Ореховый Спас 29 августа

0-орех

В августе у православных наступает череда особых праздников, когда освящают плоды нового урожая. Все эти праздники посвящены Господу Иисусу Христу — Спасителю, поэтому называются — Спас.

Первый Спас отмечается 14 августа. В народе его именуют Медовым спасом, так как в середине августа собирают и освящают новый урожай мёда. В церковном календаре он назван Происхождением честных древ Животворящего Креста.
Второй Спас – 19 августаЯблочный спас, в этот день принято освящать яблоки и другие фрукты, а по церковному календарю день праздник носит название Преображение Господне.
Третий Спас празднуют 29 августа — Ореховый Спас  или хлебный, так как в этот день верующие освящают зерно нового урожая и орехи. В церковном календаре этот день называется Перенесением из Эдессы в Константинополь Нерукотворного образа Господа Иисуса Христа на холсте.  

В старину говорили: «Первый Спас — на воде стоят; второй Спас — яблоки едят; третий Спас — на зелёных горах холсты продают».

Народные названия праздника 29 августа:
«Спас на холстах», «Спас на полотне», «Холщовый спас» — начинают продавать домотканые холсты;
«Ореховый Спас»  — к этому времени созревают лесные орехи (лещина) и разрешается их собирать в лесах;
«Хлебный Спас» — заканчивается уборка хлеба;
«Осенний Спас», «Холодный Спас» — встреча осени, потому что с этого дня начинаются холода;
«Посевы», «Досевки» — засевают озимые хлеба;
«Малый Спас».

орешник

Орешник в древности было особым, магическим деревом для наших предков. Российский языковед и философ А.А. Потебня писал, что орех, как и верба, считались символами грома и молнии у славян, связанного с громовержцем Перуном, и солнечными божествами Дажьбогом и Сварогом. В древней языческой традиции дерево – это образ соединения миров, по которому путешествуют волхвы, связывающие земной мир с божественным, небесным.  Иными словами, дерево орешник для наших предков был священным, значимым плодом, орех — символизировал тайну божественных знаний, сокрытых от непосвящённых.

орех

Гимн игрока из Ригведы (перевод Татьяны Елизаренковой)

«Не играй в кости, вспахивай ниву,
Наслаждайся имуществом и почитай его глубоко.
Вот коровы твои, игрок, вот жена”,-
Так мне велит сей господин Савитар.

Заключите с ними дружбу! Помилуйте нас!
Не напускайте так рьяно ужасное колдовство!
Да уляжется ярость ваша и вражда!
Пусть другой попадёт в тенета (сети) ореховые!»

спас нерукотворный

История христианского праздника «Спас на полотне» восходит к I веку нашей эры. Согласно преданию, царя ближневосточного города Эдесса по имени Авгарь одолела проказа, которую не могли вылечить его лекари. Однажды царь услышал о могущественном проповеднике Иисусе Христе, который исцелял всех страждущих в Палестине. Царь прислал к нему слуг, которые попросили Господа пойти в Эдессу, но Спаситель велел подать ему воду и полотенце (убрус). Умывшись, он обтер им своё лицо, и на полотне чудесным образом запечатлелся Его Лик.  Этот плат слуги повезли в Эдессу, и царь Авгарь, приложившись к нему, тотчас исцелился. Впоследствии царь вместе со своими слугами принял крещение от одного из учеников Христа.

Сам убрус с нерукотворным образом Христа стали особо почитать. По преданию, именно с этого нерукотворного образа на холсте начали писать первые христианские иконы. Долгое время святыня хранилась в Эдессе, а 29 августа 944 года её торжественно перенесли в Константинополь. К сожалению, в 1204 году во время разграбления византийской столицы крестоносцами реликвия была безвозвратно утрачена, и её поиски ведутся до сих пор.

0-орех

Как празднуют Ореховый спас
Накануне праздника, вечером 28 августа, в храмах совершается всенощное бдение. На нем поется великое славословие – особые гимны, посвященные Господу Спасителю. Обычно их поют только по большим праздникам.
В сам день Третьего спаса после Божественной литургии духовенство совершает молебен с освящением воды и освящает принеснный верующими урожай.
В праздник Третьего спаса верующие могут прийти в храм на службу, а после освятить зерно или орехи. Также можно в храме или дома прочитать акафист Нерукотворному Образу Спасителя.

Традиции и приметы Орехового Спаса.

С Ореховым спасом связано немало народных традиций. В этот день было принято печь хлеб из освященного зерна, этим хлебом угощали соседей и всех нуждающихся.
В старину на праздник освящали новые колодцы. А в деревнях троекратно обходили родники, совершая ритуал «закрытия тёплого времени года» — чтобы водоем вдруг не замерз зимой. А девушки в селах устраивали гадания на суженого.

Считалось, что если журавль улетит на юг к Третьему спасу, то значит праздник Покрова (14 октября) будет морозным. Если же к празднику выдался богатый урожай орехов, то на следующий год их почти не будет. Зато богато уродится хлеб.

 

Both comments and pings are currently closed.

Comments are closed.

Welcome to Evpatoria
Яндекс.Метрика Open Directory Project at dmoz.org