Очарованный странник на дорогах Отечества

1-татарская арба в горах

В начале 20 века начал свою деятельность фотограф Захар Виноградов (1882–1963), владелец фотографической мастерской «Виды России», действительный член Русского фотографического общества, Русского Горного общества.
Захар Виноградов закончил рисовальные классы К.Ф. Юона и сделал свои первые фотографические серии в 1907 году.

1генуэзская крепость

Его стереоскопические серии фотографий – это прежде всего географическое и этнографическое исследование народов, населяющих Россию и российских просторов. Фотографии Виноградова – это не только уникальный исследовательский материал, но и пример блестящего технического построения стереоскопического снимка, учитывающего расположение света и соотношение художественных планов.

Любитель жанровых сцен и исторических сюжетов, преимущественно научно-этнографического характера, мастер романтических пейзажей, фотограф Захар Виноградов сделал целую серию высокохудожественных снимков в Крыму и на Кавказе.

1-девочка с кувшином
Особенно хороши его крымские этюды… «Девочка с кувшином «, «Судакская крепость и окрестности Судака», «За льдом» — «Ледяная пещера на горе Ай- Петри«.  Самая известная фотография Захара Виноградова, принесшая ему мировую славу — «Дочь белых скал» (1907 год), о жажде Жизни можжевелового дерева на склонах горы Ай-Петри». За этот снимок Виноградов был удостоился бронзовой медали на Московской Международной художественно-фотографической выставке в 1908 году.

Дочь голых скал. Одинокая сосна. Бронзовая медаль на Международной выставке МХФО 1908 г.

Дочь голых скал. Одинокая сосна. Бронзовая медаль на Международной выставке МХФО 1908 г.

Художественная фотография, повторяющая многие стили живописи или графики, не считалась видом искусства, и не принималась в среду высокого искусства на равных правах. То, что было создано талантливым мастером фотографом Захаром Виноградовым, в те далёкие годы, вошло в историю мировой художественной фотографии, как уникальный исследовательский материал, блестяще выполненный технически.

1-очарованный станник
Известный деятель фотографии, редактор журнала “Вестник фотографии” Русского фотографического общества в Москве А. Донде сформулировал новые требования : “Художественная светопись имеет целью создание при помощи методов фотографии художественных картин.
Художественным же снимком мы назвали такой, в котором — и это самое главное — ясно виден замысел автора, выявлены его идея, его переживания, его отношение к сюжету съемки Поэтому художественный отпечаток должен выделять главное и подавляй подробности; в этом будет его художественность внутренняя. Внешняя должна заключаться в красивом распределении масс, пятен света и тени, целесообразном выборе позитивного материала, цвета и монтировки соответствующих идее работы и замыслу автора.
Главное достижение фотографии — полное “фотографическое” сходство — в художественной фотографии имеет значение второстепенное” (Донде, 1913 год).

1-Сын гор. Северный Кавказ. 1931 г.

Усилия разработчиков и изобретателей фототехники десятилетиями добивавшихся точной передачи фотографией сходства в портрете, в пейзаже, достигли совершенства, но в это время часть фотографов стала избегать этой возможности. Они готовы были отказаться от блестяще работающей техники, лишь бы добиться особых эффектов, в большей мере передающих настроение, чем простого сходства с натурой.

С этого поиска особых эффектов, которые соответствовали манере художников-импрессионистов, и ведет свое начало “Золотой век” художественной фотографии. Так называют этот период развития художественной фотографии, продолжавшийся примерно до середины тридцатых годов нашего века .

Аскания-Нова. Каменная баба на кургане в степи 1934 г.

Аскания-Нова. Каменная баба на кургане в степи 1934 г.

Новые приёмы съемки и обработки фотографии, снимки, полученные способами печатания на солях хрома, или снимки с эффектами мягкорисующей оптики, напечатанные к тому же на шероховатой бумаге, очень отличались своим видом от обычных фотографий. Такие снимки скорее напоминали рисунки, выполненные цветным карандашом, гуашью, темперой или пастелью.

1-малороссия

Опыт фотографии, даже в лице самых одаренных её представителей, лишь по внешним признакам приближал светопись к творчеству профессиональных живописцев. И все же период подражания художникам-импрессионистам оставил в истории светописи немало великолепных художественных фотографий.
.

Both comments and pings are currently closed.

Comments are closed.

Welcome to Evpatoria
Яндекс.Метрика Open Directory Project at dmoz.org