Народный календарь февраля

подснежники-28 января

1 февраля (19.01) — Макарьев день. Макар Весноуказчик или Макар Ясный, Языческая Громница. Считалось, что на этот день приходится половина зимы. Пасечники проверяли пчёл: «Если пчелы жужжат еле слышно, то переносят зиму легко, а если беспокойно – то трудно». Готовили инвентарь и инструменты к новому сезону: «Хватит зимой дремать – пора сохи ладить, телеги поправлять». По Макарьеву дню судили-рядили о погоде на весну: коли погода ясная — весну ожидали рано. «На Макара капель — в весну раннюю верь.» Февральские приметы чаще всего обраще­ны на предугадывание прихода весеннего тепла. «Ясная погода предвещала раннюю весну». «На Макара метель — на всю Масленицу». Холодный февраль — к благоприятному лету.

2 февраля (20.01) — Ефим Метельный. Ефимию молились при супружеской бездетности, во время голода. Следили за погодой: «На Ефима о Масленой гадай: если в этот день будет метель, то и вся Масленица будет метельная, жди и весной метель, и поздние заморозки», «Второй день февраля весну показывает», «Сильный ветер – к сырому году», «Если завизжит в этот день метель – то и всю неделю прометелится», «Если в полдень будет ясное солнце, то весна будет ранняя, к раннему половодью», «Иней в этот день сулит ранние осенние ночные заморозки». Помело метлой, на Масленицу; приедёт государыня Масленица метельная.

преподобного Максима Грека

3 февраля (21.01) — Максим Исповедник или Максим Утешитель. День памяти преподобного Максима Грека (1470—1556) — русского религиозного публициста, писателя и переводчика греческого происхождения. Максиму молились о заступничестве вдовиц и сирот, т. к. он считался утешителем в обидах и помощником в бедах. В этот день вспоминали добрым словом людей, пришедших на помощь. Если у супругов что-то не ладилось, они выходили во двор, держась за руки, стряхивали с деревьев снег, приговаривая: «Что Бог соединил, то человеку разъединить не под силу». Народные приметы погоды: «Ясная погода – к ранней весне», «Коли в Максимов день погоже, так к весне хорошей». «Если в полночь на Максима будет просвечивать сквозь облака месяц — жди добрый урожай, ясное небо – к недороду», «Коли месяц взойдет затуманившись из-за облачка, то будет доброе жито в закромах, если безоблачно небо – к неурожаю». «Если днём солнце светит ярко – летом на фруктовых деревьях плоды червивы, а коли солнце за облака прячется – к чистым и здоровым плодам».  Если в полночь на Максима месяц просвечивает сквозь облака, это предвещает добрый урожай. Если месяц заскользил, в тучу белый рог вонзил — будет доброе жито да мука в сито.

4 февраля (22.01) — Тимофей Полузимник. «Тимофеевский мороз ползимы с собой унёс». Пасечники проверяли пчёл: «Если пчелы жужжат еле слышно, то переносят зиму легко, а если беспокойно – то трудно». Готовили инвентарь и инструменты к новому сезону: «Хватит зимой дремать – пора сохи ладить, телеги поправлять». В этот день обычно бывают сильные морозы, которые в народе получили название «тимофеевских». «Пожди тимофеевских морозов! Каков на дворе мороз-от! Прямо, тимофеевский». Большое количество выпавшего снега на Тимофея предвещало хороший урожай зерна, солнце в полдень — раннюю весну. «Если в полдень видно солнце, то весна будет ранняя», «Если будет пасмурно – примета неблагоприятная», «Если в мороз вспотели окна — жди потепления». «Чем больше выпадет снега, тем больше урожай зерновых». 

5 февраля (23.01) — Агафий Полухлебник. Принято было проверять сколько осталось в закромах хлеба, хватит ли его до весны, проверяли семена, посевное зерно: «Агафонник Полухлебник в закромах спины не разгибает — здоровое зерно считает».  Этот день был посвящён домашним заботам. Латали и подправляли двери и стены, выметали и вычищали пустые амбары.

Ксении Петербургской

6 февраля (24.01) — Аксинья Полузимница. В этот день молились Ксении Петербургской о помощи в учении, в обретении брака и семейного счастья.  Аксинья Полухлебница или Весноуказательница. Какова Аксинья, такова и весна. На Аксинью погода прекрасная — и весна красная. Метель на Полузимницу сметет корм. На полузимницу дорогу переметает, корм подметает. Со дня преподобной Ксении (Аксиньи), как полагали крестьяне, до новых хлебов нужно столько же хлеба, сколько уже съедено. В этот день приглядывались к цене на хлеб. Высокая цена сулила скудный урожай и дороговизну хлеба, низкая — богатый урожай «с избытком». Если на Полухлебницу цена хлебу низкая, то до нового хлеба не поднимется. Коли до Аксиньи-полухлебницы жита хватит, то до новин станет половина, а до корма треть.

7 февраля (25.01) — Григорьев день. Григорий Богослов. В этот день полагалось дела добрые делать и о добрых делах других людей вспоминать. «Аксинья Григория торопит — чтобы весну не упустил, солнышко на крыши посадил», «Каков Григорий с утра до полудня — такова будет первая половина следующей зимы, а с полудня до вечера — вторая половина будущей зимы».

8 февраля (26.01) — Фёдор Студит. Фёдор Поминальник. Считалось, что в этот день покойники тоскуют по земле и своим родным. Чтобы их успокоить, надо насыпать золы на загнетку и сказать: «Не ходите во двору, души сиротские! А подите на западну сторону, там-от — вам вечное радование».  Примечали погоду:  «Каков этот день, такова и весна». В эту пору обычно были сильные морозы: «Федор Студит землю студит». «Если морозно и сухо – к жаркому августу». В этот день славили горох. По гороху гадали о будущей погоде: «Если звонко катаются сухие горошины по блюду – быть трескучим морозам, а если тихо – к тихому снегопаду», «Коль метель на дома – будут плохи корма».

Иоанна Златоуста

9 февраля (27.01) — Златоустьев огонь. День памяти Иоанна Златоуста (347—407 г.г.) — христианского богослова и Константинопольского патриарха, одного из трёх вселенских учителей, почитаемых Православной церковью. Иоанну молились о помощи в отча­янии и о просвещении разума к учению духовной грамоты. В этот день уделялось особое внимание огню в печи: как затопишь печь — такой будет и достаток в семье. Затопить печь нужно было так, чтобы разом занялись все поленья, а устье стало «золотым» (златоустье).

домовой

10 февраля (28.01) — Ефрем Ветродуй или Ефрем Сирин. Также известен как День домового. Считалось, что на Ефрема домовой справляет свои именины: больше обычного проказничает и озорничает. Его старались задобрить, оставляя ночью гостинцы, например, кашу на загнётках печи, чтобы ровно в полночь домовой вышел из-под неё поужинать. Весь вечер этого дня на посиделках рассказывали забавные байки с прибаутками о повадках, проделках и проказах домового, пели про него частушки.

11 февраля (29.01) — Лаврентий. День памяти преподобного Лаврентия, епископа Туровского (1130-е—1184), исцеляющего слепоту. На Лаврентия втыкали по углам поля чертополох, чтобы отпугнуть ведьм, которые, как считалось, своими кознями в этот день могли погубить будущий урожай.

12 февраля (30.01) — День трёх святителей. На Трёхсвятие в лесу — звериный свадебник. У волков и лисиц он — период спаривания. Сила, выносливость, ярость непременно у них берут верх, обеспечивая отбор на право иметь потомство. Интересно, что волки и лисы, пробегая обочинами дорог, полями и оврагами, оставляют на межевых столбиках, вешках, на кустиках или просто на снежных выступах метки мочой, «рассказывающие» другим зверям о том, кто побывал здесь и какого возраста. Чем выше вскинута метка, тем сильней и матерей зверь. Свадебное состязание волков сопровождается стычками и грызней: на стороне сильного — закон клыков. Ходят звери стаями, след в след, отмахивая за сутки до 80 километров. По следу не узнать, сколько серых разбойников колобродило. К концу месяца пары волков начинают устраивать логова. Излюбленные места — лесные крепи и болота. Обязательное условие — близость воды.

13 февраля (31.01) — Никита Пожарник. День Никиты Новгородского. Никите, который по преданию силой молитвы тушил пожары, предотвращал засуху и удары молнии, молились об избавлении от этих явлений.

14 февраля (01.02) — Трифон Мышегон. В этот день определяли, долго ли ещё продлится зима. Звёздное небо на Трифона предвещало позднюю весну. Также в этот день заговаривали мышей — губителей стогов и скирд.

Сретенье Господне

15 февраля (02.02) — Сретение Господне. Один из двунадесятых православных праздников в память о том, что в этот день, на 40-й день от Рождества, младенец Иисус был принесён в Иерусалимский храм, где его встретили Симеон Богоприимец и Анна Пророчица. «Сретенье — зима с весной встрети­лись». «Свесились с поветей сосульки-переростки, затенькали робкие капельки, на солнышке весной потянуло.» Сретенье — первая встреча весны. Глубокие снега захрясли, подернулись поверху на­стом — по-старому наслудом. Внатруску лишь свежевыпавший, перегоняемый ветром снег. На окнах мороз ещё выводит художества — папоротники и пальмы, а уж воробьи заватажились по-весеннему. Расчирикались на полдневной стороне карниза, шустрые стали. То все нахохленные сидели, а теперь ожи­вились. Видать, капель бродит. «На Сретенье зима весну встречает, заморозить красную хочет, а сама, лиходейка, от своего хотенья только потеет.» Темные стволы одиночных деревьев заметно нагреваются, теплеют. Возле комлей пестреют затайки, снег как бы опален, подался. О весне судили так: «Ежели на Сретенье установится оттепель — весна ранняя теплая, коли холода завернут — весна холодная; выпавший в этот день снег — к затяжной и дождливой весне. Если на Сретенье снег через дорогу несет,— весна поздняя и холодная.»

16 февраля (03.02) — Семён и Анна. День памяти святых Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы, которым молились о даровании здоровья новорождённым. «Семён и Анна сбрую починяют». «Готовь телегу зимой, а сани — летом». В этот день, называемый в народе «Починками», после сретенской оттепели, рачительные хозяева принимались чинить ездовую и пахотную сбрую. «В Починки дед встает чуть свет — чинит сбрую летнюю да соху столетнюю.» Для починок варилась семейная каша — саламата. «Приехала саламата на двор, расчинай починки».

Святитель Николай Чудотворец с мечом и храмом

17 февраля (04.02) — Никола Студёный. На Николу Студёного обычно бывали никольские морозы. Никола Студеный — на мороз тороват. На Студеного Николу снега навалит гору. Студеный день — шубу снова надень. Никола студеный — волчий сват, маковый закат. Длинные сухие еловые ветки к метели сгибаются, к хорошей погоде распрямляются.

18 февраля (05.02) — Агафья Скотница. Агафья Коровница. Агафье молились о защите и сохранении домашнего скота. К этому дню в неурожайные годы заканчивались запасы продовольствия, и по крестьянским домам начинала ходить Голодуха — персонифицированная голодная смерть. По другому поверью, на Агафью по деревне ходила Коровья смерть в виде старой, отвратительной женщины. Для того чтобы отогнать от скота Коровью смерть, было необходимо в запертом хлеве повесить лапти, обмоченные в дёгте.

19 февраля (06.02) — Вукол Телятник. На день святого Вукола — телятся жуколы. Жуколами крестьяне называли коров и телят, родившихся в феврале. В этот день проявляли особенную заботу о коровах и телятах.

20 февраля (07.02) — Лука. На луку пекли пироги с луком, часть которых раздавали нищим. Этот день считался благоприятным для приготовления различных целебных снадобий из трав и кореньев. Особенно популярной была лапчатка, которая, из-за напоминающих крест листьев, называлась в народе «могущницей». На Луку поминали усопших предков. Живы родители — почитай, померли — поминай.

21 февраля (08.02) — Захар Серповидец. Не обрежешь вовремя кривого серпа, не нажнешь в поле снопа. В этот день, по народному поверью, серп луны был особенно остр. Крестьяне доставали серпы и показывали их месяцу, чтобы были такими же острыми во время жатвы и не подвели жнецов.

22 февраля (09.02) — Никифоры-Панкраты. День Никифора и Панкратия. Наш Панкрат лаптями богат. Хороши Панкратовы лапти, да и те — никифорцы. Этот день считался особенно благоприятным для плетения лаптей.

23 февраля (10.02) — Прохор Весновей. Считалось, что с этого дня начинают слабеть морозы. Хоть мороз злится, но весну чует. Пришел Прохор — и весна заглянула на двор. До Прохора старушка охала: «Ох, студено!» Пришли Прохор да Влас: никак скоро весна у нас!.

24 февраля (11.02) — Власий. День памяти святого Власия Севастийского (ум. ок. 316), образ которого в народном сознании слился с образом языческого бога Волоса (Велеса), считавшегося покровителем скота. Поэтому святому Власию молились о сохранности домашних животных. Считалось, что морозы на Власия — последние в году. Власьевские утренники подошли, держи ухо востро! Скотий бог, сшиби с зимы рог.

25 февраля (12.02) — Алексей Рыбный. В этот день выносили на утренний мороз пряжу, чтобы была крепкой, белой и чистой, а также предназначенное для будущего посева зерно, чтобы дало богатый урожай.

26 февраля (13.02) — День памяти святого Мартиниана, жившего в IV—V веках в Кесарии Палестинской, которому молились об укрощении страстей, избавлении от соблазнов и укреплении семьи. Также этот день называли в народе светлым — днём Светланы. На Светлану было принято выходить ночью во двор и окликать звёзды, чтобы их сияние придало глазам зоркости.

кирилл и Мифодий

Кирилл Весноуказчик. День памяти равноапостольного Кирилла, учителя Словенского.
В 869 году, в 42 года, святой Кирилл скончался. Похоронили его в церкви святого Климента.
Святой Кирилл (мирское имя – Константин) и его брат Мефодий – равноапостольные первоучители и просветители были родом из Македонии, города Солуни.
С 14 лет Кирилл воспитывался с императорским сыном. За свой ум и выдающиеся познания получил прозвище Философ (Мудрый). В юношестве принял сан пресвитера и отправился в Константинополь в соборную церковь, как библиотекарь и философ.
Вскоре ушел к Мефодию на гору Олимп, чтобы обрести там покой и уединение. Пробыл в том месте недолго. В 857 году Византийский император Михаил направил обоих братьев в миссионерское путешествие проповедовать христианскую веру .
В 862 году император отправил святых в Моравию проповедовать христианство на славянском языке. Вместе с братом святой Кирилл перевёл Библию с греческого на славянский язык, обучил людей чтению и письму, стал создателем первой славянской азбуки.  Святой Климент покровитель Кирилла и Мефодия.
Святые Кирилл и Мефодий отправились в Рим к Папе Римскому Адриану с просьбой разрешить молиться на славянском языке! Папа римский Адриан встретил их с большим уважением, так как братья принесли с собой чудом обретённые мощи IV Папы Римского, священно-мученика Климента I, (лат. Clemens Romanus I), одного из семидесяти апостолов, сосланный  императором Траяном (98-117 г.г.), на каторжные работы в Инкерманские каменоломни, недалеко от античного города Херсонеса Таврического (нынешний Севастополь).  Многие из учеников апостола Климента последовали за ним в изгнание, предпочитая добровольную ссылку в Тавриду разлуке со своим духовным отцом. Апостол Климент жил задолго до разделения христианской церкви на католическую и православную, поэтому Святого Климента одинаково почитают и в католицизме, и в православии.

28 февраля (15.02) — Онисим Овчар. Онисим считался у крестьян покровителем овцеводства. На Онисима ходили за околицу окликать звёзды, чтобы овцы дали хороший приплод, а также зорнили (выносили на мороз) пряжу.

29 февраля (16.02) — Касьян Високос. Этот день, появлявшийся в календаре один раз в четыре года, считался в народе несчастливым. Касьян на народ — народу тяжело, Касьян на траву — трава сохнет, Касьян на скот — скот дохнет. Касьян на что ни взглянет, все вянет. На Касьяна старались не работать и не заниматься важными делами.

Both comments and pings are currently closed.

Comments are closed.

Welcome to Evpatoria
Яндекс.Метрика Open Directory Project at dmoz.org