Культовым эпитетом «Сотер» — Σωτήρ — Спаситель эллины наделяли различных богов, но раньше всех других богов Зевса. Эсхил называет Зевса Спаситель («Сотер» — «Σωτήρ — спаситель ) высшим хранителем и защитником дома, семьи и всего рода. Зевс почитался спасителем и хранителем государства и войска в походе. Храм Зевса Сотера (Спасителя) был воздвигнут близ моря в Пирее, очевидно, как защитника мореплавателей. (Strabo, XI, 1, 15).
На марке (вверху) запечатлён рисунок черно лаковой греческой амфоры, изображающий бога Зевса поражающего змея Ваджрой — божественным смертоносным оружием, которым сражался ведический бог Индра.
На Боспоре почитали Зевса Спасителя — Διος Σωτηρος – Деос Сатерос, известно не менее 5 чернолаковых сосудов с именем Зевса Сотера. Его имя начертано на килике из Мирмекия, и на канфаре из Гермонассы. Известна надпись Амротис Деос Сотерос — «αμρωτις Διος Σωτηρος» — богу Зевсу Спасителю, найденная В. В. Шкорпилом в 1909 году на аттической черно лаковой чаше на низком поддоне во время раскопок некрополя Пантикапея.
Зевс Сотер (Спаситель) почитался на Боспоре и как хранитель и защитник государства, полиса, что нашло свое отражение и в лапидарной эпиграфике.
В Мирмекии найден фрагмент миниатюрного известнякового домашнего алтаря I в. н.э., предназначенного для благодарственных возлияний Зевсу Спасителю. Археологические памятники Боспора являются свидетельством почитания Зевса Спасителя в домашней и семейной жизни.
По краю килика, аттической черно-лаковой чаши для вина IV века до н. э., найденного в Мирмерии в 1964 г., тщательно вырезана надпись Зевс-Сотерос — Διος Σωτηρος — Зевс-Спаситель. Поверхность килика покрыта ровным слоем чёрного блестящего лака. Подобные сосуды встречаются на агоре в Афинах и датируются 380-350 гг. до н. э. Форма букв надписи на килике очень близки надписям на погребальных камнях (лапидарным надписям) Боспора времени правления Левкона I.
Архаизм в надписи на древнегреческом языке выражен в виде разделительного знака — трёх вертикальных точек. В древнегреческих лапидарных надписях конца V – начала IV века разделительный знак в виде трёх вертикальных точек исчезает, но иногда встречается 1-2 точки, или горизонтальная черточка.
Во время раскопок в Горгиппии в 1962 году была найдена каменная стела с начертанными на ней распоряжениями царя Аспурга о даровании материальных льгот жителям Горгиппии. На каменной стеле начертаны слова «ιδρύσαντο Διι Σωτηρι», адресованные Зевсу Спасителю, которые являются подтверждением того, что культа Зевса Сотера (Спасителя) имел большое значение в государственной и общественной жизни Боспорского царства. В Пантикапее, при археологических раскопках на северо-восточном склоне горы Митридат, в 1908 году был найден обломок карниза храма Зевса-Сотера, с фрагментами надписи «Σω]τηρος» — Зевсу Спасителю.
Высшая придворная аристократия Боспорского царства — аристопилиты, объединялись вокруг культа богов-Спасителей.
Почитание Зевса Спасителя глубоко проникло в религиозное сознание жителей Боспорского царства. Зевса Спасителя почитали и в домах, и в частной жизни, и в общественной, и государственной жизни.
Почитание Зевса Отчего засвидетельствовано на Боспоре в традициях домашних культовых обрядов. Об этом свидетельствуют две надписи-граффити IV-III вв. на сосудах для питья вина.
В общественной и государственной жизни Зевс Отчий отступает окончательно перед Зевсом Спасителем, как хранителем и небесным заступником государства, покровителем общественных организаций, и опора семьи в быту.