В древнегреческой мифологии Зевс (др.-греч. Ζεύς, род. п. Διός, греч. Δίας, микен. di-we «Дий») — бог неба, грома и молний, ведающий всем миром, часто наделяется особыми эпитетами — Отец, Спаситель, Сын, Хранитель, Родоначальник, Заступник.
В эпоху родового общества в Элладе именовали Зевса πατηρ — Зевс Отец. Из древнегреческой мифологии хорошо известен культовый эпитет Зевса Сотер — Σωτήρ — Спаситель. На Боспоре почитали не только Зевса Спасителя — Διος Σωτηρος – Деос Сатерос, но и Зевса Φίλιος – Зевса Сына, друга, спутника, дружественного бога пиршеств. В итальянском языке – фильо – figlio – сын.
Имя Зевса Филиоса — «ι ε]ρος Διος Φιλίου» найдено В.В. Шкорпилом на одной из чернолаковых чаш IV века, во время раскопок некрополя в Пантикопее в 1907 году. Зевс-Φίλιος – добрый бог пиршеств, дружеских застольных встреч, покровитель семьи, верной любви и дружбы. Культ бога Зевса Φίλιος принадлежал к домашним божествам, хранителям семьи и дома.
Почитание Зевса Филия на Боспоре было вызвано потребностью в Добром божестве, способном защищать индивидуальные интересы. Упоминание Зевс-Φίλιος мы встречаем в клятвах, которые произносили герои в произведениях писателей Аристофана, Еврипида, Платона.
В древнегреческой литературе описаны обычаи совершать винные возлияния на домашних алтарях, по поводу различных семейных торжеств в честь Зевса Сотера (Спасителя), защитника дома и семьи.
Посвятительные надписи Зевсу Φίλιος, найденные в Афинах и Эпидавре, дают основание предполагать связь культа Зевса Филия с врачевателем Асклепием.
Античные авторы указывают, что Зевсу Φίλιος посвящался третий кубок вина (килик) – обычай наделять третий кубок вина особым значением и посвящать его кому-то существует и в наши дни. При археологических раскопках древнегреческих жилых домов, археологи часто находят миниатюрные каменные алтари и сосуды для питья вина с именами богов в родительном падеже (кому?) Зевсу Спасителю, Дионису, Афродите, Гигиее, Афине, Άγαθου Δαίμονος. Особенно много древнегреческой керамики с надписями Зевсу Φίλιος находят на острове Делос, Фере, в Олинфе.
Другие эпитеты бога Зевса Μειλίχιος – «мелихиос» — милосердный, как и эпитет Зевса «Филиос» — Φίλιος – дружественный, добрый, употреблялись в домашних, семейных ритуалах и жертвоприношениях. Но всё же официальным культом в древней Элладе был культ Зевса Сотера (Спасителя), установленного в величественном храме, упомянутом Страбоном.
В качестве покровителя рода, основы государства на Боспоре упоминается Зевс с другим эпитетом Генархус – «Γενάρχης» — «родоначальник». Это фрагмент посвятительной надписи начертан на постаменте статуи от имени Боспорского царя Фарнака, согласно дополнению В. В. Латышева.
Богатые и знатные роды Боспорского царства считали себя и свой род под покровительством Зевса и Геры. В надписи 105 г. н. э. с Таманского полуострова об освобождении раба на волю, говорится, что освобождение раба посвящено Зевсу и Гере «Килидов», вероятно, идентичной роли богов-Спасителей и культ
Зевса-Хранителя — Отца -«Ζευς Κτήσιος Πατρώιος».
Во Фракии, в Галепсе (близ Пангея) Зевса наделяли двумя эпитетами — Зевс Έρκειος Πατρώιος – «ограждающий Отче» и Зевсом Κτήσιος в святилищах в его честь в 400 г. до н.э. На острове Фасос найдена надпись, где Зевс назван Зевс-Хранитель-Отец -«Ζευς Κτήσιος Πατρώιος»
Почитание Зевса Ερχειος (ограждающий) глубоко вошло в религиозное сознание эллинов в Афинах в почитании Аполлона Πατρώιος и Зевса Έρκειος, которым строили святилища.
Как покровитель дома Зевс почитался с эпитетом Ερχειος – «оградный», «дом» представлялся, как обнесенное оградой домовладение, во дворе которого стоял алтарь. Зевс считался охранителем домашней собственности и назывался с эпитетом Зевс Κτήσιος — Ктесий (в дорич. диалекте – «Пасиос» — Πάσιος). Представление о Зевсе Έρκειος («оградный») и Зевсе Κτήσιος широко отражено в древнегреческой литературе, в речах ораторов, в драмах и комедиях.
Один из эпитетов древнегреческого бога Зевса — Ксенос (греч. Ξένιος — гостеприимный) — поскольку Zeus Xenios (греч. Ο Δίας ξένιος) был защитником всех путешественников. Таким образом, Зевс воплотил в жизнь простых греков религиозное обязательство быть гостеприимным ко всем путникам, нуждающимся в еде и ночлеге.
За шесть тысяч лет в легендарной истории Чёрного моря известно несколько его названий. Древние греки называли Море — Понт Аксинский (др.-греч. Πόντος Ἄξενος -«Негостеприимное море»), Скифское море, Киммерийское море, Понт Эвксинский (др.-греч. Εὔξενος Πόντος, лат. Pontos Euxinus -«Гостеприимное море»), Русское море, Синее, Святое море, а теперь оно известно, как Чёрное море.