Найден санитарный теплоход «Армения», затопленный фашистами в 1941 году.

армения-1941-

С помощью глубоководного комплекса военные специалисты Минобороны РФ нашли у побережья Крыма, в 17 милях от Ялты, санитарный теплоход «Армения» потопленный фашистами в Чёрном море в годы Великой Отечественной войны. Об этом сообщили участники «Русской подводно-исследовательской экспедиции», которые занимались поисками судна долгие годы.

«Человеку на море страшно, ибо он пред, морем как пред Самим Господом» – это из древнего Поморского морского устава, появившегося гораздо раньше Корабельного устава ВМФ России. Непредсказуема и опасна морская стихия, а война на море жестока вдвойне.

Немецкие войска в конце сентября 1941 года захватили Перекоп, вошли в Крым. Красная армия с боями отступила к Севастополю, главной базе Черноморского флота. В начале ноября начались артиллерийские обстрелы и осада города, но еще можно было эвакуировать раненых, женщин и детей морем. Этим и занимался экипаж теплохода «Армения» под командованием опытного капитана Владимира Плаушевского.

 Теплоход «Армения» был спущен на воду в 1928 году на Балтийском заводе, и вошёл в шестёрку лучших пассажирских судов Чёрного моря. Красивый и надежный теплоход был рассчитан на дальние плавания (до 4600 миль) со скоростью 14,5 узлов (около 27 км/час), имел достаточно большой экипаж – 96 человек. В мирное время судно перевозило до 980 пассажиров в комфортабельных каютах.

Летом 1941 года теплоход «Армения» стала госпиталем, и успел совершить 15 рейсов, переправив из Крыма на Большую землю 15 тысяч раненых красноармейцев. Подобные переоборудованные теплоходы за годы войны в Чёрном море эвакуировали (спасли) более 412 тысяч человек. В последний рейс судно вышло из Севастополя 6 ноября 1941 года, чтобы перевезти в Туапсе около 300 раненых, медперсонал четырех военных госпиталей и несколько тысяч мирных жителей. В ночной Ялте «Армения» приняла на борт ещё несколько сотен человек, сотрудников пионерлагеря «Артек» с семьями, персонал нескольких госпиталей, архивы, музейные коллекции, и утром 7 ноября взяла курс на Кавказ в сопровождении двух сторожевых катеров.

На удалении 15 миль от крымского побережья теплоход «Армения» был атакован самолетами Люфтваффе Heinkel-111 (по другим данным – Junkers 87), жертвами катастрофы стали от 7 до 10 тысяч человек.

Сторожевые катера и четыре зенитные пушки на палубе теплоход «Армения» не уберегли от попаданий бомб и торпед. Разрушения были огромны. «Армения» ушла под воду за четыре минуты.

Если корабль или судно в холодную пору терпит бедствие вдали от берега, в ледяной воде люди почти обречены на гибель.

Гибель санитарного транспорта «Армения» считается одной из самых масштабных трагедий в истории на море. Для сравнения, на «Титанике» погибли около 1500 пассажиров, на германском «Бисмарке» – более 2100 военных моряков. На санитарном теплоходе «Армения» — от 7 до 10 тысяч погибших. Точная цифра не установлена.

Предположительное место гибели теплоход «Армения» было найдено после обследования более 300 квадратных километров акватории Чёрного моря. В 2016 году исследователям удалось установить координаты места катастрофы, а в 2017 году эту информацию удалось подтвердить.

армения-рында

Санитарный теплоход «Армения» находится на глубине 1,5 тысячи метров, на большом склоне, примерно в 18 милях от берега. Надстройка и палуба сохранили следы ужасающего авиационного удара – леерные ограждения и другие вертикальные элементы взрывами просто вывернуты наружу.

«Теперь сомнения развеялись, и указанная нами точка координат, заявленная ещё в 2016 году, подтвердилась. Теперь мы точно знаем, где покоится самая большая катастрофа на Чёрном море. Корабль находился на большом склоне, сползая в расщелину. Глубина, как и ранее заявляли, 1 500 метров», — рассказал руководитель экспедиции.

армения-надстройка палубы

В начале Великой Отечественной войны теплоход «Армения» был переоборудован в санитарно-транспортное судно для транспортировки раненых.

На борт теплохода был нанесён знак санитарной службы — красный крест и подняли флаг Международного Красного креста.

Международное право в годы Второй мировой запрещало обстреливать госпитальные суда с опознавательными красными крестами, но немецкие летчики пренебрегли нормами международного права.

флаг красный крест

Деятельность Международного Комитета Красного Креста (МККК) во время Второй мировой войны осложнялась тем, что фашистский режим Германии не признавал многие международные требования, помощь гражданскому населению во время военных конфликтов ещё не была закреплена на международном уровне во время Второй Мировой войны.

В октябре 1863 года на международной конференции в Женеве эмблемой Международного Комитета Красного Креста был избран Красный крест на белом фоне, утверждённый в 1864 году на первой Женевской конвенции, провозглашающей правила защиты раненых солдат и санитаров, а также к созданию во всех странах обществ милосердия.

Международный Комитет Красного Креста — независимая организация, которая оказывает гуманитарную помощь людям, пострадавшим в результате конфликтов и вооруженного насилия, а также распространяет знания о законах, защищающих жертв войны.

Жертвами катастрофы стали от 7 до 10 тысяч человек, точное количество погибших пока не известно. Это кораблекрушение унесло в пять раз больше жизней, чем гибель «Титаника», став одной из самых крупных морских катастроф в истории.

После идентификации корпуса санитарного судна «Армения» телеуправляемым подводным аппаратом священник Новороссийской военно-морской базы протоиерей Кирилл отслужил панихиду над местом гибели экипажа и пассажиров. Также были отданы воинские почести – на воду спустили венок, произвели три ружейных залпа.

Найденный в Чёрном море корпус «Армении» будет объявлен воинским захоронением, точку с координатами 44 градуса 15 минут северной широты, 34 градуса 17 минут восточной долготы нанесут на морские карты. Все проходящие мимо корабли и суда ВМФ России будут приспускать флаги и отдавать воинские почести павшим

Both comments and pings are currently closed.

Comments are closed.

Welcome to Evpatoria
Яндекс.Метрика Open Directory Project at dmoz.org