От кочевий к городам.

карта-хазар-----

С. А. Плетнева.  Хазары.

Глава 3.

Основной формой ведения хозяйства в Хазарском каганате долгое время продолжало оставаться кочевое скотоводство. Сочетание богатых травой степных просторов и горных пастбищ способствовало тому, что кочевание здесь приобрело отгонный характер: зимой население максимально использовало степные корма, а весной стада отгонялись на все лето на горные луга. На зимних пастбищах, у рек и ручьев, появлялись более или менее постоянные поселения — зимовья. Летом на них оставались старики и неимущие, не имевшие для передвижения по степи необходимого количества скота и не нанявшиеся на службу к богачам. Чтобы не умереть с голоду, они занимались земледелием и кое-какими ремеслами. Так постепенно возникали в кочевой степи поселки с оседлым населением.

Труднодоступные для врагов места — мысы и плодородные долины горных рек: Судака, Акташа, Терека и других рек, располагались на традиционных дорогах страны, проложенных по пути следования стад из прикаспийской степи в горы. По этим дорогам в глубь территории каганата проникали и торговые караваны из Закавказья и Передней Азии. Развитие земледелия, освоение ремесел и широкие торговые связи создавали предпосылки для образования поселений городского типа. Поселения, расположенные на особенно оживленных дорогах были хорошо защищены, и со временем превращались в большие города.

карта=хазары-крым

Большая часть открытых археологами древних поселений в Дагестане было укреплено мощными рвами и глинобитными стенами, иногда саманными или сложенными из рваного камня оборонительными заграждениями. Идентификация этих древних городищ с названиями хазарских городов, перечисляемых в различных источниках, вызывает в науке горячие споры. Одни учёные идут по пути максимального сокращения количества городов, приписывая разные наименования одному городищу, одному населенному пункту (например, чаще всего утверждается, что столица древнейшей Хазарии называлась Варачан, и Беленджер, и Семендер), другие, наоборот считают, что разные городища можно отождествлять одним названием. ещё XIX веке у села Чир-Юрт на реке Сулак в Дагестане было открыто городище, которое идентифицировали, как древний Беленджер. Городище это расположено у выхода реки и предгорий на равнину. Размеры древнего города очень значительны — около 16 тыс. квадратных метров. Со стороны поля город Беленджер укреплен глубоким рвом и высокой стеной, достигающей 10 метровой ширины, сооруженной из камня и саманных кирпичей с прослойками камыша, игравшими роль мягкой подушки при землетрясениях. Городская оборонительная стена снабжена полукруглыми выступающими башнями, основанием для которых служили громадные насыпи — курганы. О мощных укреплениях Беленджера (Баландара) писали арабы. Табари отмечал, что с башен этого города хазары нанесли арабским войскам большой урон.

карта-Баланджар

Чир-Юрт закрывает вход в плодоносную долину Сулака, которая была чрезвычайно плотно заселена в эпоху раннего средневековья. В этой долине на протяжении всего 10—15 км обнаружено 12 укрепленных и неукрепленных поселений. В арабских источниках нередко город Беленджер именуется «страной» или «владением» Беленджер (буквально «много городов»). Армянские авторы называют Беленджер Варачаном и полагают, что город этот — столица Берсилии. Слово «Беленджер», если считать его иранским, состоит из двух частей — «боланд» и «джор», что означает «длинный» и «расселина». Именно так и выглядит «страна» Беленджер. Возможно, река Сулак в древности также называлась Беленджер, а возможно Варачана, так как «сворачивала» путников в обратную дорогу. В 723 г. арабы взяли Беленджер, и арабский военачальник приказал пленных утопить в реке Беленджер, так как их оказалось слишком много. Единственная река в Дагестане, в которой можно утопить людей, — Сулак. Остальные реки — мелкие и широкие, с каменистым руслом.

Если учесть, что Хазарский каганат представлял собой союз различных племён, то можно поискать индоевропейские корни в названии Баландар, и заметить имя бога войны Бала и «дар», то есть «Бала-дар» — «дар-бога-войны«. До хазар на этих территориях обитали скифы, и имя последнего скифского царя было Палак — «воин», как и эпитет греческой богини Афины-Палады -«воительница».Рядом расположен Саман-дар, Самкерц, Керчь, Саркел (Царкел), Итиль (Атиль)

Вокруг городища Беленджер (или Баландар) расположены многочисленные кладбища, которые состоят из бес курганных катакомбных и простых ямных могил. Раскопки их показали, что они относятся к VII — началу IX веку.

К северо-востоку от городища Беленджер, небольшое примыкающее к крепостной стене поселения с почти отсутствующим культурным слоем и остатками саманных домов на каменных цоколях, за ним начинается обширный, тянущийся на несколько километров курганный могильник, состоящий из нескольких сотен насыпей.

Курганы, подобные скифским, расположены на предгорной, довольно узкой террасе и разделяются на несколько групп. В каждой группе есть большие курганы и окружающие их малые. Поскольку насыпи сооружались просто из материковой глины, они сильно расплылись, многие из них почти не видны на поверхности. К тому же все большие и средние курганы были разграблены. Около 10 курганов раскопали археологи.

Результаты оказались исключительно интересными — учёные обнаружили ещё один тип погребений — катакомбы под насыпями.

Дромосы катакомб — входные длинные и узкие входы в усыпальницу забиты камнем, входы в погребальную камеру аккуратно закрыты каменной плитой или сложенной из камня или саманного кирпича стенкой. Сами камеры имеют вид кибиток, стены их побелены. Погребения отсутствуют — грабители вытащили буквально все, даже мелкие кости. Случайно уцелели лишь обломки погребального инвентаря: золотые бляшки от пояса, костяные накладки на седло с выгравированной на них сценой конной охоты, золотая византийская монета начала VIII века. Вещи, найденные в катакомбах, свидетельствуют о богатстве похороненных. Удалось установить и время ограбления курганов. Первый раз их обобрали арабы в начале VIII века., второй — русские солдаты, произведшие «раскопки» по приказу главнокомандующего.

кресты-крепость Саркел

Три типа погребальных сооружений, принадлежат трём разным этническим группам народов, населявших город Беленджер (Балендар). Катакомбный тип захоронений, расположенных вокруг Чир-Юрта, принадлежит аланам, ямные погребения — болгарам, а подкурганные катакомбы, — очевидно, господствующему народу — хазарам. Это была богатая аристократия города и «страны» Беленджер. На курганном кладбище исследователи обнаружили две небольшие выстроенные в VIII веке церковки, свидетельствующие о христианизации правящей верхушки Хазарского каганата.

Второй крупный город Хазарии — Семендер (или Самандар). По данным многих арабских авторов, он находился между Дербентом и Итилем (Атилем). При этом арабы называют различные расстояния между тремя городами. Истахри писал, что от Дербента до Семендера четыре дня пути, а от Итиля — семь, Масуди — что соответственно восемь и семь дней. Мукаддеси указывает, что город расположен был у озера между «рекой хазар» и Дербентом. В трактате неизвестного автора «Худуд-ал-Алам» («Границы мира») говорилось, что Семендер стоял на берегу Хазарского моря (Каспийского моря), это же утверждал каган Иосиф.

Все сообщения достаточно разноречивы, однако из них следует, что Семендер нужно искать где-то на прикаспийской равнине, недалеко от Дербента (четыре — восемь дней пути), на берегах Хазарского моря и озера. Ряд учёных полагает, что у современной Махачкалы. Именно здесь, у Махачкалы, горы подступают к морю почти как у Дербента, образуя всего четырех километровый коридор, который легко можно было перекрыть стенами и другими укреплениями. Вероятно, город, раскинувшийся на отрогах гор и в долине, вплотную прижимался к небольшому озеру Ак-Гель, расположенному в километре от моря, а также и к самому морю — к гавани. На западной окраине Махачкалы, в селе Тарки, археологи обнаружили остатки города хазарского времени: культурные слои и сложенную из камня стену, которая тянется по гребню склона к морю, как в Дербенте.

дербент-1638

Сходство оборонительных укреплений Семендера и Дербента, не случайно, так как оборонительные укрепления городов сооружались при персидском шахе Хосрове Ануширване в VI веке. Название города «Семендер» в переводе с персидского означает «крайняя дверь». Очевидно, первоначально Семендер был крайним северным укреплением Ирана, преграждавшим путь кочевникам хазарам. Позднее он разросся, превратился в город. Выгодное положение у морской гавани выдвинуло его среди других городов хазар, и на некоторое время он стал столицей Хазарского каганата.

Некоторым учёным казалось невероятным сообщение арабов и хазарского царя Иосифа о виноградниках и садах Хазарии, окружавших их города. Анализы почв и палео-ботанических остатков показали, что земледелие около Семендера и Беленджера, несомненно, существовало, виноградарство было развито, удалось даже обнаружить следы орошаемых в древности почв.

Культура villanoviana (x-viii sec.a.c.).

Жилищами в обоих городах Хазарии служили «палатки» и «строения из дерева с горбатыми кровлями». Немногочисленные следы их обнаружены в слоях Чир-Юрта. Весь культурный слой и весь материк под ними испещрён большими хозяйственными ямами — хранилищами для зерна и других продуктов, снятых с полей.

Мощные города-крепости с системой оборонительных сооружений, аналогичной слоям найденным в Чир-Юрте, известны и вне бассейна Сулака — на Акташе и Тереке. Один из них, Азар (Хазар-кала), находился на реке Ярыксу (Аракс), притоке Акташа, второй — на мысу высокого берега самого Акташа. Оба поселения имеют мощные культурные напластования от II—III веков до IX века, оба города длительное время существовали без оборонительных укреплений. Оба поселения были возведены в хазарское время. Анализы почв около этих памятников показали, что долину Акташа земледельцы сумели освоить так же, как долину Сулака.

Не меньший интерес представляют и два городища в нижнем течении Терека, расположенные у станиц Некрасовской и Шелковской. Оба поселения находятся в низкой долине, оба укреплены сложенными из саманного кирпича стенами и глубокими рвами, в древности наполненными водой. Есть между ними и различия — Некрасовское, сближаясь с Акташским, имеет значительный культурный слой, на Шелковском нет культурного слоя, что указывает на кратковременность жизни этого поселения, а мощь его оборонительных укреплений, несомненно, свидетельствует о важном военном и  стратегическом значении крепости. Очевидно, военная крепость выросла не на месте старого поселения, а на чистом, свободном от застроек месте в VIII веке. Вокруг крепости были разбиты поля и виноградники, жители кроме несения военной службы, занимались земледелием. К югу от городища по всей равнине  находятся хазарские курганы, по форме напоминающие Чир-Юрт.

Арабоязычные географы, в частности Ибн-Хордадбех и автор «Худуд-ал-Алам», дают два абсолютно идентичных списка хазарских городов, в который входит 10 названий: Итиль, Семендер (самандар), Хамлидж, Байда, Беленджер (Баландар), Савгар, Хтлг, Лкн, Сур, Масмада. Список этот составлен уже в IX—Х веках, поэтому в него попал Итиль, возникший на Волге около середины VIII века. Однако большинство наименований хазарских городов относится, видимо, к северокавказским поселениям. Локализация древних городов почти всегда очень условна. Даже крупнейшие из них отождествляются с конкретными памятниками приблизительно, тем более трудно сказать, где находились Хамлидж и Байда, Савгар, Хтлг и др. Мы можем лишь констатировать, что в древнейшей Хазарии были уже довольно большие укрепленные поселения, которые современники называли городами.

дом-этрус на рим-форуме

На равнинной территории Дагестана в настоящее время также обнаружены остатки древних поселений. Они круглые или овальные в плане, не превышают 100 метров в диаметре и окружены мощными саманными стенами, необходимыми не только для охраны от врагов, но и от ежегодных весенних паводков. Культурные слои на этих поселениях датируются III—IX веками, оборонительные укрепления их были сооружены в хазарский период. Очевидно, прослеженное учёными увлажнение климата в то время заставило жителей обнести свои опорные пункты стенами. Другой причиной, повлекшей возведение укреплений, были, видимо, вторжения арабов в Хазарию в начале VIII века.

Небольшие размеры крепостей указывают на то, что внутри их обитала, как правило, одна аристократическая семья. Кольцевые или овальные в плане городища характерны именно для кочевников. Недаром даже в тюркских сказках богатырь говорит жене: «Я поеду вперед. Где будет черта — иди. Где будет круг — ночуй». Герой таким способом намечает пункты для перехода — перекочевки своей семьи. Многие кочевники, в частности башкиры, почти до середины XIX века устраивали стойбища подобного типа.

Бурный процесс оседания хазар на землю, наличие городов, имущественного неравенства, особенно ярко заметен при изучении некрополей, маленьких крепостей, весьма напоминающих феодальные замки, — всё это свидетельствует о возникновении в Хазарском каганате классового общества уже в ту эпоху. Судя по существованию в Хазарии постоянного зимовья, земли — пашни и пастбища, рыбные и охотничьи угодья распределялись между родами. В Х веке в письме хазарского кагана Иосифа об этом пишется как о давно известном факте: «Каждый из [наших] родов имеет известное [наследственное] владение, [полученное им] от их предков». Племенной союз хазар и болгарских племен превращался в классовое государство.

Об общественном устройстве хазар того периода сохранилось очень мало письменных сведений. Вместе с родовой аристократией в Хазарском каганате появилась уже чиновничья (служилая) знать. В Фанагории на Боспоре сидели болгарский правитель и каганский тудун (тиун). Правителя-чиновника, отвечающего за сбор налогов тудуна, хазары направили в Херсон сразу после присоединения города к Хазарии.

В письме Иосифа говорится о том, что, начиная с VIII века, власть у хазар передавалась от отца к сыну, это свидетельствует об установившихся государственных традициях и крепости центральной власти в государстве.

Однако, власть кагана в Хазарии не была абсолютной. Этому мешала так называемая сакрализация его власти и его персоны.

Саркел-макет крепости

Об обычаях, связанных с сакрализацией, мы знаем благодаря более поздним письменным источникам X века, из которых можно узнать об устройстве социально-политической жизни хазар VII—VIII веков, так как логично предположить, что архаические обычаи в обществе хазар, известные в Х веке, существовали и в более ранее время. Один из таких обычаев описывает Истахри: «Когда они желают поставить кого-нибудь хаканом, то приводят его и начинают душить шелковым шнуром. Когда он уже близок к тому, чтобы испустить дух, говорят ему: «Как долго желаешь царствовать?» Он отвечает: «Столько-то и столько-то лет». Обычай этот, несомненно, связан с верой в божественную силу вождя — он сам в полузабытьи обязан определить срок пребывания в его теле.

На ранних этапах развития религиозных представлений многие народы мира верили в божественную силу вождя. При этом считалось, что, старея, вождь теряет силу, поэтому его убивали и заменяли новым. Так же жестоко расправлялись со своим каганом и хазары: при любом несчастье, обрушивавшемся на страну (засуха, разорение, неудача в войне), «чернь и знать» спешили к царю (князю) и заявляли ему: «Мы приписываем свое несчастье этому хакану, и его существование нам приносит несчастье. Убей его или отдай его нам — мы его убьем».

Бронзовый амулет салтово-маяцкой культуры

Бронзовый амулет Салтово-маяцкой археологической культуры

Вера в божественную силу кагана и страх потерять эту силу приводили к тому, что почти все действия кагана и все предметы вокруг него были священными (табу, неприкосновенными, магическими). Жизнь его превращалась в цепь тяжелых запретов. Естественно, что в таком положении каган не имел возможности свободно и единолично править страной. Ею правил, как говорят поздние источники. В различных исторических документах его называют по-разному — каган-бек, бек, пэк.Хазарское надгробие.

Рассказывая о принятии иудаизма хазарами, Иосиф писал, что хазарский каган Булан заверил ангела, который явился ему во сне, в том, что сам он, безусловно, перейдет в иудаизм, но «народ, над которым я царствую, — заметил Булан, — люди неверующие. Я не знаю, поверят ли они мне… Явись к такому-то главному князю их, и он поможет мне в этом деле…». Только после вмешательства этого царя (князя), новая вера была якобы одобрена народом. Итак, в Хазарском государстве уже во времена Булана (VIII веке) существовал соправитель, имевший реальную власть в стране.

Экономическое развитие, расслоение общества на классы, становление государства неизбежно повлекло за собой изменения в духовной жизни общества. Многочисленные языческие верования должны были смениться единой государственной религией. Такой религией мог стать какой-то общий культ или одна из мировых религий.

Ещё до истории, описанной Иосифом и говорящей об интересе, проявленном хазарским каганом к иудаизму, в Хазарии произошли события, рассказ о которых сохранился в «Истории агван» Моисея Каганкатваци. В рассказе идёт речь о миссии епископа Исраила в 80-х годах VII веке к язычникам-савирам.

Этноним «савир» в исторических источниках на разных языках записан по-разному — сабиры, сабры, савары, субары, сувары.

Савирами именовалась группа племён, обитавших за Уралом. Этимологи связывают слово «савир» с самым ранним районом обитания народа савир – Сибирь.

Позднее от слова «савир» появилось, как название этноса — чăваш «чуваш», по мнению этимологов, слово савир прошло следующую схему фонетических преобразований от савир → сувар → сувас → суваш → чăваш. О. Г. Большаков также считает верной эту сокращённую схему преобразований.

Астраханская хазарская золотая бляшка с Великой Богиней Матерью (Апи), почитаемой у скифов

Хазарский золотой амулет — Великая Богиня Мать (Апи), почитая у скифов. Астрахань.

Савиры «приносили жертву огню и воде, поклонялись некоторым богам путей, также луне и всем творениям, которые в глазах их казались удивительными». Они устраивали коллективные камлания — «дикие пляски и битвы на мечах в нагом состоянии». Однако среди множества божеств (тенгри) наиболее почитаемый был Тенгри-хан«чудовищный громадный герой», бог неба и света. Ему посвящали деревья (дубы), строили капища, приносили в жертву коней, кровь которых «поливали вокруг священных дерев, а голову и кожу вешали на сучья». По-видимому, именно его символические изображения — «золотые языческие амулеты» — носили савиры.

Поклонение единому божеству — Тенгри-хану — говорит уже о стремлении савир создать какой-то общий культ — культ бога-героя. ХанТенгри, в переводе с монгольского – “властелин неба”, «повелитель духов» — священная гора тюрков. ХанТенгри, так называется пирамидальный пик на Тянь-Шане на хребте Тенгри-Таг на границе Казахстана -высшая точка страны, Киргизии и Китая. Образ Тенгри — небесного духа-хозяина, широко распространенный среди народов Центральной Азии, известен среди кипчаков и хазар.

Поскольку солнечные амулеты Тенгри-хана были распространены по всему каганату, можно думать, что культ этого бога приняли все народы государства. Культ бога-героя переплетался с культом княжеской власти, с культом вождей. Вполне возможно, что и сакрализация власти самого кагана началась с внедрения культа Тенгри-хана. Однако савирскому князю Алп-Илитверу, мечтавшему, видимо, отделиться от Хазарского каганата, удалось на короткое время обратить свой народ в христианство. Святилища были разрушены, священные дубы сожжены, епископ Исраил «своими руками ломал амулеты и из них делал изображения креста господня». Тогда же, очевидно, были выстроены два христианских храма на некрополе у Беленджера (Баландара).

Кагану Хазарии крайне не понравилось обособление савирского князя Алп-Илитвера. Он быстро привёл его к изъявлению покорности, а в залог взял у него дочь в супружество, т. е. в гарем. По  сведениям Ибн-Фадлана, хазарские каганы и в Х веке, и позже, брали в жены дочерей вассальных князей. Христианизация Хазарии вообще не устраивала кагана, поскольку она по существу означала идеологическое подчинение соседним христианским странам и, главное, могущественной Византийской империи, в то время как культ языческого Тенгри-хана укреплял его власть в качестве представителя бога на земле.

С.А. Плетнева, «Хазары», Москва, «Наука», 1976 г.

Both comments and pings are currently closed.

Comments are closed.

Welcome to Evpatoria
Яндекс.Метрика Open Directory Project at dmoz.org