Народные приметы апреля

Ai-Petri

Апрель – середина весны, второй весенний месяц. Он приносит с собой тепло, на деревьях появляются почки, распускаются цветы, возвращаются с юга перелётные птицы. Народное название месяца – «снегогон», снеготок. В это время снежный покров стремительно сходит с земли и журчат ручьи. Апрелькапельник, зажги снега, заиграй овражки (таяние снега), цветень (появляются из-под снега первые цветы), водолей, водопол (текут ручьи), березозол (заготавливали сладкий березовый сок), пролетник (предвещающий приход лета). 

Великая Мать - прорастающая Дева АПИ

Великая Мать — прорастающая Дева АПИ

Название апрель от древневосточнославянского апрѣль, ранее априль, от византийско-греческого Απρίλιος (Aprilios), от латинского Aprīlis от этрусского (АПРУ) от древнегреческого Ἀφροδίτη (Афродита = АПИродита (дочь АПИ).

«Апрель всю землю в цветы одевает, всех людей к радости призывает, листвою деревья венчает».

Скифская Змееногая богиня АПИ - прорастающая дева

Скифская Змееногая богиня АПИ — прорастающая дева (Крым)

Народные приметы апреля, записанные в результате многолетнего наблюдения за природными явлениями, позволяют предсказать погоду на несколько дней вперед, определить будущий урожай.

1синица
Народные приметы о природе и погоде в апреле

В апреле мокро – к грибному лету.
Гроза в начале апреля — к тёплому лету и урожаю орехов.
Поверхность снега в начале апреля шероховатая — к урожаю.
Днём жарко, а ночью прохладно в апреле — к хорошей, тёплой, безветренной погоде.
Звёздные ночи в конце апреля — к урожаю.
В конце апреля идут тёплые дожди — к урожаю.
Много сока в берёзе в апреле — ждите дождливого лета.
Если ласточки ещё не прилетели в апреле – вся весна будет холодной.

В апреле множество самых разных интересных праздников!

Ai-Petri

1 апреляДарья-Грязные проруби. «С Дарьи холсты белят», «Какова Дарья — таков Покров (14 октября)», «Если день ветреный – весь год ветер», «Если день ясный – будет год добрый, много мёда», «Если вешняя вода на Дарью идёт с шумом – к сильной траве и богатым покосам, а когда тихо – то трава плохая вырастает». 

У девушек была особая примета: если в этот день разыграть как можно больше народа, то жених тебя не обманет.

Все замужние женщины в этот день молились о счастье и благополучии в своей семье. Хозяйки выходили к проруби и стирали, белили бельё. Первые дни апреля считались последним сроком, когда ещё можно было расстелить выстиранное белье на снегу. После процедуры морожения ткань становилась мягче и прочнее.

домовой

Считалось, что 1 апреля просыпается домовой — домашнее божество и хранитель очага и в день пробуждения капризничает, вредничает и хулиганит. Может муку рассыпать, чашку разбить, мусорное ведро перевернуть. Ругать домового, конечно, нельзя. Остаётся одно — подключиться к его проделкам и шуткам, чтобы сбить домового с толку. В этот день надо было рассмешить людей, надев на себя одежду наизнанку или обувь из разных пар, старались по-доброму как–то разыграть близких, чтобы повеселить домового и как бы сказать ему: видишь, мы рады, что ты проснулся! 

1 апреля – празднуют День смеха — самый весёлый день в году! В этот день можно подшучивать над друзьями и знакомыми. Разыгрывали небольшие шуточные сценки, пытаясь рассмешить домового и обхитрить его, устраивали смешные розыгрыши, рассказывали друг другу небылицы и шутки. О первоапрельских шутках сохранились разные поговорки и присказки, например: «Коли первого апреля не соврешь – когда ещё времечко найдешь?». «1 апреля — день враля, а шутки всегда греют», «Первое апреля – никому не верю».

синица7

1 апреля учрежден Международный день Птиц. Это отличный повод понаблюдать за пернатыми друзьями, узнать о них что-то новое или соорудить новую кормушку. В апреле-мае звонко перекликаются птицы. В лесу кричит синица: «Ци-ци-фи». Ей откликается московка: «Тю-пи-ти». Зяблик извещает: «Пинь-пинь-пинь». Затягивает песенку малиновка: «Чай-пить, чай-пить», поют овсянки: «Покинь сани, возьми воз». Кричит кукушка: «Ку-ку! Ку-ку!».

2 апреля – Фотиния-Колодезница. Считалось, что в день Фотинии грунтовая вода, колодезная, родниковая вода обладает чудодейственной силой – лечились ею, окропляли дом, поливали растения, замачивали семена. В этот день славили лён: развешивали льняные полотенца на крыльце и на ветках берёз во дворе, а девушки водили хороводы с длинными свадебными полотенцами.

3 апреля – Фома. Обычно завершались зимние катания детей с гор, если там оставался последний снег. Лечили лихорадку с помощью печных углей и золы: «Фома лихорадку гонит».

4 апреля – Василий Солнечник, Василий Капельник. Этот день знаменовал необратимый приход весны: «Задолбил зиму Василий Капельник». Выходили смотреть на восход солнца, гадая о будущем урожае: «Если солнце восходит в красных кругах – это сулит хороший урожай, к плодородному лету». На снегу под ярким солнцем белили холсты: «Василий Солнечник отбелит холсты белее снега». В этот день пекли калачи и посвящали их Солнцу.

синица-0

5 апреля – Никон. В этот день зазывали и подкармливали лесных птиц, которые считались проводниками сил весны и обновления. Было принято проводить генеральную уборку в доме и в саду. Чистили и белили штамбы плодовых деревьев. Начинали весеннюю посадку садовых деревьев и кустарников. В этот день славили мяту. Мыли мятной водой обеденный стол и полы в доме; в бане поддавали пар с сушеной мятой, а потом заваривали ароматный мятный чай.

6 апреля – Яков, Захар. Было принято жечь костры, дарящие свет и тепло, прогоняющие стужу и тьму. Окуривали одежду и жилище можжевельником. В церкви освящали семена, чтобы они дали хорошие всходы. Примечали погоду: «Если снег растаял к Благовещению – значит, снегопадов весной больше не будет», « Если ночью не слишком холодно, то весна будет ранней», «Снегопад в этот день — к хорошему урожаю гречихи, а ударил мороз – будет богатый урожай овса и проса». В ночь на Благовещение вывешивали мокрое полотенце: «Если высохнет полотенце до утра – жди летом богатого урожая, а если останется мокрым – будет неурожай».

00- искусства лицевого шитья в Строгановских мастерских -благовещение

7 апреляБлаговещение, Третья встреча весны.
«В Благовещение весна зиму поборола»,
«Каково Благовещение — таково и Светлое Воскресенье»,
«Если в этот день будет тёплая солнечная погода, то и лето такое же, уродятся яровые; если дождь или пасмурно – к дождливому лету».
«Если на Благовещенье мороз — то будут еще сорок утренников, ожидается урожай яровых, огурцов, груздей»,
«Если Благовещение без ласточек — будет холодная весна».
«Если снег на крышах есть, так будет он ещё через месяц в поле». «Если ветер холодный – то и лето холодное, а южный – лето тёплое», «Гроза на Благовещение – к тёплому лету, к урожаю орехов».
«Если ветер, иней, туман, если пчёлы гудят – к урожайному году». «Если дождь – родится рожь, а мороз – груздей полон воз».

Благовещенье покупали у ловцов птиц для того, чтобы тут же их выпустить на волю. Это сопровождалось следующей песней или стихом:

Синички-сестрички,
Тётки-чечётки,
Краснозобые снегирюшки,
Щеглята-молодцы,
Воры воробьи!
Вы по волю полетайте,
Вы на вольной поживите,
К нам весну скорей ведите!

8 апреля – Гавриил Благовест. Примечали погоду: «Если в этот день светлый восход солнца, то снег растает быстро: убирай санную сбрую, выверни оглобли», «Светел восход – санного пути уже не будет».

Чибис

Чибис

— 9 апреля – Матрёна Настовница. В этот день перебирали семена и готовились к севу. Сходит снежный наст и тает лед «Щука хвостом лед разбивает», прилетают пигалицы-настовницы (чибисы). «Чибис прилетел – на хвосте воду принёс». «Если чибис кричит с вечера – к ясной погоде». Прилёт овсянок: «Если овсянка запела — покинь сани, возьми воз». «Под порогом брод – на улице переправа». В этот день славили репу; откладывали лучшие плоды репы на семена, делали блюда из репы.

Мать и мачеха

Мать и мачеха

10 апреля – Илларион и Стефан, Мать-и-мачеха. В этот день было принято наводить порядок в доме, во дворе и на участке. Чистили освободившиеся ото льда пруды. Славили лекарственное растение мать-и-мачеха, начинали пить травяной чай из её цветков и свежих листьев.

0-берёза

11 апреля – Кирилл, Берещенье. В этот день славили берёзу — благодатное «дерево жизни, здоровья и света». Лечили целебным березовым соком разные недуги, делали обереги из бересты.

0-лесенки печенье

12 апреля – Иоанн Лествичник. В этот день пекли из теста на каждого члена семьи «лесенки» с 12 ступеньками «чтобы силы небесные помогали зелёным росткам подниматься ввысь». День считался трудным и травмоопасным.

12 апреля - день космонавтики

12 апреля — день космонавтики

13 апреля – Ипатий. В этот день молились об избавлении от бесплодия и нечистой силы.

— 14 апреля – Марья-пустые щи, Марья-зажги снега и заиграй овражки. В этот день молились против сглаза и варили первые витаминные зелёные щи — из молодой зелени, крапивы и щавеля. Примечали погоду:
«На Марью снег за колодой растаял»,
«Если в этот день разольется полая вода, то будет большая трава и ранний покос»
«Быстрое таяние льда, разлив воды – год будет легким, урожайным»
«Если на Марью вода идёт в ясные ночи – к погожей уборке хлеба».

15 апреля – Тит-Ледолом, Поликарп. В этот день обычно вскрываются реки и озера.
«Тит-Ледолом взламывает лёд, вскрывает реки, начинает ледоход».
«Если на Поликарпа разольется полая вода, то надо ждать больших трав»
«Если лед, после того как река или пруд вскроются, потонет — то предстоит тяжёлый год».

мисхор - русалка

— 16 апреля – Агафья, Никита-Водопол. На Никиту по поверьям просыпался от зимней спячки водяной и русалки, с чем связано также начало ледохода и разлива рек. По дохристианским обычаям полагалось в этот день умилостивить Водяного или Морского Царя. Особенно внимательно должны были подойти к требе рыбаки — считалось, что за хороший добрый гостинец (например, вылитое на середину реки масло) водяной мог переманить больших рыб из других рек, защитить от бурь, сберечь неводы.
День оживления весны. Для этого дня обычно характерно бурное таяние снега и льда. Определяли высоту паводка по самым разным приметам:
« Крот никогда не станет рыть землю ниже границы будущего паводка»
«Перед паводком из низинных мест убегают мыши».
«Если утром иней – к теплу в начале лета».

Смотрины Ольховые.

17 апреля – Смотрины Ольховые. В этот день шли смотреть, как цветет ольха. Следили за деревьями для предсказания погоды:
«Коли береза перед ольхой лист распустит, то лето будет сухое; а если сначала ольха – то мокрое».
«Зацвела ольха – пора доставать ульи».
Обычно начинал петь-скрипеть сверчок: «Кричит сверчок – время пахать под рожь».
Журавль впервые подавал голос. Считалось, что после прилета журавлей приходит настоящая весна:
«Первая ласточка — ещё не весна, а настоящую весну приносит на крыльях журавль». Дети, увидев прилетающих в родные края журавлей пели песенку, подражая их крикам:

Ики, ики, ики, ики —
Крики! Крики! Крики!
Икли, икли, икли —
Это журавли! Это журавли!

Курли, курли, курли,
Летят, летят журавли!
Курлы-си, курлы-си,
По Руси! По Руси!

Ты-латы, ты-латы,
С высоты! С высоты!
То-то-ты, то-то-ты,
Журавли идут в домы!

ласточки

— 18 апреля – Федул Ветренник.
В этот день обычно начинают дуть тёплые весенние ветры: «Пришёл Федул — тёплый ветер подул»
«Федул тепляком потянул, сулит бабам тепло на Марью (8 мая)». При возможном ненастье говорили: «Федул губы надул».
С тёплым весенним ветром прилетают сверчки и расселяются по садам-огородам.
«Проснулись божьи коровки – пора готовить землю под посевы». В этот день и не раньше, вынимали двойные рамы, открывали окна и произносили заговор, чтобы уберечь дом от нечистой силы:
«На Федула растворяй оконницу».
«Кто раньше Федула оконницу растворил — тот ненастью угодил» «Раньше Федула окна настежь — весеннему теплу дорогу застишь».

19 апреля – Евтихий Тихий. По этому дню судили об урожае хлеба: «Если Евтихий тихий — к урожаю ранних хлебов, а когда Евтихий ветром бьет, то сей попозднее, иначе колос собьёт».
В этот день славили яблони: «Евтихий Тихий яблони пробуждает».

дождь

20 апреля – Акулина. «Если на Акулину дождь – то яровые плохие будут, а калина хорошая»
«Мороз и солнце сулят урожаи гречихи и хлебов».
«Если звёзд на небе много, то будет много грибов и ягод», но на звезды можно смотреть, только находясь на улице.
По народному поверью, в этот день просыпаются русалки, которые умеют превращаться в прекрасные кувшинки. Считалось, что сорвавший кувшинку человек обрывает хрупкую жизнь водяной девы, и поэтому совершает великий грех.

АДОНИС (ГОРИЦВЕТ)

АДОНИС (ГОРИЦВЕТ)

— 21 апреля – Родион-Ледолом.
К этому дню «земля отходит от мороза и пробуждается», начинает расти трава, на реках ломается и тает лёд.
«Если лёд на реке становится грудами, и хлеба будут груды, а гладко — так и хлеба будет гладко».
«Если солнечный светлый день, теплый вечер и тихая ночь — лето будет хорошим (в меру жарким и сухим), а если пасмурно да туманно, то и жаркого лета ждать нечего».
Считалось, что в этот день Солнце встречается с Месяцем, а встречи такие бывают не только добрые.
«Хорошая встреча Солнца с Месяцем обозначается ясным солнцем и светлым днём — тогда и лето будет хорошее. Худая встреча сулит пасмурный день, худое лето».
Если месяц с солнцем доходят до ссоры, это оканчивается землетрясением. Считалось, что в этот день нельзя пахать и сеять, а также городить заборы.

Уставь соху, паши под овес. Весной час упустишь, годом не наверстаешь.
Овес сей в грязь — будешь князь, а если оглобля мокра, так и вырастет метла.
Овес сеять хоть в воду, да в пору, а рожь — обожди часок, да посей в песок.
Хоть грязь топчи, а овес мечи.
Когда на дороге грязь, тогда овес князь.
Лягушка с голосом — сей овес.
Когда дуб развернется в заячье ухо — сей овес.
Если кроты и хомяки весною начинают выбрасывать из своих норок землю, то это знак, что надо сеять овес.
Овес и сквозь лапоть прорастает.
Овес сей, когда береза распускается.

11-девичий хоровод

22 апреля – дохристианский праздник Лельник, Вадим-Ключник, Вадим – отмокни родники.  Вспоминают преподобного мученика Вадима Персидского
В народе 22 апреля называют Днём Вадима Ключника. Люди традиционно отправляются к источникам чистой воды, которые бьют из-под земли, чтобы почистить и привести их в порядок. А затем с любовью брали из родника воду, умывались и пили на здоровье. «Если погода не установилась – лето сухим будет».
«Сей овес, когда лягушка начинает квакать, дуб лист разворачивает, крот выбрасывает из норы землю, появляется первая крапива».

Лельник — это дохристианский праздник аналог 8 марта, день весны, любви, пробуждения к новой жизни. Лельник отмечался лишь девушками, которые водили хороводы, закликали весну, пели песни веснянки и плели венки на холме неподалеку от деревни — называемом Красная Горка (в значении самое высокое, а значит самое красивое место в окрестностях).

После принятия христианства на Руси смысл праздника несколько изменился — акцент переместился с женских гуляний на ярмарки, смотрины невест и свадьбы. Произошло это потому, что первое воскресенье после Пасхи, то есть после окончания Великого поста — это первый день, когда церковь после длительного перерыва разрешает венчаться. Соответственно, именно тогда совершались многочисленные свадьбы, о которых договорились ещё зимой.

С точки зрения изучения древнего смысла народных праздников особенно важна следующая деталь — Лельник или Красная горка изначально всегда предшествовала Юрьеву дню или Егорию Вешнему, который согласно сохранившимся данным отмечался 23 апреля по старому стилю (или 6 мая теперь — но новому стилю).

священномученик Григорий V константинопольскийо патриарх

23 апреля – Терентий Маревны. День памяти константинопольского патриарха священномученика Григория V. В период расцвета Османской империи христиане терпели гонения, а священномученика Григория казнили. Также чествуют память других христиан, пострадавших за веру.

Примечали погоду и прогнозировали урожай.
«Если солнце взойдёт в мареве, в туманной дымке — год будет хлебородный, а если выкатится красным на ясное небо – не уродятся озимые, придётся поле перепахивать и снова засевать».

вода салгира

24 апреля — Международный день солидарности молодежи. Христиане чтят память священномученика Антипы, епископа епископа Пергама Асийского (Малая Азия). Святой Антип жил при императоре Домициане, который правил с 81 по 96 г. Св. Антип был учеником апостола Иоанна Богослова, своим личным примером и посредством проповеди отвратил многих местных жителей от жертвоприношений и поклонения идолам.

В народном календаре дата получила название Антип водогон, Антипий половодье. Во время полноводья покинутые девушки или вдовы прощались со своей тоской, отдавая её бурлящей весенней воде. Утром они шли на берег реки, черпали речную водицу левой рукой и, брызгая себе в лицо, читали заговор от тоски:

заговор от тоски

епископа Василия Парийского

25 апреля — православные чтят память епископа Василия Парийского, который боролся с еретиками, покушавшимися на святые иконы. За свои твердые убеждения преподобный оказался под натиском со стороны местных властей, подвергся гонениям и проживал в голоде и нищете, но не сменил взгляды и остался предан вере.

В народном календаре Василий Парийский — землю парит.
Запарил землю Василий — выверни оглобли, закинь сани на поветь. «На Василия весна и солнце землю парят, идёт пар от земли — земля парится, как старуха в бане». «Если в этот день солнышко землю парит, то год будет плодородный». 

Считалось, что в этот день медведь обязательно выйдет из берлоги (то же читали и на день Благовещенья 7 апреля — очевидно, речь о разных климатических поясах).

Зайцы бегают днем. Заяц дорогу перебежал — к неудаче, беде.

Медуница Пульмонария

26 апреля — День памяти мученицы Фомаиды Египетской. Саму святую почитают за чистоту, поскольку, по церковной истории, она перед страхом смерти сумела сохранить верность супругу, целомудрие. Поэтому ей молятся те, кого одолевают страсти.

В народном календаре день называют Фомаида Медуница, т. к. обычно в этот день начинает цвести одноименное растение, а еще «просыпаются» шмели. «Если в этот день тепло – в середине мая надолго похолодает». 

ворон

27 апреля — Мартын-лисогон; Воронец. Вещий Ворон.

В этот день по поверьям лисы меняли старые норы на новые, а вОроны указывали на людей, ведущих неправедный образ жизни, каркая над их домами. В славянском мировоззрении Ворон почитался вещей птицей и был тесно связан с Кощеем или Чёрным Богом, являясь его посланником, а также со смертью вообще (мир мертвых, грядущие войны, поля сражений с поверженными воинами…) однако, при этом не был однозначно отрицательной сущностью. Помимо вышеперечисленного, ворон символизировал мудрость, знал тайны жизни и смерти и во многих сказках на своих крыльях приносил героям и достойным людям живую и мертвую воду как друг и помощник.

Согласно поверьям, ворон живёт до 300 лет и является неким посредником между миром Живых и миром Мёртвых. Именно он сопровождает души умерших до райских врат (Врат Вырия — Ирия = Рая), а также сообщает им, чего они достигли в духовном и душевном развитии и в выполнении своего жизненного предназначения.

микрозелень

29 апреля — Ирина (Арина) рассадница, разрой берега, урви снега. Наблюдается таяние льда у берегов рек и озер. Вода подмывает берега.

Полая вода подмывает берега.
Ирины-рассадницы — сей капусту на рассадниках.
Сибиряки ждут вскрытия Иртыша.

золотой диск с пчёлами-700 г. до н.э. АПИ от лат. apis «пчела»

золотой диск с пчёлами-700 г. до н.э. АПИ от лат. apis «пчела»

30 апреляЗосима пчельник

Крестьяне вывозили пчёл на пасеки, открывали летки, ставили на пасеке стол с угощениями, возносили молитвы Зосиме и Савватию (а ранее Яриле), обходили ульи и пасеку с зажженной свечой, проводили обряды нацеленные на отваживание чужих пчел от нападения, а именно вколачивали посреди пасеки три осиновых кола.

апи-минойская богиня крылатая- 7 в до н.э. Родос (Камирос)Сохранилось немало интересных заговоров, связанных с защитой пчел, где как и в других заговорах причудливо перемежается специфический дохристианский речетатив, визуализирующий желаемое, и христианские упоминания «господа бога» и «раба божьего», например:

«Полети, моя пчела, на все четыре стороны за желтыми восками, за сладкими медами, приноси мед в свои ульи. Как осетр-рыба бежит в море, так моя бы пчела ко мне, рабу божьему, летела на пасеку. Как из столбовых рек и протоков бежит сильная рыба в море, так бы и ко мне, рабу божию, моя пчела летела со всех круговерхов, из темных лесов, с лугов, с болот, с топей, с черных грязей, из чистого поля, набравшись, напившись желтыми восками, садились в свои ульи со всем смиренством, с плодом и с повозом, господу богу на славу, а мне, рабу божию, в пожиток, во веки веков, аминь».

 

 

Both comments and pings are currently closed.

Comments are closed.

Welcome to Evpatoria
Яндекс.Метрика Open Directory Project at dmoz.org