<< В начало << Книга Мак Ферсона «Antiquities of Kertch», 1857 г.
В 1826 году открывается Керченский археологический музей, и с этого времени раскопками руководит директор музея. Первым директором был г-н Бларамберг, занимавший эту должность до своей смерти в 1832 году. Его сменил г-н Антон Ашик, который проделал большую археологическую работу. Каждый год раскапывалось до десяти курганов, и самые ценные находки передавались в Эрмитаж в Санкт-Петербурге, а остальные экспонировались в Керченском музее.
В статье Эрмана в «Archiv fur wissenchaftliche Kunde von Rusland» читаем: «Результаты раскопок в Керчи, несмотря на их огромное значение для истории античности, остались почти неизвестными учёному миру, и до настоящего времени даже в России интерес общественности к ним не пробудился.
Очень немногие знают, что один из видов древних ваз, которые неправильно называют этрусскими, также выкапывают на русской земле, что греческие скульптуры высочайшего мастерства обнаруживают у нас, что мы обладаем прекрасными памятниками циклопической архитектуры и что вдалеке от обеих столиц, на самом краю южных степей, у Чёрного моря, существует другой Геркуланум, другая подземная Этрурия, с великими богатствами, часто уникальными и проливающими свет на самые темные страницы прошлого».
Интересная публикация директора Керченского музея Антона Ашика, на которую делается ссылка, по большей части состоит из описания фресок на стенах одной из катакомб или курганов, открытых им в 1843 году.
Автор указывает, что до 1834 года ни один из исследователей античности не предполагал, что в Пантикапее, как и в Италии, существовали вырубленные в камне катакомбы. Курганы видели многие археологи, но от их внимания ускользнул тот факт, что под холмами скрывается бесчисленное количество погребальных пещер.
Открытие было сделано следующим образом: в 1834 году, руководя раскопками курганов, г-н Ашик заметил, что у подножия каждого из них, с северо-восточной стороны, имеется небольшая полость, в которой земля более влажная, а травяной покров более зелёный по сравнению с другими частями кургана. Это был поразительный факт, и в британских курганах захоронения часто находили в сходном местоположении.
В 1841 году г-н Ашик открыл гробницу с расписанными стенами. Характер этих интересных образцов искусства он описывает следующим образом:
«Рисунки превосходят все подобные произведения, открытые до этого времени в нашей подземной Этрурии, однако не столько по качеству, сколько по предмету исполнения. Я показывал их многим учёным археологам Италии и Германии, для которых невероятным стал факт того, что такие замечательные предметы античности были найдены в Тавриде. Роспись в катакомбах выполнена в греческом стиле, однако заметно влияние римского искусства, доминирующего в Риме на заре христианской эры. Стены катакомб покрыты стукко, или штукатуркой, на которой роспись сделана акварельными красками — белыми, чёрными, красными, жёлтыми, голубыми, зелёными, серыми — теми же цветами, которыми расписаны фрески в нескольких частях Тосканы, в частности возле Корнето, открытые в 1831 году.
Когда мы вошли в катакомбу, роспись выглядела очень яркой и неповрежденной. Я немедленно начал её копировать, и через три дня с помощью г-на Степанского, рисовальщика Керченского музея, преуспел в создании точной копии, соответствующей оригиналу даже в мелочах. Отметим, что воздух, проникший в гробницы, куда на протяжении многих столетий не попадали лучи света, разрушил не только фрески, но и штукатурку. Уже на следующий день на стенах появилась влага, цвета начали бледнеть, штукатурка при малейшем воздействии отделялась от стен и падала. Почти все памятники погребальной росписи, открытые в Италии, постигла та же судьба. Там они также не сумели уберечь их от воздействия воздуха и сырости».
Затем автор — талантливый археолог — переходит к описанию фресок: «Роспись на стенах делится на две части, украшенные над фризом серыми цветами шириной в один фут три дюйма. Сам фриз состоит из десяти прямоугольников: в центре — профиль головы с полуоткрытым ртом, в других прямоугольниках — две маски фавнов с длинными ушами, две обычные женские маски и три гранатовых ветви с цветами и фруктами. Ниже, по всей длине фриза, расположена гирлянда из виноградных веток с гроздьями винограда. Сразу под гирляндой, в центре стены, — ложе, на котором полулежит мужская фигура, локоть левой руки — на подушке, правая поднята и держит виноградную гроздь. Эта фигура, в розовой тунике, подпоясана и закутана до пояса в жёлтый холст; возле подушки — маленький боковой треногий столик, на котором лежит какой-то предмет, похожий на пирог или хлеб; перед ложем стоит скамеечка; дальше, по правую сторону, — слуга в короткой греческой бледно-серой тунике с рукавами, в полусапожках и узкой жёлтой поддёвке. В правой руке, протянутой к полулежащей фигуре, — чаша с жидкостью, которую слуга наливает из сосуда в левой руке. Сразу за слугой мы видим три мужские фигуры в аналогичных позах, завернутые в накидки, в коротких поддёвках разных цветов и в полусапожках; дальше — оливковая ветвь. Слева от лежащего мужчины видна группа из восьми женщин в длинных туниках и накидках разных цветов. Трое из них изображены сидящими, со скамеечками под ногами. Первая — на массивном кресле, она занимает центральное место. Наряды сидящих женщин состоят из длинных туник и белых пеплосов.
По плинтусу ширина склепа достигает десяти с половиной дюймов. По левой стороне — шесть вооруженных копьями всадников атакуют своих врагов. Все воины с непокрытыми головами, в бледно-серой верхней одежде, красных поддёвках и полусапожках. Под кафтанами видны кожаные голубые панцири. Кони без сёдел, но с уздечками. С правой стороны — пятеро всадников, тоже несущихся галопом с копьями; между этими двумя группами — три убитых воина, лежащих на земле. Двое из них упали вместе с лошадьми, третий сброшен с лошади, его шлем упал с головы и лежит рядом с телом. Композиция этой группы и одежда воинов поразительны.
Первый и третий из пяти всадников, с правой стороны, одеты в длинные бледно-серые греческие туники без рукавов, украшенные квадратиками и подпоясанные; на их головах — остроконечные шлемы с кисточками наверху, закрывающие уши; на трёх других всадниках, как и на трёх поверженных, — туники жёлтого цвета без рукавов. Поверх туник они носят доспехи, совершенно закрывающие грудь; поддёвки красного цвета; обуты они в сапоги, на головах воинов остроконечные шапки с наушниками, но без кисточек. Два воина в длинных туниках и шлемах с кисточками сидят на конях боком, как современные дамы в Европе».
Далее…Рассказ Уильяма Рассела о разграблении музея в Керчи