Наумов день на Руси

пляж-солнце

14 декабря (1 декабря по старому стилю) отмечается память Святого пророка Наума, жившего в Галилее в 7 веке до Рождества Христова. О его жизни не сохранилось практически никаких сведений, однако известна книга пророчеств, написанная пророком Наумом вскоре после падения египетской столицы Фивы в 663 году до нашей эры, под натиском Ассирии. 

Война 663 г. до н.э., происходила на египетской территории и стала последней схваткой между Ассирией и Напатским царством, борющихся за обладание Египтом. При столкновении трёх сил — Ассирии, Напатского царства и Египта в 663 г. до н.э. — устоял тот, кто находился между молотом и наковальней, а именно Египет. Древний Египет нашёл в себе силы освободиться от власти обоих претендентов на господство над ним и начать новую эру возрождения.

Действие книги пророчеств Святого пророка Наума происходит в Ниневии — столице могущественного ассирийского царства, стремящегося покорить древний Египет. Наум предсказал грешным жителям города Ниневия строгое, но справедливое наказание. И действительно, вскоре после появления книги пророчеств ассирийская Ниневия пала под ударами объединенных войск Вавилона и Мидии в 7 веке до н.э., была полностью разрушена и прекратила своё существование.

святого пророка Наума

 

Наумов день на Руси не случайно называли «мудрым» днём и молились Святому Науму о мудрости, прося «наставить на ум», «навести на ум» — «надоумить», научить. Говорили, что «пророк Наум острит ум».
В этот день вспоминали и другие поговорки об уме и учебе: «Голова без ума, что фонарь без свечи»; «Кто грамоте горазд, тому не пропасть»; «Корень ученья горек, да плод его сладок»; «Не учась, и лаптя не сплетешь».

На Руси пророка Наума считали покровителем наук и грамоты — наверное, не в последнюю очередь благодаря его имени. «Наум наставляет на ум», — говорили люди и в день памяти святого пророка отдавали детей в ученье в церковно приходскую школу к  учителю-дьяку.

Богданов-Бельский Никол. 1891.-в церкви

Существовала целая церемония отправления отрока в учение. С утра всё семейство с детьми отправлялось в православную церковь, где служили молебен и испрашивали благословения на учёбу.
Когда-то на Руси существовал обычай в этот день приводить детей к учителю, которого почитали особо, считая его работу чрезвычайно важной и трудной.
Даже в первый день встречи с учителем тот должен был наградить каждого из учеников тремя символическими ударами плеткой, а отрок должен был сотворить учителю три земных поклона и поблагодарить за науку. После первого урока учителя одаривали вышитым полотенцем и угощали караваем хлеба.

Дети в окне-Богданов-бельский

Отправляя отрока в школу, мать по обычаю, должна была причитать по своим детям, потому что учение всегда сопровождалось вколачиванием наук розгами.
Дети же каждое занятие должны были начинать с трёх земных поклонов учителю и обязаны были беспрекословно слушаться его.

В награду за труды отец с матерью подносили учителю каравай хлеба и полотенце, в которое завязывали и деньги в качестве оплаты занятий. Но чаще всего занятия оплачивались едой: мать ученика приносила учителю курицу, лукошко яиц или горшок с гречневой кашей.
У учеников же существовало несколько «ритуалов», чтобы хорошо сдать экзамен. Например, такие:

1. Перед тем, как заходить к экзаменаторам, прочитать три раза, не давать переписывать со своего листка:

«Как светло воскресенье, так и голова моя светла. Как любит меня матушка, как любит меня батюшка, дедушка и бабушка. Как они меня всегда лелеяли и жалели, так бы и вы меня, мои учителя, пожалели».

2. Перед экзаменом читали:

«Я в бурсу иду, урок отвечать, знания защищать. Какое бы слово ни сказал, все бы похвалу получал».

Сойкин день и другие праздники декабря.

Both comments and pings are currently closed.

Comments are closed.

Welcome to Evpatoria
Яндекс.Метрика Open Directory Project at dmoz.org