
Явление Христа народу, художник Иванов
19 января – Крещение, Богоявление — один из главных православных праздников. В этот день православная церковь отмечает вхождение Иисуса Христа на путь служения людям. По преданию, Сын Божий прошёл обряд крещения в водах реки Иордан.
«Если композиция картины, ..составляет главнейшее достоинство художественного произведения, то картина «Явление Христа народу» Иванова есть произведение первоклассное.
Задача художника Иванова состояла в изображении того разнообразного впечатления, которое должна была произвести на мир идея христианства при первом своём появлении; впечатления, которое, как в зерне, заключало бы то влияние, которое она произвела при дальнейшем своём развитии удовлетворением высших духовных потребностей и возбуждением против себя страстей и интересов… Такая задача должна была воплотить в телесных образах высшие проявления духа без помощи аллегории, без помощи сверхъестественного; …Средствами самой строгой действительности должна была быть представлена самая идеальная духовность.
Во-первых, надо было выразить, что это есть первое явление Христа на историческом поприще. Никому ещё не известный, Он сам по себе не мог произвести впечатления на неподготовленную массу одним своим появлением; Он ещё погружен в самого себя, ибо не перешагнул границы внутренней деятельности, которою подготовлял себя к своему высокому служению. Поэтому и сделал художник из фигуры Спасителя только идеальный центр картины, находящийся вне её движения. Дабы узнать Его и указать народу, необходим истолкователь, одаренный духом пророчества, предвидения, и в Иоанне Крестителе представлен нам истинный тип сурового и пламенного пророка-пустынника, в духе Илии. По верности и силе выражения нельзя ничего вообразить реальнее этой фигуры, составляющей действительный, всем двигающий, повелевающий центр композиции. … Духом он узнал Спасителя мира в образе медленно и спокойно приближавшегося человека и вдохновенным взором, восторженным движением рук и всего тела передает провидческое и постигнутое духом народу, который не сам по себе, а через него обращается к Христу, к чему-то великому, имеющему исполнить судьбы его; обращается с теми разнообразными побуждениями, ожиданиями и опасениями, которые волновали его. Эти различные восприятия великой идеи, осуществлением которой был Христос, сгруппированы в трёх частях, на которые распадается вся масса лиц картины.
За Иоанном Крестителем, влево от зрителя, соединены ученики его и будущие ученики Христа, которые примут учение Его в духе истины, в его настоящем глубоком смысле.
Справа спускается с горы толпа равнодушных и враждебных, привлеченных из Иерусалима распространившеюся молвою о подвигах пустынножителя. Среди этой толпы едут римские всадники, люди из другого мира, до которых всё происходившее вовсе не касалось или касалось как предмет административного, полицейского наблюдения, до которых и влияние этих событий должно было после достигнуть.
В средине группа только что вышедшего из воды еврея с молодым сыном, не успевшим ещё одеться, олицетворяет мысль, ставшую в среднее отношение к Спасителю, между его истинными последователями и его врагами. Это представители тех, которые будут кричать: «Осанна» — и через несколько дней равнодушно смотреть на крестную смерть; тех, которые ожидали от Мессии политического могущества и всех земных благ. Это грубое, корыстное восприятие Христова учения выражено с необыкновенною ясностью на лице еврея, радующегося грубою, земною радостью. Ещё равнодушнее мальчик, сын его; в нём заметно простое, безучастное любопытство, и между тем как занято его внимание, тело как бы содрогается от ощущения свежести только что окончившегося купания. Подобною же животною радостью улыбается и раб, который в глубоком своём унижении ещё не в состоянии понять и оценить духовного значения христианства, а только инстинктивно чувствует предстоящее улучшение и своей жалкой участи.
Это распределение фигур на три группы соответствует трём главным видам, под которыми было впоследствии воспринято учение Христово. Однако же оно не составляет чего-либо искусственно придуманного для уяснения зрителям мысли художника, а вытекает самым естественным образом из содержания сюжета. В самом деле, алкавшие истины должны были прежде всего явиться на призыв к покаянию, исходившему из пустыни; и вот они уже успели принять крещение Иоанново, остались слушать учение его, сделались спутниками пророка. Ближе всего к нему другой Иоанн, который, следуя указанию взора и движения рук Предтечи, устремляется духом к появившемуся на горизонте духовному Солнцу, и тело его невольно следует полёту духа. Те, которых влекли к Иоанну не жажда духовная, а земные обетования, должны были явиться на зов после передовых деятелей обновления. Они только что крестились в Иордане, только что вышли из воды в момент, представленный картиною. После всех должны были явиться враждебные силы Иерусалима, чтобы взглянуть, чем это волнуется народ, откуда смятение, и сообразно этому они и представлены только что идущими к Иордану. На лицах написано недоверие, гордое презрение и враждебное чувство к могущему нарушить их влияние и силу.
Такова концепция картины, сосредоточивающей в себе, как в фокусе, весь этот ряд впечатлений и проистекших из них впоследствии событий… Я так распространился о картине Иванова потому, что в ней яснее, чем где-либо, выразились особенности русского эстетического взгляда.»
Николай Данилевский, «Россия и Европа«.ГЛАВА XVII.
Славянский культурно-исторический тип.
В Крещении, совершенном святым пророком Иоанном Предтечей в водах Иордана, таинственно было указано на Личность Иисуса Христа, как Бога и Божьего Сына.
В событиях праздника Богоявления также указывается и на присутствие Бога Отца и Бога Духа Святого – Пресвятой Троицы Единосущей и Неразделённой.
Как человек, Христос должен был «исполнить» эту заповедь — креститься от Иоанна. Этим он подтвердил святость и величие действий Иоанна, а христианам на вечное время дал пример послушания воле Божией и смирения.
Святой Иоанн Предтеча принял от Бога повеление крестить народ в знак очищения грехов.
Именно в этот момент явилась Святая Троица: Отец, Сын и Святой Дух. Как повествует Евангелие, небеса разверзлись и раздался голос Отца Небесного:
«Это Сын Мой возлюбленный» и Дух Святой сошёл на Иисуса в виде голубя.