкнулись с загадкой: у нас две женщины в расцвете сил, один подросток и одна женщина, довольно пожилая для скифского времени. Непонятно, как они могли все в один миг погибнуть? У них нет никаких следов травм на костях. У двух женщин, кости которых были разбросаны, есть признаки туберкулеза, бруцеллеза, но от этих болезней одновременно не умирают. Поэтому мы пока не можем понять, какой была причина смерти, и почему сразу четыре женщины разного возраста были похоронены одновременно? — задается вопросом Гуляев.
Исследования показали, что воины-всадницы, захороненные в древнем кургане, были в великолепной физической форме, и хорошо развитой мускулатурой скелета, привычные к длительной верховой езде и войне. Воины-всадницы, известные в древнегреческом мире, как амазонки, были найдены именно там, где их поместила древнегреческая легенда об амазонках.
В степях, обширном регионе от Испании до Китая, было найдено множество захоронений, воюющих женщин, напоминающих всадниц-амазонок, связанных с скифской кочевой культурой, доминировавшей в центральной Евразии примерно с 2700 по 1700 лет назад. Ранее в степях Скифии были найдены десятки подобных женских головных уборов, напоминающих русский кокошник.
Археологические раскопки пока не дают точного ответа — были ли эти «амазонки» отдельной армией женщин, независимых от мужчин, сражались ли они с мужчинами, как об этом пишут древнегреческие мифы. Возможно, женщины-всадницы яростно сражались, охраняя свою усадьбу и скот, в то время, когда их мужчины уходили в длительные военные походы, и участвовали в войнах.