Найдена затонувшая царская яхта «Ливадия»

царская яхта Штандарт

Яхта  «Ливадия» имела водоизмещение 1964,5 тонны, длину 81,2 метра и паровую машину мощностью 460 лошадиных сил. По комфортабельности «Ливадия» превосходила все яхты царской семьи. Проект отделки разработал придворный архитектор Ипполит Монигетти, занимавшего тогда пост главного архитектора Царскосельского дворца. Фантазии архитектора Монигетти не ограничивали в средствах, и царская яхта получилась необычайно красивой и роскошной и обошлась казне в 1,75 миллиона рублей. По роскоши и богатству интерьеров “Ливадия” была совершеннее всех личных кораблей царских особ мира.

Яхта  «Ливадия» была плавучим царским дворцом, настоящим сокровищем, символом величия Российской Империи и высочайшего престижа августейшей семьи Романовых, возможно, надеявшихся на то, что яхта со временем станет музеем.

Злой рок словно витал над самым роскошным и быстроходным парусно-колесным пароходом российского военного флота с самого начала его постройки.
Самую красивую императорскую яхту заложили на верфи в Николаеве весной 1870 года, в год рождения В.И. Ленина, погубившего династию Романовых.

В марте 1881 года в 10 годовщину закладки своей любимой яхты «Ливадии» погиб от бомбы, брошенной  народовольцем Император Александр II (1818 — 1881)maliy-dvorec-livadiya

Летом 1873 года яхта “Ливадия” впервые доставила Императора Александра II с августейшей семьей из Севастополя в Ялту, и свою летнюю резиденцию в Крыму — Ливадийский дворец, построенный архитектором Николаем Петровичем Красновым.

Свои замечательные мореходные качества яхта “Ливадия” показала во время войны с Турцией, экипаж яхты смог потопить встреченный вражеский корабль и благополучно уйти от двух турецких броненосцев, преследовавших её 18 часов! Ни у одной из русских императорских яхт не было на счету уничтоженных в бою судов противника. Пушки яхт, как правило, предназначены для салютов и не могут противостоять мощным военным орудиям броненосцев и крейсеров.

Яхта “Ливадия” могла бы долго служить Российской Империи, но в её паруса дул коварный ветер перемен, подготовивший ей череду мистических неудач, и роковых совпадений. Отправившись из Севастополя в Одессу яхта «Ливадия» в туманную ночь 22 октября 1878 года наскочила на подводные рифы у самого западного мыса Крыма — Тарханкута. Случилось это во время сильного осеннего шторма, когда Тарханкутский Маяк , как назло,  минут 15 не светил, меняли обгоревший фитиль.

Великий князь Сергей Александрович-Поначалу никто не сомневался, что корабль уцелеет — корпус его не повреждён, пробоин не было. Яхту пытались снять с камней, но погода резко ухудшилась, огромные волны с неистовой силой били «Ливадию», она сильно накренилась, положение становилось критическим. Великий князь Сергей Александрович, бывший на борту яхты в том походе единственным царственным пассажиром, предпочёл не рисковать жизнями экипажа и приказал всем покинуть корабль. Никто из 16 офицеров и 227 нижних чинов не погиб.

Шторм с каждым часом усиливался, и 25 октября 1878 года стало окончательно ясно, что царскую яхту «Ливадию» уже не спасти. Заметьте: через годы в этот день большевики взяли штурмом Зимний Дворец, началась Октябрьская революция, принесшую гибель династии Романовых!

Мощные штормовые волны разломили корабль надвое, его нос был вынесен волнами на берег. Из-за продолжавших бушевать штормов не удалось спасти всё имущество царской яхты, хотя остатки корпуса корабля ещё долго держались на подводных камнях Тарханкута. В ночь на 7 декабря разбитая бурей “Ливадия” ушла на дно.

1

Поиски царской яхты «Ливадия»

Со временем о царской яхте, затонувшей у берегов Тарханкута 25 октября 1878 года, совсем забыли. Местные жители хранили предание, что в Тарханкутской бухте лежит какой-то колёсный пароход, но уже никто не помнил какой именно, и не мог с точностью указать само место крушения.

 Даже имя яхты «Ливадия» перешло другому кораблю, ставшему посмешищем для всего флота. Позднее по проекту адмирала Попова построили новую яхту, назвав тоже “Ливадия”, но этот плоскодонный пароход выглядел жалким уродцем, по сравнению с затонувшей царской яхтой. Царская семья от неё отказалась, вскоре её переименовали, но не нашли применения, так и закончилась её бесславная жизнь у причала…

Некоторые историки поначалу не поверили, что тульский дайвер Олег Золотарёв отыскал ту самую, первую роскошную царскую яхту “Ливадию”, и посчитали, что нашёл в Чёрном море обломки второй яхты, созданной по проекту адмирала Попова.

Меня словно Бог к цели ведёт, — улыбается Олег. – Профессиональные подводные археологи поражаются – приезжаю со своими ребятами-туляками, ныряю в море, и с первого погружения нахожу корабль, который прежде искали десятилетия. Конечно, это удача, счастье. Но ведь я это место ещё дома вычислил…
01-Алексей_Петрович_Боголюбов_-_Последние_минуты_императорской_яхты_Ливадия
Помог найти “Ливадию” счастливый случай. На лондонском аукционе Sotbis на продажу была выставлена старинная картину русского художника-мариниста Александра Боголюбова «Последние моменты императорской яхты «Ливадия». Живописец с фотографической точностью изобразил гибнущую у скал царскую яхту, оставалось по скальному рельефу местности найти точку, где она затонула.

В 2010 году Олег Золотарев вместе с коллегами из Тулы и учёными из Киевского национального университета имени Шевченко обследовали дно, нашли там фрагменты керамики, осколки фарфоровой и фаянсовой посуды, медные гвозди, доказавшие, что под слоем песка покоится именно царская яхта.

Провели обмеры остатков гребных колес и коленвала паровой машины, — рассказывает Олег. — Результаты подтвердили первые предположения: расстояние между внутренними сторонами гребных колёс равнялось 11 метрам, что вполне соответствовало архивным данным о ширине яхты «Ливадия». Металло-детектор показал наличие в донном грунте россыпей мелких медных гвоздей, отдельных крепежных элементов и фрагментов медной обшивки. Мы подняли фрагменты мраморных плиток и фигурных карнизов. Они, возможно, использовались при отделке каминов либо ванных комнат.

Найденные на дне артефакты могли бы стать экспонатами проходящей в Москве выставки в честь 400-летия династии Романовых, но все находки остались в Крыму.

В разные годы у скального берега Тарханкута довольно часто терпели крушение военные и гражданские корабли, дайверы продолжают находить в этих местах ценные артефакты прошедших веков.

01-Ganzen_Imperatritsa_Mariya

Они нашли и другой клад – оружие и множество предметов с российского 66-пушечного линейного корабля 18 века “Святой Александр”. Этот корабль тоже отыскал Олег  Золотарев с первого раза.

— Будущим летом мы хотим продолжить исследования “Ливадии” и “Святого Александра”, — делится планами Олег. – На примете есть точки гибели ещё нескольких исторических кораблей, но их имён я пока называть не буду…

Осторожность Олега Золотарева понятна, его опасения за судьбу находки не безосновательны, как только он обнародовал место, где лежит «Ливадия», к царской яхте потянулись пираты. «Чёрные драйверы» продают коллекционерам всё, что удаётся поднять со дна. Даже медный гвоздь из обшивки императорской яхты становится золотым у «чёрных дайверов». Слава Богу, что оставшиеся на дне реликвии несчастной “Ливадии” прикрывает толстый слой песка. Пусть царские сокровища с рокового корабля никому не принесут беды! Корпус царской яхты «Ливадия» до сих пор лежит на дне моря занесенная песком …
По материалам статьи Григория Тельнова, впервые опубликовано в газете «Жизнь»

Both comments and pings are currently closed.

Comments are closed.

Welcome to Evpatoria
Яндекс.Метрика Open Directory Project at dmoz.org