Александр Пушкин в своем письме из Кишинева Николаю Гнедичу 13 мая 1822 г. писал: «Знаете ли вы трогательный обычай русского мужика в Светлое Воскресение выпускать на волю птичку? Вот вам стихи на это». К письму приложено было известное стихотворение:
В чужбине свято наблюдаю,
Родной обычай старины;
На волю птичку выпускаю,
При светлом празднике весны.
Я стал доступен утешенью:
За что на Бога мне роптать,
Когда хоть одному творенью
Я мог свободу даровать!
(А.С.Пушкин. 1823г.)
Обычай, о котором в стихах говорит Пушкин, сохранился у русского народа до XX столетия и был связан с весенними праздниками. В одних местах России птиц выпускали на Пасху, в других местах — на праздник Благовещенья 7 апреля (25 марта по-старому стилю).
Владимир Иванович Даль пишет: «Благовещенье — птиц на волю отпущенье». (В. И. Даль 1862 г., стр. 977).
В Санкт-Петербурге обычай отпускать птиц на волю приходился на Пасху.
В апреле-мае звонко перекликаются птицы. В лесу кричит синица: «Ци-ци-фи». Ей откликается московка: «Тю-пи-ти». Зяблик извещает: «Пинь-пинь-пинь». Кричит кукушка: «Ку-ку! Ку-ку!».
Затягивает песенку малиновка: «Чай-пить, чай-пить», поют овсянки: «Покинь сани, возьми воз».
3 марта – Овсянка. Славили птичку овсянку, которая возвещала своей веселой песней приход весны, и в её честь пекли овсяное печенье — «овсянники».
В книге «Быт русского народа» (1848 г.) этнограф и археолог Александр Власьевич Терещенко (1806 — 1865) писал об обычае освобождения птиц из неволи следующее:
«В Петербурге сохранился умилительный обычай выпускать птиц весной, который, как говорят, существует также во многих местах России».
В Страстную неделю и в неделю Светлого Воскресения разносят птичек в клетках: жаворонков, синиц, подорожников и продают их, с условием на выпуск. Благотворительная и вместе трогательная мысль — и тех, которые ловят для продажи на выпуск, и тех, которые покупают, чтобы освободить из неволи.
«Я знаю много примеров, что русские девушки собирают складчину на то, чтобы откупить несколько клеток и выпустить птичек на волю. Какая должна быть радость для освободительниц!» (А. В. Терещенко 1848, часть 6, стр. 97-98).
У деревенской детворы есть целый ряд особых песенок-веснянок, приуроченных к благовещенскому выпусканию птичек на волю.
«Уж ты, ластовка, ты косатая,
Ай лели-лели, ты косатая!
Ты возьми ключи, лети на небо.
Ай лели-лели, лети на небо!
Ты запри зиму, отомкни лето.
Ай лели…»
Вот ещё одна из песенок, записанная в Симбирском Поволжье:
Синички-сестрички,
Тетки — чечотки,
Краснозобые снегирюшки,
Щеглята — молодцы,
Воры — воробьи.
Вы по воле полетайте,
Вы на вольной поживите,
К нам весну скорей ведите!
За нас Божью Мать молите!
Синички-сестрички… и т. д.»
(А.А. Коринфский 1901 г., стр. 195-196).
Украинский этнограф Пётр Васильевич Иванов (1837 – 1931 г.г.) писал в 1907 году о том, что украинцы, живущие в Купянске в Благовещенье «выпускают из клеток певчих пташек: чижей, снегирей, щеглов, синиц, на волю, чтобы они благословляли Бога и просили у него счастья тому, кто выпустил их из неволи». (П. В. Иванов 1907г., стр. 84).
Обычай освобождения птиц из клеток известен всем восточнославянским народам — русским, украинцам, белорусам. Старое народное объяснение этого обычая гласит, что выпущенные на волю птицы ходатайствуют перед Богом за того человека, кто их выпустил.
В Грузии был древний обычай выпускать птиц-посланников на волю. В начале XIX века, жившая в Москве грузинская княгиня купила на рынке множество зябликов и выпускала их всех на волю с напутствием: летите в Грузию и передайте привет от меня – это пример модернизованного понимания древнего обычая.
Щегол известен своим красочным оперением и признанным певческим талантом. Звонкие трели этой маленькой птички заставят замереть в восхищении даже самых искушенных слушателей.
Как утверждают биологи, птица получила своё наименование из-за яркой окраски. Среди общей массы серых и коричневых пернатых щегол выглядит настоящим щёголем.
Среди своих не менее голосистых собратьев щегол отличается разноцветным нарядом. В окраске щегла всегда есть красный, желтый, белый и чёрный цвета. В зависимости от вида птицы, окраска еёе оперения меняется.
Щегол имеет характерную расцветку:
красная кайма вокруг клюва и на лбу;
затылочная часть чёрного цвета;
белые щеки;
коричневатое брюшко;
крылья с вкраплениями белого, чёрного и жёлтого цветов;
чёрный с белыми отметками хвост;
розовато-коричневые лапки.
Все древние обычаи известны не только одному народу, а многим или, во всяком случае, нескольким народам мира. В памяти одних народов обычаи сохранились лучше, у других — хуже, у одних народов сохранились древнейшие объяснения обычая, у других — более новые.
В чём древний смысл обычая отпускать весной птиц на волю?
Обычай отпускать птиц весной известен анатолийским туркам. В 1906 году Русский ученый востоковед, академик АН СССР Владимир Александрович Гордлевский (1876-1956), посвятивший многие годы изучению истории Турции. От уроженца Сиваского вилайета он записал в Стамбуле:
«Когда выпадет первый снег, крылья у куропаток подмокнут, и они с трудом находят себе пищу. Зная это, турецкие крестьяне охотятся тогда за ними и, схватив их живьем, продают обыкновенно в городе. Сердобольные люди, надеясь заслужить у Бога прощение своим грехам, покупают их и держат дома до весны. Когда наступает время выводить птенцов, то есть в середине марта, горожане со своими куропатками выходят куда-нибудь за город. Взяв куропатку в руку, каждый выпускает ее, приговаривая: Азатбузат, дженнети гöзет! (Вот ты свободна, так сторожи рай).
А вслед улетающим куропаткам турки кричат: «Не поминай нас лихом; когда будет день Страшного Суда, расскажи о нашем добром поступке Богу!» (В. А. Гордлевский 1910 г., стр. 177-178). Таким образом, анатолийские турки смотрят на выпускаемую птицу, как на вестника и посланца к Богу.
Путешественник, исследователь Северного полюса, Ямала и севера Тюменской губернии Кушелевский Юрий Иванович (1825-1880) в «Путевых записках» 1868 года писал о том, что ненцы (самоеды) считают, что птицы летят к доброму и высшему богу Нуму, сотворившему мир. (Ю. И. Кушелевский 1868 г., стр. 116).
У своих жилищ якуты ставят длинный кол, на вершине которого укрепляют деревянные фигуры летящей птицы вороны, орла, чайки, или летящего жеребца. По старинным верованьям якутов, вид птицы принимает богиня Эехсит, она «посредник между божеством и человеком». Богиня принимает просьбы людей, относит Богу и приносит им божеские повеления». («Описание якутов», 1822 г., стр. 211-212).
В древности у монгольских народов было обычай выпускать на волю диких зверей, заклеймив их. Первый бурятский учёный, востоковед, Доржи Банзаров (1822-1855г.г.) упоминает о том, что иранский придворный историк Мирхонд (1433 -1498 г.г.) записал, что Чингисхан после охоты-облавы приказывал клеймить и выпускать зверей. (Д. Банзаров 1891, стр. 93, ). Этнографы и исследователи Клеменц Д. А. и Хангалов М. Н. в 1910 году писали о том, что бурят-монголы, в старину, тоже клеймили и отпускали на свободу зверей. (1910, стр. 150).
Наложение клейма на пойманного зверя свидетельствует, что выпускаемый зверь был посланцем, ходатаем перед демонами за человека, освободившего их.
Кукушка (Cuculus canorus). Латинское название вида происходит от латинского Cuculus (кукушка) и canorus (мелодичный; от canere — петь). Всё семейство кукушек получило своё название и название рода от звукоподражания для призывного крика самца обыкновенной кукушки.
Большую часть года обыкновенная кукушка ведёт скрытный, молчаливый образ жизни. Лишь весной и в первой половине лета самки и особенно самцы становятся заметными и шумными, привлекая к себе внимание. Наиболее известна брачная песня самца — громкий размеренный крик «ку-ку…ку-ку…», многократно повторяемый с усилением на первом слоге. В ясную безветренную погоду её можно услышать на расстоянии до двух километров. У сильно возбуждённой птицы пауза между элементами заметно сокращена, из-за чего обычно равномерное кукование трансформируется в низкое квохтанье или приглушённый хохот «кукукукукуку…»
Активное кукование в средней полосе России продолжается со второй половины апреля или начала мая до конца июля или первых чисел августа, когда гнездится подавляющее большинство птиц-воспитателей; в начале и конце сезона оно выглядит более глухим и хриплым.
В брачный период самка также, как и самец, издаёт громкие призывные крики, однако её песню характеризуют как звонкую булькающую трель или вибрирующий низкий свист, передаваемый как быстрое «кли-кли-кли…» или «биль-биль-биль…». Песня самки, которая чаще звучит на лету, обычно длится 2,5-3 сек и состоит из 12—16 элементов. Вне поисков партнёра самка ведёт себя тихо и очень редко издаёт какие-либо звуки. Среди них отдельные специалисты выделяют тихий стрёкот, мяуканье или шипение. Взятые на руки кукушки обоего пола звонко верещат.
Коноплянка — вид певчих воробьиных птиц из семейства вьюрковых (Fringillidae).
В домашних условиях большинство коноплянок остаются пугливыми птицами, часто бьются о прутья клетки при резких движениях человека или домашних животных. Тем не менее их часто содержат в клетках из-за красивого пения. При вольерном содержании иногда дают потомство, получены гибриды с канарейками, щеглами и зеленушками. Гибриды с канарейками отличаются неплохими голосовыми данными и даже во взрослом состоянии способны совершенствовать песню, перенимая её у поющих кенаров.
Московка — чёрная синица, синица-московка или моховка — мелкая подвижная птица из семейства синицевых, широко распространённая в зоне лесов восточного полушария. Окрасом вокруг глаз и чёрной шапочкой на голове, и белыми щёчками, напоминает большую синицу, однако отличается от неё меньшими размерами, более плотным телосложением и бледным оперением остальной части тела. По мнению ряда авторов, шапочка, или «маска», предопределила первоначальное русское название птицы — масковка, которое впоследствии было изменено и приобрело «столичный» оттенок — московка.
Древний русский обычай выпускать птиц на волю весной совершенно не связан с занятием охотой. Русские обычно выпускали на волю лесных певчих птичек в весенние праздники. В старой Москве, в Охотном ряду, на Птичьем рынке продавали лесных певчих птичек, как комнатных птиц. Обычай держать в доме, в клетках, лесных певчих птичек был издавна широко распространён у русских, как бытовая традиция, именно, это способствовало сохранению древнерусского обычая.
У анатолийских турок бытовая обстановка обычая выпускать птиц на волю, схожа с русским обычаем, но всё же несёт другую смысловую нагрузку.
Тёплые страны, куда птицы улетают на зиму, на древнерусском языке называли словом «вирий». Это древнее слово встречается в поучении Владимира Мономаха:
«И сему ся подивуемы, како птица небесная из ирья идут».
Древнерусское слово «ирья» (от слова ведического санскрита «саурьика» — «saurika» — рай, небеса) проникло в русский язык, в значении «рай», это же слово сохранилось и в языке якутов, как «рай» (Ионов 1914, стр. 349). Отсюда происходит объяснение турецкому поручению, выпускаемой куропатке: «Сторожи рай!».