Народные приметы на май

пчела-весна

Наши предки называли май «месяцем цветов и любви»; связывали древние майские обычаи и обряды с культом расцветающей природы: «Март – с водой, апрель – с травой, май – с цветами».  Из-за буйства сочных майских трав и цветов они дали этому месяцу имя — «травень», цветень (квитень), Ярец, муравник (мур — трава-мурава).

1 мая — Козьма-Огородник. Этот день называли «кукушкиным» — эта птица обычно начинала куковать. Начало огородных работ: «На Козьму — сей морковь и свеклу». «Отпрянули злые северные ветры — сиверы, пришло долгожданное тепло». «Настал месяц Травень, самый тяжёлый в году». «Если день выдался тёплый, то вторая половина мая будет холодной».

— 2 мая – Иван Ветхопещерник, Новины. В этот день говорили: «На майском солнышке холсты отбелить — Весну ими одарить!», «Надо одеть Весну в новину». Было принято выйти в поле, расстелить холст и положить на него пирог – ритуал одарения Весны для хороших грядущих урожаев.

01-весна

— 3 мая – Федор Неводник, окликание родителей. Считалось, что в этот день нельзя ловить рыбу. Было принято посещать могилы родителей.

4 мая – Ляльник, Прокл. В этот день произносили заговоры, проклиная нечистую силу. Девицы хороводы водили, пели песни около яблонь. «Если к этому дню зацветёт черёмуха, то лето будет тёплым», «Если закукует кукушка до Егория – к сухому лету». «Сей рассаду капусты до Егория – капусты будет вдоволь», «Овёс и горох засевай до Егория».

— 5 мая – Лука. На Луку высаживали на грядки лук, славили это очень полезное растение. «Лук — что татарин: как снег сошёл, так он и тут». «Лук от семи недуг», «Кто ест лук, тот избавлен от вечных мук». Если к этому дню полностью развернулся лист у берёзы, то можно сажать ранний картофель. «Если эта ночь будет тёплая, то яровые хлеба успеют созреть до морозов».

весна-Закат над Кояшским озером.-тюльпаны

— 6 мая – Юрий Вешний, Юрий голодный, Егорьев день. Вывешивали на улице влажное полотенце: «Если за ночь полотенце высохнет, то много родится огурцов, и к осени долго не будет инея; если ночью полотенце замерзнет – будут заморозки уже в августе», «Если в ночь на Егория заморозит, так сорок утренников падёт, на всё лето, пока хлеб в поле стоит», «Если Егорий тёплый, со дня на день жди лета». С этого дня начинались полевые работы – «Егорий весну начинает, Илья лето кончает», «В Егорьев день разве ленивая соха не выезжает». «Если на Егория утро ясное и тихое, то ранние посевы будут урожайными; если только к вечеру – поздние посевы удачными будут», «Если в этот день дождь – к большому травостою, а гречи недород», «Если на Егория большой разлив рек, то в Николин день (22 мая) будет много травы», «Егорий с водой, а Никола с травой», «Егорий с кормом, а Никола с комарами», «На Егория прилет ласточек». «Коли весенний Егорий будет с травой, то к осеннему Егорию (Юрьев день — 9 декабря) зима уже установится», «На весеннего Егория снег, мороз, — будет просо и овес, гречи хороши». «Коли на Егорьев день лист в полушку, на Ильин день клади хлеб в кадушку». В этот день люди ката­лись по росе в надежде быть сильными и здоровыми, так как считалось, что Юрьева роса обладает особой целебной силой – «Юрьева роса от сглаза, от семи недугов».

— 7 мая – Евсей-овсы отсей, Елизавета. «Когда береза станет распускаться, когда с ивы и лозы пух летит — сей овес». К этому дню нужно было закончить посевы овса: «Овес любит — хоть в воду, да в пору. «Яровую рожь и пшеницу сеять в Полнолуние, а овес — два дня после или прежде».

птицы Мойнакского озера

— 8 мая – Марк Ключник, Птичий праздник. Верили, что у святого Марка-ключника находятся ключи от дождей: ему в этот день молились о ниспослании дождей и просили уберечь от засухи. «На Марка сеется греча». «На Марка прилетают стаи певчих птиц», в этот день отправлялись ловить чижей. «На Марка небо ярко — в избе жарко», «На Марка дождь – к неурожаю в саду», «Если на Марка день ясный – будет хороший урожай яровых».

— 9 мая – Глафира Горошница. В этот день наши предки сажали горох, продолжали посадку раннего картофеля. Средством защиты раннего гороха от утренников и птиц служило покрытие изрубленным торфом. Как только ростки гороха выходят на грядке, насыпали на нее умеренно толстый слой торфяной настилки, под ней горох развивается далее и развертывает листья. Вскоре они так окрепнут, что уже небольшие заморозки им не опасны. Вместе с этим горох так спасается от птиц — они сощипывают только ростки, но не трогают листьев.

— 10 мая Семён Ранопашец. Садово-огородные работы в разгаре. Иначе хлеб не сеяли, как при тёплой земле. Клали обе руки на землю и замечали: если земля тепла, то уже нет никакой опасности для посева. Холодная земля сама говорит, что она в глубине ещё не оттаяла, и что будущий росток уничтожится в самом зародыше.

11 мая – Евсей, Максим. «На Максима ветер – тепляк-здоровяк». Больных начинали поить с этого дня березовым соком. Перед этим их всегда купали в дождевой воде, натирали сбереженным мартовским снегом. Но делалось это только в ясный и теплый день, который дарует больным здоровье. В туманные и холодные дни нельзя собирать сок и прибегать к этому средству лечения. Березовым соком на Руси лечились при цинге, отеках, анемии, фурункулезе, артритах, подагре, ангине; использовали сок как мочегонное. Свежий березовый сок и современными врачами рекомендуется принимать 3 раза в день (по стакану) как противовоспалительное средство, при раке. Самый и вкусный и целебный березовый сок течет в верхних ветках бе­резы, но надо суметь добраться до них. «Если ночь с тёплым южным ветром и звездная, к лету грозному и тёплому, к хорошему урожаю» «Если ясный восход солнца – жди ведреного лета, ясного сухого и солнечного, а если солнце сквозь облака проглянет – на дождливый сенокос».

12 мая – Мемнон. Этот день считается днем целителей и исцелений. К Мемнону Чудотворцу обращались с просьбой излечить от болезней. Знахари лечили молитвами, заговорами и целебными травами.

13 мая – Яков Звездоночный. Примечали погоду: «Если вечером взойдут звёзды, и подует с юга тёплый ветер, то лето будет грозное и тёплое, изобильное». Наблюдали в этот день восход солнца: «Если солнце восходит на чистом и ясном небе, то лето сулит быть ясным и ведренным».

14 мая – Иеремий Запашник, Еремей Запрягальник. В этот день с первой росой выходили на посевы и просили помощи Божьей на все посевные и посадочные работы. «Если этот день будет погож, то всё время для хлебной уборки будет хо­рошее, а при худой погоде – неурожай, всю суровую зиму маяться». Посев с первого мая старого стиля (14 мая нового стиля) не везде был принят на Руси, но везде сеяли в течение двух недель. О нём говорили: «Сей неделю после Егорья, да другую сей после Иеремия».

соловей

15 мая – Афанасий Тёплый, Борис и Глеб сеятели, Соловьиный день, Барыш-день. Начинали массовые посевы и поминали Святого Бориса, старались что-нибудь выгодно продать — в надежде получать за это в течение всего года барыши. «Соловей запел — вода на убыль пошла, можно начинать посевную», «Если соловей поёт всю ночь, будет солнечный день. А если соловья ус­лышишь раньше кукушки, то счастливо проведешь всё лето», «Если соловьи с этого дня начинают петь дружно, то и весна будет дружной». «Если до этого дня листья на плодовых деревьях не распустились окончательно – быть неурожаю на фрукты». С этого дня начинали сажать огурцы и тыквы. «Чтобы большие тыквы были, чтобы огурцы уродились, — зарой в гряде пест».

16 мая — Иов Огуречник, Марфа Рассадница, Мавра-Зелёные Щи. В этот день сажали рассаду капусты и массово засевали сады-огороды. «Большая роса утром, ясный день — к обилию огурцов». Было принято хлестать себя крапивой и варить зеленые щи («В зеленые щи крапиву ищи») из крапивы, щавеля, лебеды для поправки здоровья.

17 мая – Пелагия-Заступница. К этой святой обращались за помощью несправедливо обиженные, а также она считалась заступницей птиц и невинных девиц. Вечером крестьяне выносили в огород надтреснутый горшок, клали в него выдернутую с корнем крапиву и ставили горшок на самую середину грядки – считалось, что это отпугнёт нечистую силу и вредителей растений. «Дождь частый и сильный даст урожай чистый и обильный».

рассада капусты

рассада капусты

18 мая Арина, Ирина-Рассадница. В этот день традиционно рассаживали по грядам капусту и разную другую рассаду. Чтобы молодую капусту не точил червь, по краям грядки сажали крапиву. Одну «капустинку» прикрывали горшком и при­саживали к ней под горшок ещё одну луковку. Горшок обвивали венком, принесенным из церкви на Троицу — это должно было обеспечить хороший рост капусте и добрый урожай. В этот день молились об избавлении членов семьи от всех дурных привычек.

19 мая – Иов-Горошник, Огуречник, Росенник. Обычно в этот день повторно сеяли горох, а также сеяли бобы, тыкву. Замечали росу: «Большая роса и ясный день – к большому урожаю огурцов и всяких овощей». «Ночь на Иова тёплая – будет год огуречный, а холодная – огурцов не жди».

20 мая – Иван-Бражник, Купальница. Считалось, что это самое лучшее время для всех посевов! «Посеешь в погоду — больше приплоду», «Сейки в ненастье, а сбирки в вёдро», «Посев на молодую Луну — к урожаю, а в Новолуние сеять — червь поест». «Ветры восточные и западные для посева и посадки лучшие!». С утра выставляли нагреваться на солнце полные ведра воды, а в полдень окатывались ею для обретения силы.

21 мая – Иван Долгий, Арсений-Пшеничник. Начинались ранние посевы пшеницы. Этот день считался исключительно благоприятным для посевов и посадок огурцов, тыквы, лука, разных овощей и цветов. В этот день молились о семейном счастье, пекли обетные пироги на счастье и удачу, угощали ими соседей и прохожих, скармливали птицам. «Если в этот день пойдет дождь – будет тьма грибов».

Святитель Николай Чудотворец с мечом и храмом

— 22 мая – Никола Вешний. В этот день славили лошадей; он начинал купальный сезон и завершал основные посевные работы: «До Николы крепись, хоть разопнись, а с Николы живи — не тужи». День считался лучшим для посадки картофеля, чтобы получить обильный урожай вкусных и полезных плодов. Если утро выдавалось влажным, туманным, – умывались росой; это сулило здоровье человеку, а земле — богатый урожай. «Велика милость на Николин день, когда поле польет дождичком — будет урожай хорошим». «Иней в это утро – к урожаю», «На Николу тепло – к зиме холодной, и к ненастному лету», «Если на другой день после Николы пойдёт дождь, то может быть ненастным всё лето».

— 23 мая – Симон Зилот, Симон Гулимон. В этот день наши предки праздновали именины Матушки Земли, поэтому не беспокоили землю никакими земляными работами и не строили заборы. Считали, что лишь можно было, предварительно помывшись в бане и испросив благословения Земли, выкапывать целебные коренья для приготовления лекарств.

— 24 мая – Мокий Мокрый. И на Мокия тоже считалось грехом работать на земле, иначе «град выбьет растения». Именно в этот день нередко бывали дожди. «Мокий — указчик погоды на все лето: если этот день дождливый, то и все лето будет мокрое», «Туманы, дожди в этот день – к сырому лету», «Если восход солнца багровый, то и лето будет грозовое, грозное, с пожарами».

— 25 мая – Епифан, Рябиновка. «Если в этот день ясная заря, то летом будет много пожаров». «Если на прудах на Епифана появились листья кувшинки — к окончанию заморозков». Считалось, что листья и цветы кувшинки помогают от судорог и головокружения, а корневище — от отсутствия аппетита; это растение подвешивали у кровати больного. В этот день славили рябину, которая считалась оберегом от сглаза и разных несчастий. Девушки в красных сарафанах приходили к растущей у дома рябине и просили ее уберечь от пожаров.

26 мая – Лукерья Комарница, Гречкосейка. «Если на Лукерью много комаров — готовь по ягоды коробов, а много мошек — готовь по грибы лукошек». День начала активного весенне-летнего сбора лекарственных растений и пряных трав.

— 27 мая – Сидор Огуречник. Считалось, что с этого дня можно сеять лён (с началом кукования кукушки), а также сеять огурцы в открытый грунт, т.к. обычно прекращаются заморозки и северные ветры. «На день Исидора отойдут все сиверы», «Как пройдет Исидоров день, так пройдут и сиверы», «Северный ветер – к холодному лету». «Если весь Сидоров день ясный, то будет хороший урожай огурцов, а если день холодный и ветреный, то и огурцов не жди», «Если на Сидора холодно — всё лето такое будет».

мак-солнце

28 мая – Пахом Тёплый, Травник, Бокогрей. Наши предки считали, что с этого дня начинается настоящее тепло: «Пришел Пахом — запахло теплом», «На Пахома тепло — все лето теплое», «Солнце на Пахома сильнее греет, дает рост посевам», «В полдень можно сеять одну только пшеницу; остальное пропадет». В этот день стремились увидеть ласточку – символ счастья; а также было принято убираться, избавляться от хлама, сжигать старые вещи.

29 мая – Федор Житник. Этот день считался последним сроком для посева яровых. «У Житника забота — ячменное поле заборонить». «Гроза на Фёдора – худой сенокос».

30 мая – Евдокия, Ондрон. В этот день примечали погоду: «Какова Евдокия – таково и лето», «Ондрон – с дождём». Если не было дождей, то просили Ондрона «отворить небесные ворота, чтобы проли­лись дожди на семена, что в землю легли». В этот день традиционно окучивали картофель и делали заговор от засухи — чтобы пошёл, наконец, долгожданный дождь. «Народившаяся Луна в дождливую Евдокию – к мокрому лету», «Если дует северный ветер – к дождливому лету».

31 мая – Федот Овсяник, Семь Дев. «Семь дев сеют лен». В этот день славили дуб. «Все деревья в крупной листве – год урожайный, а коли лист с пятак – быть яровым так и сяк, неурожай». «Если на Федота дубовый лист развернулся, то земля принялась за свой род», «Если дуб перед ясенем лист пустит — к сухому лету».

Both comments and pings are currently closed.

Comments are closed.

Welcome to Evpatoria
Яндекс.Метрика Open Directory Project at dmoz.org