Военно-теоретическая и практическая деятельность Суворова отражена в его огромном литературно-документальном наследии, включающем «Полковое учреждение», «Науку побеждать», различные наставления, инструкции, приказы, памятные записки, переписку с военными и государственными деятелями….
Александр Суворов выдающийся военный теоретик, стратег и тактик, глубоко понимавшего проблемы военного дела и суть военного искусства. Суворов сформулировал систему взглядов по стратегии и тактике ведения войны и боя, обучения и воспитания войск, во многом опередившую свое время. Одержав множество побед над различными противниками, Суворов снискал славу непобедимого полководца и обогатил военную практику блестящими примерами успешных действий в трудных условиях, а военную науку – новыми идеями и положениями.
Громадное значение придавал Суворов фактору времени: «расчёт времени есть главное правило войны», «от единого мгновения разрешается жребий сражения». Непримиримый враг шаблонных повторов в тактике и стратегии сражений, Суворов учил: «все кампании различны между собой», «никакой баталии в кабинете выиграть нельзя, и теория без практики мертва». Полководец тщательно изучал обстановку и характер местности театра боевых действий (топография, климат, время года, речные системы, дороги и др.), особенности противника, возможности привлечения в свою армию местного населения.
Большое внимание Суворов уделял задачам обеспечения армии людскими и материальными резервами, транспортными средствами, четкой работе квартирмейстерской и штабной служб, боевой подготовке войск, обучению своих солдат «во всякое способное время» в мирной и военной обстановке, настойчиво проводил принцип: «легко в ученье – тяжело в походе, тяжело в ученье – легко в походе».
Инициативу, предприимчивость своих подчинённых в армии Суворов поощрял боевыми наградами, способных командиров унтер-офицеров, солдат, он продвигал по службе, постоянно заботился о высоком морально-боевом духе войск, в трудных походах он делил с солдатами все тяготы и воодушевлял своих подчинённых красноречием и юмором.
В армейской службе Суворов воспитывал чувство товарищества, профессионального достоинства, заботился о военной выправке, опрятности и нравственности солдат. От подчиненных требовал грамотности и сообразительности, не терпел «леноумия» и «немогузнайства». От армейских офицеров Суворов требовал работы ума – «непрестанной той науки из чтениев», помогающего вооружиться достижениями военной культуры, постичь опыт великих полководцев, усвоить правила «мудрого военного искусства», сформировать широкий кругозор знаний, необходимых для творчества, умения стратегически мыслить и тактически действовать. Полководец считал, что главный наш враг – это леность, невежество, нежелание учиться и читать полезные для дела книги.
Суворов не раз повторял, что «знает свою нацию и способы действенные», а потому в буквальном смысле заставлял войска «накрепко затверждать» основные положения «Полкового учреждения» и «Науки побеждать», обязывал офицеров внимательно изучать «старинные, ближайшие и текущие войны». Суворов утверждал, что воюют не столько оружием, сколько умением.
Победоносное служение Отечеству невозможно без честного имени, слов и действий. «Доброе имя есть принадлежность каждого честного человека; но я заключал доброе имя мое в славе моего Отечества, и все деяния мои клонились к его благоденствию. Я забывал себя там, где надлежало мыслить пользе общей». Воспитывая мужество и волю к победе в войсках, полководец должен заботиться о нравственном здоровье войск, искренней вере в Бога и в праведность поступков, ведущих к победе. Суворов осуждал и искоренял все, что бесчестит доброе имя русского воина: «бесплодное геройство», «мерзкое отступление», «проклятую оборонительность», праздность, леность, малодушие, трусость, ложь…
Суворов призывал своих командиров беречь солдат, освоить тактические приёмы боя, помогающие решать боевые задачи «с малым уроном».
Вместо артикула и регламента, принятых прусскими, австрийскими и английскими системами ведения боя, Суворов предполагал живое самостоятельное творчество командиров при выполнении боевого задания и инициативы каждого солдата на поле боя. Он говорил о том, что «местному всегда виднее», и всегда поощрял инициативу, даже если ее плоды были отрицательны. Однако это не означает, что процесс боя оставлялся на произвол судьбы. Эффективность боевых действий армейских подразделений достигалась доведенной до автоматизма выучкой и тренировкой солдат и офицеров в согласованности совместных действий.
Чему следует учить солдат и командиров во время воинских учений? Александр Суворов перечислил главные направления воинского обучения: глазомер, быстрота, натиск, целеустремленность, простота, наступательность.
Глазомер – это качество Суворов считал одним из важнейших, как для офицеров, так и для солдат. Суть глазомера заключается в умении правильно оценить ситуацию в бою, для правильного принятия решения и последующего действия с учётом необходимого времени.
Быстрота. «Одна минута решает исход баталии, — говорил Суворов, — один час – успех кампании, один день – судьбы Империи». Суворов сам был решительным и необычайно быстрым человеком — «решаться скоро, хотя бы выбирая не лучшее из средств». Инструкции к военным действиям он давал всегда очень подробно, живо и эмоционально, сопровождаясь репликами типа: «Богатыри, неприятель от нас дрожит!».
Натиск Суворова – это принцип бесстрашного действия, ведущего армию к победе. «Первая рвет, вторая валит, третья довершает…» — говорил Суворов, описывая действия шеренг солдат в ходе рукопашного боя. Суворов возвёл натиск в систему и довёл его исполнение до технического совершенства. Полководец очень тщательно продумывал этапы последовательного натиска на неприятеля, всегда оставляя за собой инициативу, независимо, от того, на чьей стороне находится численный перевес. Натиск предполагает такое качество личности, как упорство в достижении цели – качество, которое Суворов в высоко ценил в русских солдатах.
Целеустремленность. «Всегда имей цель определенную. Сражения, цель которых остается непонятной, — излюбленный прием невежд» — считал Суворов.
Наступательность. «Ничего кроме наступательного боя» вот лозунг, который провозгласил Суворов и придерживался всю свою жизнь. Хорошая физическая подготовка солдат – основа неутомимой бодрости тела и боевого духа, успешно ведущего наступательность, проявляя инициативу. Суворов призывал солдат и офицеров учиться, учиться и учиться.
Простота действия должна быть понятна каждому солдату. Гениальное всегда просто. Суворов учил солдат и офицеров простым тактическим приёмам наступления и обороны и методам боя, в ходе постоянных учебных военных тренировок доводил их выполнение до автоматизма и полного совершенства, и эта тактика его никогда не подводила.
Завершенность. «Недорубленный лес всегда вырастает» — говорил Суворов и в своей практике боевых действий всегда старался окончательно разбить врага. Полководец Суворов всегда доводил ход сражения до полного и окончательного разгрома противника, используя все возможности армии, и завершая разгром и бегство противника кавалерийскими частями.
«Над ним шутили в штабе иногда, а он в ответ брал с ходу города», — писал о Суворове лорд Байрон. О качестве профессиональной подготовки в суворовских войсках ходят легенды. Французские генералы называли суворовских солдат взрослыми, а солдат других европейских стран по сравнению с ними – детьми. Он учил своих солдат и офицеров только тому, что реально может пригодиться в ходе боевых действий. Излюбленный прием обучения войск для Суворова – это сквозные атаки: пехота на пехоту, конница на конницу, пехота на конницу.
Суворов для обучения своих войск использовал любую предоставляющуюся возможность. Проходит дивизия мимо монастыря с высокими крепостными стенами — Суворов тут же командует: «Штурмовать монастырь!». Прошло сражение – два-три часа длится анализ боевых действий, с критикой неудачных действий и поощрением успешных воинских операций. В войсках каждый командир отвечал за обучение своих солдат, к обучению привлекали и ветеранов воинской службы – экзирцимейстеры из рядового состава, имеющих большой опыт. Суворов также всячески поощрял самостоятельную военную подготовку офицеров, подавая им в этом пример, рекомендуя к чтению, самые передовые источники военной мысли.
Конечно, такой подход к обучению личного состава не мог не дать результатов. Высокая профессиональная выучка добавляла суворовским солдатам уверенности в своей непобедимости. Вот и выглядели суворовские чудо-богатыри в глазах других «взрослыми» по сравнению с «детьми».
Нравственному воспитанию личного состава Суворов уделял не меньше внимания, чем профессиональному военному делу. Высокий моральный дух верных ему войск явился той основой, на которой зиждется непобедимая мощь его войск. Как ему это удавалось? За проступки, позорящие честь русского солдата и офицера Суворов, в целом не слишком суровый в наказаниях карал очень строго. Известен случай, когда в ходе итальянской кампании два офицера русской армии обокрали раненого французского генерала, находящегося в плену. Суворов приказал их обоих разжаловать в солдаты и прогнать сквозь строй.
Суворов сам был религиозным человеком и развивал религиозное чувство у своих подчиненных. Ни одно крупное сражение у него не начиналось без церковной службы, которая чаще всего, в силу суворовской стремительности совершалась не перед боем, а вместе с боем. Неграмотных солдат он учил молитвам. Беспощадный к врагам на поле боя, он был очень милосерден к ним после их поражения: плененных поляков просто отпускал домой, плененным французам возвращал их шпаги. За всю свою жизнь Суворов отдал один приказ о смертной казни, когда был пойман во время швейцарского похода французский шпион. В его времена, когда к солдату было принято относиться как к неодушевленному предмету, он сам себя с гордостью называл солдатом, и говорил о том, что солдат для отечества превыше всего.
Огромное значение Суворов придавал развитию национального достоинства русского человека, которое базировалось у него на чувстве человеческого достоинства. «Кто любит свое Отечество, — говорил он, — тот подает лучший пример любви к человечеству». Суворов безгранично верил в несокрушимую мощь русского духа. Вот несколько высказываний Суворова, демонстрирующих эту веру:
— Мы русские, мы все одолеем;
— От храброго русского гренадера никакое войско в свете устоять не может;
— Природа произвела Россию только одну. Она соперниц не имеет;
— Попробуйте сдвинуть этот камень. Не можете? Так и русские не могут отступать;
— Покажи на деле, что ты русский!
— Россиянин отличается верой, верностью и рассудком;
— Там, где пройдет олень, там пройдет и русский солдат. Там, где не пройдет олень, все равно пройдет русский солдат;
Эта вера удесятерила его собственные силы и силы его солдат, позволяя молниеносно разбивать иногда в несколько раз превосходящие силы противника.
Читая эти суворовские слова, удивляешься тому, как же быстро мы растеряли его драгоценное суворовское наследство веры в свою непобедимость. Тем не менее, не все потеряно, пока жива память. В наших жилах течет та же суворовская кровь. Мы русские — этим все сказано.
Духом победы дышит каждое распоряжение Суворова, каждая инструкция, в которой нет и намека на современные воинские уставы, в которых больше, прусского следа, чем русского Суворовского. Вот пример его инструкции по штурму крепости:
«Ломи через засеки, бросай плетни через волчьи ямы, быстро беги, прыгай через полисады, бросай фашины, спускайся в ров, ставь лестницы. Стрелки очищай колонны, стреляй по головам. Колонны лети через стену на вал, скалывай, на валу вытягивай линию, караул к пороховым погребам, отворяй вороты коннице. Неприятель бежит в город! Его пушки обороти по нем, стреляй сильно в улицы, бомбардируй живо. Недосуг за этим ходить. Приказ: спускайся в город, режь неприятеля на улицах. Конница, руби. В домы не ходи. Бей на площадях. Штурмуй, где неприятель засел. Занимай площадь, ставь гауптвахт, расставляй вмиг пикеты к воротам, погребам, магазинам. Неприятель сдался? – Пощади!»
Все, всегда и везде у Суворова заканчивается победой и подробными инструкциями, что и как делать после разгрома врага. Такие слова как поражение и отступление вообще отсутствовали в его словаре. Ежедневный развод у него всегда заканчивался словами: Бодрость, Смелость, Храбрость, Победа, Слава, слава, слава!
Умение Суворова обращаться со временем не может не восхищать. «Я действую не часами, а минутами» — говорил Суворов, и это было правдой, и именно это давало ему еще одно огромное преимущество перед противником, который столь бережным отношением ко времени не отличался.
Система Суворова в общении со временем была как всегда очень простая, и как всегда максимально эффективна. Он взял себе за привычку периодически уединяться, и в тишине продумывал планы будущих битв до малейших деталей, планируя действия своих войск поминутно. Успешный пример претворения таким образом продуманных действий – штурм Измаила: все поставленные задачи были выполнены точно и в срок всеми подразделениями. И как результат – взятие неприступной крепости меньшими силами с минимальными потерями. Суворов мало заботился о сохранении военной тайны, знание врагом его планов, по сути дела ничего не меняло, он реализовывал их быстрее, чем те успевали хоть как-то среагировать.
Любовь людей не дается свыше, она завоевывается постоянным к ним вниманием, честностью, смелостью, простотой обращения, а также высокой требовательностью человека к себе.
Суворовские заповеди
1. Приучайся к деятельности неутомимой. Деятельность есть величайшее из всех достоинств.
2. Побеждает тот, кто меньше себя жалеет.
3. Ученье свет, а неученье – тьма. Необходимо непрерывное образование себя с помощью чтения.
4. Ближайшая к действию цель лучше дальней.
5. Время драгоценнее всего. Стоянием города не берут.
6. Смотри на дело в целом.
7. Ноша службы легка, когда дружно подымают.