В начале 20 века начал свою деятельность фотограф Захар Виноградов (1882–1963), владелец фотографической мастерской «Виды России», действительный член Русского фотографического общества, Русского Горного общества.
Захар Виноградов закончил рисовальные классы К.Ф. Юона и сделал свои первые фотографические серии в 1907 году.
Его стереоскопические серии фотографий – это прежде всего географическое и этнографическое исследование народов, населяющих Россию и российских просторов. Фотографии Виноградова – это не только уникальный исследовательский материал, но и пример блестящего технического построения стереоскопического снимка, учитывающего расположение света и соотношение художественных планов.
Любитель жанровых сцен и исторических сюжетов, преимущественно научно-этнографического характера, мастер романтических пейзажей, фотограф Захар Виноградов сделал целую серию высокохудожественных снимков в Крыму и на Кавказе.
Особенно хороши его крымские этюды… «Девочка с кувшином «, «Судакская крепость и окрестности Судака», «За льдом» — «Ледяная пещера на горе Ай- Петри«. Самая известная фотография Захара Виноградова, принесшая ему мировую славу — «Дочь белых скал» (1907 год), о жажде Жизни можжевелового дерева на склонах горы Ай-Петри». За этот снимок Виноградов был удостоился бронзовой медали на Московской Международной художественно-фотографической выставке в 1908 году.
Художественная фотография, повторяющая многие стили живописи или графики, не считалась видом искусства, и не принималась в среду высокого искусства на равных правах. То, что было создано талантливым мастером фотографом Захаром Виноградовым, в те далёкие годы, вошло в историю мировой художественной фотографии, как уникальный исследовательский материал, блестяще выполненный технически.
Известный деятель фотографии, редактор журнала “Вестник фотографии” Русского фотографического общества в Москве А. Донде сформулировал новые требования : “Художественная светопись имеет целью создание при помощи методов фотографии художественных картин.
Художественным же снимком мы назвали такой, в котором — и это самое главное — ясно виден замысел автора, выявлены его идея, его переживания, его отношение к сюжету съемки Поэтому художественный отпечаток должен выделять главное и подавляй подробности; в этом будет его художественность внутренняя. Внешняя должна заключаться в красивом распределении масс, пятен света и тени, целесообразном выборе позитивного материала, цвета и монтировки соответствующих идее работы и замыслу автора.
Главное достижение фотографии — полное “фотографическое” сходство — в художественной фотографии имеет значение второстепенное” (Донде, 1913 год).
Усилия разработчиков и изобретателей фототехники десятилетиями добивавшихся точной передачи фотографией сходства в портрете, в пейзаже, достигли совершенства, но в это время часть фотографов стала избегать этой возможности. Они готовы были отказаться от блестяще работающей техники, лишь бы добиться особых эффектов, в большей мере передающих настроение, чем простого сходства с натурой.
С этого поиска особых эффектов, которые соответствовали манере художников-импрессионистов, и ведет свое начало “Золотой век” художественной фотографии. Так называют этот период развития художественной фотографии, продолжавшийся примерно до середины тридцатых годов нашего века .
Новые приёмы съемки и обработки фотографии, снимки, полученные способами печатания на солях хрома, или снимки с эффектами мягкорисующей оптики, напечатанные к тому же на шероховатой бумаге, очень отличались своим видом от обычных фотографий. Такие снимки скорее напоминали рисунки, выполненные цветным карандашом, гуашью, темперой или пастелью.
Опыт фотографии, даже в лице самых одаренных её представителей, лишь по внешним признакам приближал светопись к творчеству профессиональных живописцев. И все же период подражания художникам-импрессионистам оставил в истории светописи немало великолепных художественных фотографий.
.