О культе Зевса Сотера — Διος Σωτηρος — Спасителя

1зевс

Культовым эпитетом «Сотер» — Σωτήρ — Спаситель эллины наделяли различных богов, но раньше всех других богов Зевса. Эсхил называет Зевса Спаситель («Сотер» — «Σωτήρ — спаситель ) высшим хранителем и защитником дома, семьи и всего рода. Зевс почитался спасителем и хранителем государства и войска в походе. Храм Зевса Сотера (Спасителя) был воздвигнут близ моря в Пирее, очевидно, как защитника мореплавателей. (Strabo, XI, 1, 15). 

На марке (вверху) запечатлён рисунок черно лаковой греческой амфоры, изображающий бога Зевса поражающего змея  Ваджрой — божественным смертоносным оружием, которым сражался ведический бог Индра.

www.zakaz-buketa.ru

На Боспоре почитали Зевса Спасителя — Διος Σωτηρος – Деос Сатерос,  известно не менее 5 чернолаковых сосудов с именем Зевса Сотера. Его имя начертано на килике из Мирмекия, и на  канфаре из Гермонассы. Известна надпись Амротис Деос Сотерос — «αμρωτις Διος Σωτηρος» — богу Зевсу Спасителю, найденная В. В. Шкорпилом в 1909 году на аттической черно лаковой чаше на низком поддоне во время раскопок некрополя Пантикапея.
Зевс Сотер (Спаситель) почитался на Боспоре и как хранитель и защитник государства, полиса, что нашло свое отражение и в лапидарной эпиграфике.
В  Мирмекии найден фрагмент миниатюрного известнякового домашнего алтаря I в. н.э., предназначенного для благодарственных возлияний Зевсу Спасителю.  Археологические  памятники Боспора являются свидетельством почитания Зевса Спасителя в домашней и семейной жизни. Фрагмент килика из раскопок зольника-эсхары в Мирмекии
По краю килика, аттической черно-лаковой чаши для вина IV века до н. э., найденного в Мирмерии в 1964 г., тщательно вырезана надпись Зевс-Сотерос — Διος Σωτηρος — Зевс-Спаситель. Поверхность килика покрыта ровным слоем чёрного блестящего лака. Подобные сосуды встречаются на агоре в Афинах и датируются  380-350 гг. до н. э. Форма букв надписи на килике очень близки надписям на погребальных камнях (лапидарным надписям) Боспора времени правления Левкона I.
Архаизм в надписи на древнегреческом языке выражен в виде разделительного знака — трёх вертикальных точек. В древнегреческих лапидарных надписях конца V – начала IV века разделительный знак в виде трёх вертикальных точек исчезает, но иногда встречается 1-2 точки, или горизонтальная черточка.

Mirmekii-
Во время раскопок в Горгиппии в 1962 году  была найдена каменная стела с начертанными на ней распоряжениями царя Аспурга о даровании материальных льгот жителям Горгиппии. На каменной стеле начертаны слова «ιδρύσαντο Διι Σωτηρι», адресованные Зевсу Спасителю, которые являются подтверждением  того, что культа Зевса Сотера (Спасителя) имел большое значение в государственной и общественной жизни Боспорского царства.  В Пантикапее, при археологических раскопках на северо-восточном склоне горы Митридат, в 1908 году был найден обломок карниза храма Зевса-Сотера, с фрагментами надписи «Σω]τηρος» — Зевсу Спасителю.

Высшая придворная аристократия Боспорского царства — аристопилиты, объединялись вокруг культа богов-Спасителей.
Почитание Зевса Спасителя глубоко проникло в религиозное сознание жителей Боспорского царства. Зевса Спасителя почитали и в домах, и в частной жизни, и в общественной,  и государственной жизни.

Почитание Зевса Отчего засвидетельствовано на Боспоре в традициях домашних культовых обрядов. Об этом свидетельствуют две надписи-граффити IV-III вв. на сосудах для питья вина.

В общественной и государственной жизни Зевс Отчий отступает окончательно перед Зевсом Спасителем, как хранителем и небесным заступником государства, покровителем общественных организаций, и опора семьи в быту.

 

You can skip to the end and leave a response. Pinging is currently not allowed.

Leave a Reply

spam protection *

Welcome to Evpatoria
Яндекс.Метрика Open Directory Project at dmoz.org