Более 400 лет назад Народное Ополчение во главе с земским старостой, купцом Кузьмой Мининым и воеводой Дмитрием Пожарским прогнало польских интервентов из Москвы и положило конец Смутному времени. Это был единственный пример в русской истории, когда судьбу страны и государства решил сам народ без участия власти. Именно поэтому день 4 ноября называют Днём народного единства.
Смуты в Российском государстве наступали, как только падал авторитет власти, тогда и государство теряло свою святость (сакральность), а народ переставал верить в то, что государство защитит его от посягательств извне, Когда государство стоит не на стороне народа, тогда и народ перестаёт считаться с властью в государстве. Соперничество боярских группировок расшатало систему управления государством. Небывалого размаха получило «самозванство». Русскими междоусобицами поспешили воспользоваться римское папство и польские магнаты. С 1603 года самозванцы ходили на Москву, заручившись поддержкой польской шляхты и запорожских казаков. Основным занятием отрядов запорожских казаков «цариков» был грабеж, с тех пор на Руси не было разницы между татарской и запорожской ордой славянизированных тюрков, и половецких казаков Мамая. Повадки православных мусульман (запорожцев) в Тушинском лагере второго Лжедмитрия приводит С. Пушкарёв:
«Шайки «воровских людей» рыскали по всей земле и мучили и убивали людей «всякого возраста и всякого чина»; малых детей, отняв у родителей, поджаривали на огне или разбивали о камни. – «И видящее поляки злое мучительство от своих своим, дивляхуся о окаянной вражия жестокости, и сердцы свои содрогахуся». Вольная «Казацкая республика» изначально представляла собой хищное сообщество, вооруженное и организованное по принципу «демократии разбойничьей шайки». Единственным смыслом существования запорожского казачьего сообщества был грабеж, причем всех, у кого было что отнять».
В 1611 году в Риме был объявлен всехристианский праздник по случаю вступления польских войск в Москву и «победы просвещенного христианства над московским варварством», где 2/3 войска польского, по определению самих поляков, составляло «запорожское быдло».
На пути атаманов лежали Путивль и Рыльск, Ливны и Елец. Города были разорены, их защитники и мирное население, включая женщин и детей, погибли под ножами запорожских казаков. Лебедянь, Данков, Епифань, Скопин и Ряжск — Сагайдачный умертвил тут множество мужчин, женщин и детей, вплоть до младенцев. Дотла сожжена Кашира, все жители вырезаны. Жители всех мест, где только появлялись «лыцари» запорожцы, бросали свои жилища, и спасались бегством в Москву толпами. С особым остервенением запорожцы жгли монастыри и рубили монахов.
«Разорители православной веры пришли на Вологду безвестно изгоном, город взяли, людей всяких посекли, церкви Божии поругали, город и посады выжгли до основания».
«Осадив и разорив Вологду, малороссийские казаки или черкасы явились к Спасо-Прилуцкому монастырю и «братью и служек и крестьянец многих посекли и в церкви Божия милосердия образы ободрали, и казну монастырскую без остатка поимали». Потом «черкасы ушли от Вологды и пошли вверх по Сухоне к Тотьме, опустошая по пути волости, сжигая деревни и убивая людей», намереваясь разграбить Соловецкий монастырь.
Казаков Запорожской Сечи подстерегли и разбили в битве у Олонца в Карелии.
Затянувшаяся смута в государстве закончилась тогда, когда народ, почуяв смертельную угрозу, нависшую над страной, объединился и создал своё народное правительство и народное ополчение, давшее отпор оккупантам и воровским шайкам. Народному правительству Минина и Пожарского поверило большинство народа в начале XVII века.
В сентябре 1611 года в Нижнем Новгороде возникло Второе Народное ополчение для борьбы с польскими интервентами, оно продолжало активно формироваться во время пути из Нижнего Новгорода в Москву, в апреле — июле 1612 года — в Ярославле. Народное Ополчение формировалось из добровольческих отрядов простых горожан, крестьян центральных и северных районов России.
Инициатива организации Второго народного ополчения исходила от ремесленных и торговых людей Нижнего Новгорода, занимавшего по своему экономическому и политическому значению ключевые позиции в восточных и юго-восточных районах России. В условиях ослабления центральной власти, хозяйничанья в стране польских интервентов Нижний Новгород стал стратегическим центром борьбы с интервентами, возглавил всенародное патриотическое движение, охватившего Верхнее и Среднее Поволжье и соседние области России.
В начале сентября 1611 года Кузьма Минин начал свои знаменитые призывы к освободительной борьбе среди поддержавших его посадских людей, затем его поддержал городской совет Нижнего Новгорода, воеводы, духовенство и служилые люди. По решению городского совета Нижнего Новгорода была назначена общая сходка (собрание) нижегородцев, сигналом сходки народного собрания послужил колокольный звон в Кремле, в Спасо-Преображенском соборе. Сначала состоялась церковный молебен и проповедь протопопа Саввы, затем к народу обратился Минин с призывом встать как один на освобождение Русского государства от иноземных захватчиков.
Минину было поручено руководить сбором средств, добровольными пожертвованиями жителей, города и уезда «на строение ратных людей» и распределением оружия, доспехов и продовольствия среди ратников народного ополчения.
«Выборный человек» Кузьма Минин призвал народ избрать военачальника народного ополчения. Нижегородцы на сходе попросили князя Пожарского возглавить народное ополчение.
Князь Пожарский был из 12 колена знатного царского рода Рюриковичей, служил полковым воеводой и в 1608 году разбил близ Коломны войска интервентов во главе с Лжедмитрием; в 1609 году разгромил шайки атамана Салькова; в марте 1611 года доблестно бился с польскими интервентами в Москве и был тяжело ранен, и долечивал свои раны в своём родовом имении в 60 км к западу от Нижнего Новгорода. Честность, бескорыстность, решительность, справедливость в вынесении решений, взвешенность и обдуманность поступков князя Пожарского нравились нижегородцам. Согласно древнерусскому этикету, Пожарский долго отказывался от предложения нижегородцев, которые ездили к нему «многажды, чтобы мне ехати в Нижний для земского совета». Князь Пожарский согласился возглавить народное ополчение, с одним условием, чтобы всеми хозяйственными делами в ополчении занимался Кузьма Минин — «выборный человек всею землею» Нижегородской.
28 октября 1611 года князь Пожарский прибыл в Нижний Новгород и сразу же вместе с Кузьмой Мининым начал организацию добровольческих отрядов народного ополчения. В нижегородском гарнизоне было 750 воинов, пригласили служилых людей из Арзамаса, из Смоленска, Вязьмы и других городов, откуда были изгнаны поляками служилые люди. Народное ополчение сразу выросло до трёх тысяч человек. Все ополченцы получили хорошее содержание и довольствие: служилым людям первой статьи назначили денежный довольствие — 50 рублей в год, второй статьи — 45 рублей, третьей — 40 рублей, меньше же 30 рублей в год оклада не было. Наличие у ополченцев постоянного денежного довольствия привлекло в ополчение новых служилых людей со всех окрестных областей. Пришли коломенцы, рязанцы, казаки и стрельцы из других городов.
Хорошая организация ополчения, сбор и распределение средств горожан на содержания войска, заведение собственной канцелярии, налаживание связей со многими городами и районами, вовлечение их в дела ополчения — всё это было подчинено единству целей и слаженности военных действий.
Пожарский и Минин собирали казну и воинов-ратников, обращались за помощью ко всему народу с грамотами и воззваниями:
«…быти нам всем, православным христианам, в любви и в соединении и прежнего межусобства не считати, и Московское государство от врагов наших… очищати неослабно до смерти своей, и грабежей и налогу православному христианству отнюдь не чинити, и своим произволом на Московское государство государя без совету всей земли не обирати» (Нижегородская грамота, отправленная в Вологду и Соль Вычегодскую в начале декабря 1611 года).
Властные структуры Второго Народного ополчения фактически осуществляли функции правительства, противостоявшего московской «семибоярщине» и независимым от властей подмосковных «таборов», руководимых князем Дмитрием Трубецким и Иваном Заруцким. Правительство ополчения в течение зимы 1611—1612 гг. сформировалось первоначально, как «Совет всея земли». В него вошли руководители ополчения, члены городского совета Нижнего Новгорода, представители других городов. Окончательно оно оформилось во время нахождении Второго ополчения в Ярославле, и после окончательного изгнания поляков из Москвы.
Опираясь посадских людей, на уездное дворянство и на все слои общества, Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский наводили порядок в городах и уездах севера и северо-востока, получая в в ряды ополчения новых воинов и новые средства в казну. Своевременно сформированные князем Пожарским отряды князей Дмитрия Лопаты Пожарского и Романа Пожарского заняли Ярославль и Суздаль, не допустив туда польские отряды братьев Просовецких.
Второе Народное ополчение из Нижнего Новгорода выступило на Москву в конце февраля — начале марта 1612 года через Балахну, Тимонькино, Сицкое, Юрьевец, где ополченцев встретили с большой честью, прибавлением воинским из служилых людей и пополнением денежной казны. В Решме князь Пожарский узнал о присяге Пскова и казацких вождей Трубецкого и Заруцкого новому самозванцу, беглому монаху Исидору. В начале апреля 1612 года ополченцы вступили в Ярославль, сместив Шереметева, который не хотел пускать ополченцев в город, «Совет всея земли» назначили в Костроме нового воеводу.
В Ярославле ополчение простояло 4 месяца, в конце июля 1612 года окончательно определился состав правительства — «Совета всея земли». В правительство земли русской вошли и представители знатных княжеских родов — Долгоруких, Куракиных, Бутурлиных, Шереметевых и др. Возглавляли «Совета всея земли» князь Пожарский и Кузьма Минин, который был неграмотным, за него подпись на государственных грамотах ставил князь Пожарский:
«В выборного человека всею землёю в Козмино место Минина князь Дмитрей Пожарской руку приложил».
Выступление из Ярославля Освобождение Москвы.
Летом 1612 года, почуяв зреющее недовольство москвичей, и начинающееся восстание, поляки за один день вырезали около семи тысяч человек, подожгли город и укрылись в Кремле. На помощь засевшим в Кремле шла армия польского гетмана Ходкевича. В районе Смоленска базировались войска польского короля Сигизмунда, который шёл на Москву, чтобы стать официальным царем московским вместо своего сына Владислава.
С Божьей помощью и благодаря присланному из Казани образу Божьей Матери Дмитрий Пожарский одолел войско гетмана Ходкевича. Король Сигизмунд, узнав о поражении, повернул обратно в Польшу. В честь иконы Казанской Божьей Материи была построена в Москве на Красной площади Казанский собор.
Осажденные в Кремле поляки все ещё надеялись на подход войск гетмана Кароля Ходкевича и короля Сигизмунда и сдаваться ополченцам не хотели. За два года «сидения» в Москве поляки успели прижиться в Кремле, а русских, стремящихся вновь обрести свою национальную святыню, они рассматривали как захватчиков, а себя — как защитников территории, принадлежащей польской короне.
В Китай-городе и Кремле засели польские отряды полковников Струся и Будилы, укрывались и изменники бояре со своими семьями, был там и будущий российский государь Михаил Романов со своею матерью, Инокиней Марфой Ивановной. Зная, что осаждённые в Китай-городе и Кремле поляки терпят страшный голод, князь Пожарский, не желая кровопролития, направил им в конце сентября 1612 года письмо, в котором предложил осажденным сдаться:
«Сберегите головы ваши в целости. Жизнь будет сохранена вам. Я возьму это на свою душу и упрошу всех ратных. Которые из вас пожелают возвратиться в свои земли, тех отпустят без всякой зацепки, а которые пожелают служить Московскому государству, тех мы пожалуем по достоинству».
В ответ на это великодушное предложение князя Пожарского спесивые польские шляхтичи ответили высокомерным хвастовством и оскорблениями в адрес русских ополченцев, называя их «бунтовщиками», ослами и «подлейшим народом на свете».
22 октября 1612 года Китай-город был взят приступом русскими войсками, но оставались ещё поляки, засевшие в Кремле. Голод там усилился до такой степени, что из Кремля стали выпроваживать боярские семьи и всех гражданских обитателей, а сами поляки дошли до того, что начали есть человечину. Историк Казимир Валишевский писал об осаждённых воинами Пожарского поляках и литовцах:
«Они пользовались для приготовления пищи греческими рукописями, найдя большую и бесценную коллекцию их в архивах Кремля. Вываривая пергамент, они добывали из него растительный клей, обманывающий их мучительный голод. Когда эти источники иссякли, они стали убивать своих пленников, а с усилением горячечного бреда дошли до того, что начали пожирать друг друга» — сообщает очевидец событий Будзило о последних днях осады.
Князь Пожарский предложил осажденным полякам свободный выход из Кремля и со знаменами и оружием, но без награбленных сокровищ.
26 октября (5 ноября) 1612 года поляки сдались и покинули Кремль, Москва была полностью освобождена от польских и литовских интервентов. Польский военачальник Будила и его полк попали в стан князя Пожарского, и все сдавшееся в плен поляки остались живы и высланы в Нижний Новгород. Военачальник Струсь с полком попал к Трубецкому, и всех поляков казаки истребили.
27 октября (6 ноября) был назначен торжественный вход в Кремль войск князей Пожарского и Трубецкого. Когда войска собрались у Лобного места, архимандрит Троице-Сергиевого монастыря Дионисий совершил торжественный молебен в честь победы ополченцев, под звон колоколов победители в сопровождении народа вступили в Кремль со знамёнами и хоругвями.
Война и разруха в стране продолжались ещё много лет, но осенью 1612 года наступил перелом в национальном самосознании, и люди потянулись к мирной, созидательной жизни, порядку и укреплению русского государства, и одновременно начался закат Польши, которая никогда больше не играла значимой роли в мире.
Фёдор Достоевский писал, что в России рождается не только новый человек и нация, но и новое человечество, в котором будут господствовать любовь, всеобщая гармония и братство.
«…есть русский дух, единение – всё это есть и будет в такой силе, в такой целости и святости, что даже мы не в силах проникнуть во всю глубину этой силы, не только иностранцы…» «…девять десятых нашей силы именно в том состоит, что иностранцы не понимают и никогда не поймут всей глубины и силы нашего единения…»
«Величайшее из величайших назначений, уже созданных русскими в своём будущем, есть назначение общечеловеческое, есть общее служение человечеству, – не России только, не общеславянству только, но всечеловечеству» («Дневник писателя»).