О культе древнегреческого Зевса Отца — Ζευς Πατρώιος.

1ganymedes_зевсВ древнегреческой мифологии Зевс (др.-греч. Ζεύς, род. п. Διός, греч. Δίας, микен. di-we «Дий») — бог неба, грома и молний, ведающий всем миром.
В глубокой древности Зевса в Элладе именовали «парт» — «πατήρ» — отец. Зевса почитали в эпоху родового общества, как владыку дома, главу патриархальной семьи и «отцом всех богов и людей» — «πατηρ ανδρων τε θεων τε» древней Эллады.

stater_zeus_lampsacus

stater_zeus_lampsacus

Царский род и каждый аристократический род старался возвести своё генеалогическое древо к праотцу Зевсу и другим богам. Зевс, согласно Гомеру, был защитником и покровителем басилевса (царя), и подвластной басилевсу общины. С развитием полисов верховный бог Зевс-Отец стал почитаться покровителем законов и установлений полиса и защитником политической свободы и процветания демократического полиса в древней Греции. В демократическом древнегреческом полисе Зевс-Отец почитался как хранитель морального, общественного и государственного порядка и как Βουλαιος («советник» – «σύμβουλος» или «глава Совета» – «επικεφαλής του Συμβουλίου»). Как защитник родовых святынь и всех родов человеческих бога Зевса стали именовать Фратриос -«Φράτριος» и Патруос — «Πατρώος» — «Отче», «Отчий».
Лапидарные надписи сообщают о культе Зевса — «Πατρώιος» — Отчий начиная с V в. до н.э. Во время раскопок святилища Зевса Отчего в Эфесе найдена надпись «Ζηνος Πατρώ [ιο] ιερόν».1-храм-зевса-реконструкция-
На найденных в Дельфах надписях есть посвящение Зевсу-Πατρώιος и Аполлону -Πατρώιος о жертвоприношениях по случаю праздника жатвы Букатия, который праздновали в честь Отчих богов на рубеже V-IV вв. На острове Хиосе около 335 г. до н.э. Фратрия Клитидов при строительстве на своем теменосе общественного дома, совершила «всем миром» жертвоприношения в честь Зевса Πατρώιος (Отчий). На острове Родос в городе Линде существовало святилище Зевса Отчего в конце II в. до н. э.
Всё это свидетельствует о широком распространении в древнегреческом мире культа Зевса Отца в сфере общественной жизни, как покровителя народной общины или рода. Зевса Отчего почитали и в частной жизни. В надписи III века до н. э. из Галикарнаса, говорится о том, что оракул Аполлона Тельмесского дал прорицание Посидонию почитать и умилостивлять жертвоприношениями Зевса Отчего, Аполлона Тельмесского — Άγαθόν Δαίμονα, «подобно тому, как было у предков». Согласно рассказу Павсания в святилище в Тегее (в Аркадии), боги почитались в образе обработанных камней-стел (идолов). В святилище на стелах, колоннах были начертаны имена богов в родительном или дательном падежах, то есть, от кого и кому в дар. Каменные колонны посвящены Зевсу Отчему в дар от Антиоха и Дамострата. В Аполлонии Фракийской была найдена мраморная колонна I в. н.э. посвящённая Зевсу Отчему по обету. Культ этого греческого божества оставил свои следы в Риме императорской эпохи: возле «Рыбного рынка» был найден мраморный алтарь с надписью II в. н.э. — посвящением Зевсу Отчему.
Бог, который мыслился как всеобщий отец — глава дома, его владыка, божественный защитник Отчего дома — Зевс-Отец («Зевс-Патер» -«Ζευς πατήρ»).31_1_29_09

Несомненно к интереснейшим  достопримечательностям Крыма относятся археологические памятники древнегреческих городов на территории Боспорского царства — Нимфеи, Мермекий, Пантикопей, Керкинитида, Фанагория и многие другие.

В Боспорском царстве очень мало эпиграфических свидетельств о культе Зевса Отчего. В древнегреческом городе Мермекии найден канфар с надписью на донышке Диос Патрио — Διος Πατρώιο. Посвятительная надпись Зевсу Отчему — Τίβης Διι Πατρώιωι και «Ιτης , найдена на наружной стороне донышка одной из чернолаковых чаш, при раскопках некрополя в Керчи в 1906 г. В. В. Шкорпилом. Сама чаша датируется IV — III в. до н. э. Прежде всего следует отметить отсутствие упоминания Зевса Отчего в боспорских надгробных (лапидарных) надписях.
Сохранение на Боспоре традиции почитания древних отеческих богов Эллады оставило свой след в надписи, найденной в археологических раскопках Фанагории, посвященной θεοις ηατρίοις.граффито на ножке канфара
Надпись – «Диос Патрио» — «Διος Πατρώιο» — была найдена на чернолаковом канфаре, аттического стиля конца IV — начала III веков до н.э., на раскопках городища Мирмекий в 1962 году. Этот канфар хранится в Москве, в Государственном Музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. Его отличает довольно высокое качество и особый, ровный блеск лака, но надпись (граффити) начертана небрежно, что приближает её к скорописи.

You can skip to the end and leave a response. Pinging is currently not allowed.

Leave a Reply

spam protection *

Welcome to Evpatoria
Яндекс.Метрика Open Directory Project at dmoz.org