Описание фресок, обнаруженных Ашиком в 1843 году.

antiquities-of-kerch

<< В начало << Книга Мак Ферсона «Antiquities of Kertch», 1857 г.

Керченский музей древностей. Гравюра XIX в. храм на горе митридат

Керченский музей древностей на горе Митридат. Гравюра XIX в.

В 1826 году открывается Керченский археологический музей, и с этого времени раскопками руководит директор музея. Первым директором был г-н Бларамберг, занимавший эту должность до своей смерти в 1832 году. Его сменил г-н Антон Ашик, который проделал большую археологическую работу. Каждый год раскапывалось до десяти курганов, и самые ценные находки передавались в Эрмитаж в Санкт-Петербурге, а остальные экспонировались в Керченском музее. 7-6 веках до н.э

В статье Эрмана в «Archiv fur wissenchaftliche Kunde von Rusland» читаем: «Результаты раскопок в Керчи, несмотря на их огромное значение для истории античности, остались почти неизвестными учёному миру, и до настоящего времени даже в России интерес общественности к ним не пробудился.
Очень немногие знают, что один из видов древних ваз, которые неправильно называют этрусскими, также выкапывают на русской земле, что греческие скульптуры высочайшего мастерства обнаруживают у нас, что мы обладаем прекрасными памятниками циклопической архитектуры и что вдалеке от обеих столиц, на самом краю южных степей, у Чёрного моря, существует другой Геркуланум, другая подземная Этрурия, с великими богатствами, часто уникальными и проливающими свет на самые темные страницы прошлого».

Митридат. ходы в подземельях Митр.Интересная публикация директора Керченского музея Антона Ашика, на которую делается ссылка, по большей части состоит из описания фресок на стенах одной из катакомб или курганов, открытых им в 1843 году.

Автор указывает, что до 1834 года ни один из исследователей античности не предполагал, что в Пантикапее, как и в Италии, существовали вырубленные в камне катакомбы. Курганы видели многие археологи, но от их внимания ускользнул тот факт, что под холмами скрывается бесчисленное количество погребальных пещер.

Открытие было сделано следующим образом: в 1834 году, руководя раскопками курганов, г-н Ашик заметил, что у подножия каждого из них, с северо-восточной стороны, имеется небольшая полость, в которой земля более влажная, а травяной покров более зелёный по сравнению с другими частями кургана. Это был поразительный факт, и в британских курганах захоронения часто находили в сходном местоположении.
В 1841 году г-н Ашик открыл гробницу с расписанными стенами. Характер этих интересных образцов искусства он описывает следующим образом:
«Рисунки превосходят все подобные произведения, открытые до этого времени в нашей подземной Этрурии, однако не столько по качеству, сколько по предмету исполнения. Я показывал их многим учёным археологам Италии и Германии, для которых невероятным стал факт того, что такие замечательные предметы античности были найдены в Тавриде. Роспись в катакомбах выполнена в греческом стиле, однако заметно влияние римского искусства, доминирующего в Риме на заре христианской эры. Стены катакомб покрыты стукко, или штукатуркой, на которой роспись сделана акварельными красками — белыми, чёрными, красными, жёлтыми, голубыми, зелёными, серыми — теми же цветами, которыми расписаны фрески в нескольких частях Тосканы, в частности возле Корнето, открытые в 1831 году.

первооткрыватели черветери

Когда мы вошли в катакомбу, роспись выглядела очень яркой и неповрежденной. Я немедленно начал её копировать, и через три дня с помощью г-на Степанского, рисовальщика Керченского музея, преуспел в создании точной копии, соответствующей оригиналу даже в мелочах. Отметим, что воздух, проникший в гробницы, куда на протяжении многих столетий не попадали лучи света, разрушил не только фрески, но и штукатурку. Уже на следующий день на стенах появилась влага, цвета начали бледнеть, штукатурка при малейшем воздействии отделялась от стен и падала. Почти все памятники погребальной росписи, открытые в Италии, постигла та же судьба. Там они также не сумели уберечь их от воздействия воздуха и сырости».

первооткрыватели
Затем автор — талантливый археолог — переходит к описанию фресок: «Роспись на стенах делится на две части, украшенные над фризом серыми цветами шириной в один фут три дюйма. Сам фриз состоит из десяти прямоугольников: в центре — профиль головы с полуоткрытым ртом, в других прямоугольниках — две маски фавнов с длинными ушами, две обычные женские маски и три гранатовых ветви с цветами и фруктами. Ниже, по всей длине фриза, расположена гирлянда из виноградных веток с гроздьями винограда. Сразу под гирляндой, в центре стены, — ложе, на котором полулежит мужская фигура, локоть левой руки — на подушке, правая поднята и держит виноградную гроздь. Эта фигура, в розовой тунике, подпоясана и закутана до пояса в жёлтый холст; возле подушки — маленький боковой треногий столик, на котором лежит какой-то предмет, похожий на пирог или хлеб; перед ложем стоит скамеечка; дальше, по правую сторону, — слуга в короткой греческой бледно-серой тунике с рукавами, в полусапожках и узкой жёлтой поддёвке. В правой руке, протянутой к полулежащей фигуре, — чаша с жидкостью, которую слуга наливает из сосуда в левой руке. Сразу за слугой мы видим три мужские фигуры в аналогичных позах, завернутые в накидки, в коротких поддёвках разных цветов и в полусапожках; дальше — оливковая ветвь. Слева от лежащего мужчины видна группа из восьми женщин в длинных туниках и накидках разных цветов. Трое из них изображены сидящими, со скамеечками под ногами. Первая — на массивном кресле, она занимает центральное место. Наряды сидящих женщин состоят из длинных туник и белых пеплосов.
По плинтусу ширина склепа достигает десяти с половиной дюймов. По левой стороне — шесть вооруженных копьями всадников атакуют своих врагов. Все воины с непокрытыми головами, в бледно-серой верхней одежде, красных поддёвках и полусапожках. Под кафтанами видны кожаные голубые панцири. Кони без сёдел, но с уздечками. С правой стороны — пятеро всадников, тоже несущихся галопом с копьями; между этими двумя группами — три убитых воина, лежащих на земле. Двое из них упали вместе с лошадьми, третий сброшен с лошади, его шлем упал с головы и лежит рядом с телом. Композиция этой группы и одежда воинов поразительны.
Первый и третий из пяти всадников, с правой стороны, одеты в длинные бледно-серые греческие туники без рукавов, украшенные квадратиками и подпоясанные; на их головах — остроконечные шлемы с кисточками наверху, закрывающие уши; на трёх других всадниках, как и на трёх поверженных, — туники жёлтого цвета без рукавов. Поверх туник они носят доспехи, совершенно закрывающие грудь; поддёвки красного цвета; обуты они в сапоги, на головах воинов остроконечные шапки с наушниками, но без кисточек. Два воина в длинных туниках и шлемах с кисточками сидят на конях боком, как современные дамы в Европе».

antiquities-of-kerch

Далее…Рассказ Уильяма Рассела о разграблении музея в Керчи

Both comments and pings are currently closed.

Comments are closed.

Welcome to Evpatoria
Яндекс.Метрика Open Directory Project at dmoz.org