
Метро Сокольники
День 15 мая 1935 года можно назвать «прекрасным финишем» большого дела — в Москве появилось долгожданное метро, в столице СССР зажглась буква М. Россия отмечает 90 лет Московскому метрополитену.
Если сегодня задать вопрос: «Без чего невозможно представить Москву?», то, наверное, большинство ответило бы так: «Конечно же, без метро». Существующий как отдельный механизм со своим ритмом и установленными правилами, московский метрополитен давно стал неотъемлемой частью Москвы, её визитной карточкой.

Нагрудный знак «Метро имени Кагановича. 1935 г.». СССР.
О подземке столичные жители мечтали много лет. Первые проекты появились ещё при императоре Николае II в начале прошлого века.
Однако приступить к строительству метро в Москве в 1931 году вынудил транспортный вопрос, портивший жизнь москвичей. После транспортного коллапса 6 января 1931 года, случившегося из-за сильнейшего снегопада в городе на целый день встал весь общественный транспорт, от трамваев до извозчиков — стало очевидно, что без метро дальнейшее развитие города в условиях возросшего в разы пассажиропотока просто невозможно.
15 июня 1931 года Июньский пленум ЦК ВКП(б) принял решение о строительстве метро в Москве, которое было объявлено «первостепенной важности ударной стройкой». Куратором проекта по партийной линии стал один из ближайших соратников Сталина, его правая рука — Лазарь Каганович, зарекомендовавший себя жестким и эффективным управленцем. До 1955 года московский метрополитен носил его имя.

Газета «Вечерняя Москва» 14 мая 1935 г.
Начинать строительство метро приходилось с нуля. В декабре 1931 года появилась первая шахта во дворе дома № 13 на Русаковской улице. Семь рабочих начали копать мерзлую землю. В их арсенале было 8 лошадей, 1 грузовик и 80 комплектов сбруи. Лопаты приходилось одалживать у дворников.

Спуск рабочих на митинг, посвященный вручению Красного знамени за ударную работу по строительству метрополитена СССР. Москва. 1934 г.
Объём выполненных работ и взятые темпы строительства для того времени были высочайшими, за четыре года метростроевцы проложили 11,2 км пути, построили 13 станций и 17 вестибюлей первоклассной архитектуры.
Неслучайно станции московского метро считаются одними из самых красивых в мире, а при строительстве их называли «дворцами для народа».

Метро станция Сокольники, сегодня
Самой первой станцией московского метро считается станция «Сокольники». От нее начиналась первая поездка до станции «Парк культуры». При этом на перегоне «Охотный ряд» — «Библиотека имени Ленина» ответвлялся участок, шедший к станции «Смоленская».

Метро Сокольники , Кирово-Фрунзенского радиуса
15 мая 1935 года в 5:48 утра в метро был пущен ток, и спустя четыре минуты из депо выехал самый первый поезд метро их четырёх вагонов. В 6:45 открылись двери всех станций. Чтобы попасть в метрополитен первыми, люди всю ночь стояли у вестибюлей, ожидая открытия.

Первые пассажиры московского метро
В то время разменных автоматов и турникетов не было. Пассажиров пускали по бумажным билетам. Они были двух цветов: жёлтые билеты были от станции «Сокольники» до «Парка культуры», красные билеты — обратно. На билетах делались пометки о времени выдачи, так как билеты были действительны только 35 минут.
Поначалу в метро спускались как в музей, совершенно не воспринимая его как общественный транспорт. Московское метро — музыка, застывшая в мраморе. Особый восторг вызывали «чудо-лестницы» — эскалаторы для спуска и подъёма пассажиров.

Метро Киевская, 1936
В дни открытия первой очереди московского метрополитена по всему городу шли массовые гулянья, по размаху сопоставимые с большими революционными торжествами.

метро-станция Красные ворота, 1935 г.
Среди тех, кого чествовали в тот праздничный день открытия московского метро на самом высоком уровне, была и строитель метро Татьяна Викторовна Фёдорова. Её каска, как памятная реликвия Метростроя, хранится в государственном Историческом музее.

пробный рейс поезда метро — 15 октября 1934 г., от станции Сокольники до Комсомольская площадь
В 1933 году девчонкой Татьяна Фёдорова пришла строить метро по комсомольской путевке, в Метрострое прошла путь от землекопа до первой женщины-

М-метро 2016
начальника шахты, позднее — до заместителя начальника московского Метрополитена.
Как вспоминала Татьяна Федорова, «мы, пробившись сквозь скальные грунты, вели тоннели через зыбкие пески, подземные реки».
Однажды в шахте её завалило грунтом — спасли члены бригады, откопав в кромешной темноте.
В физической выносливости эта «девочка из-под земли», как называли Федорову метростроевцы, не уступала парням.
Вот только своих мускулистых рук она стеснялась, и потому не любила открытую одежду.

Дейнека мозаика в метро на станции Маяковская
В начале 1930-х гг. комсомол страны взял шефство над авиацией. Большим увлечением метростроевцев был парашютный спорт. И здесь тоже началось соревнование, многие предприятия посылали своих молодых сотрудников, юношей и девушек, обучаться лётному мастерству.

Дейнека мозаика в метро на станции Маяковская
Рабочие шахты, где прокладывала тоннели Татьяне Фёдорова, заработав крупную премию, решили потратить деньги не на личные нужды, а на покупку самолета У-2. Со всесоюзного авиационного слёта в Туле Татьяна привезла заслуженный приз — большущий тульский самовар.
Статья в Блоге ГИМ
«Песня старого извозчика». Музыка: Н. Богословский Слова: Я. Родионов
Только глянет над Москвою утро вешнее,
Золотятся помаленьку облака —
Выезжаем мы с тобою, друг, по-прежнему
И как прежде, поджидаем седока.
Эх, катались мы, летали, мчались вдаль с тобой,
Искры сыпались с булыжной мостовой!..
А теперь плетемся тихо по асфальтовой,
Ты да я, поникли оба головой.
Припев:
Ну, подружка верная,
Тпру, старушка древняя,
Стань, Маруська, в стороне.
Наши годы длинные,
Мы друзья старинные,
Ты верна, как прежде, мне.
Я ковал тебя отборными подковами,
Я пролетку чистым лаком покрывал.
Но метро сверкнул перилами дубовыми,
Сразу всех он седоков околдовал.
Ну и как же это только получается?
Все-то в жизни перепуталось хитро:
Чтоб запрячь тебя, я утром направляюся
От Сокольников до Парка на метро.

Станция «Таганская»
Метро Москвы провело праздничные мероприятия в честь 90-летнего юбилея. В центре праздника будут сами пассажиры и сотрудники метро. В метрополитене работают более 60 тысяч человек, для многих это настоящее призвание.
15 мая 2025 года на станции «Таганская» Кольцевой линии московского метро восстановили барельеф «Благодарность народа вождю-полководцу» , посвященный Победе в Великой Отечественной войне с изображением Верховного Главнокомандующего СССР Иосифа Сталина.
Восстановленная композиция «Благодарность народа вождю-полководцу» приурочена к двум памятным датам 2025 года — 90-летию московского метрополитена, которое отмечается 15 мая, и 80-летию Победы в Великой Отечественной войне.
Оригинальный барельеф «Благодарность народа вождю-полководцу» появился при открытии станции «Таганская» 1 января 1950 года. Эту композицию убрали в 1966 году, когда началось строительство перехода на Таганско-Краснопресненскую линию.
Барельеф со Сталиным в метро — это не просто случайная находка реставраторов. На самом деле, вся архитектурная концепция станции «Таганская» Кольцевой линии изначально была построена вокруг фигуры вождя.
Москвичи и гости города смогут увидеть историческую реконструкцию открытия первой линии метро, парад поездов на Кольцевой ветке и выставку вагонов на станции «Партизанской».

Станция Партизанская Москва
Если внимательно присмотреться к 32 барельефам, украшающим пилоны станции, можно заметить интересную деталь: портреты героев-танкистов, артиллеристов, моряков и других воинов на всех барельефах смотрят в одну сторону — в юго-западный торец станции, где как раз и располагался барельеф со Сталиным.

метро — станция Паризанская
Новое место размещения барельефа отличается от исторического — сейчас он находится в переходе между станциями, а не в торце зала, как раньше. Представители КПРФ горячо поддержали возвращение барельефа:
«Это восстановление исторической справедливости. Мы отмечаем 80-летие Победы, личность Сталина ассоциируется не только с Победой, но и с достижениями советской экономики, которая позволила противостоять гитлеровской махине».
Тайный бункер под «Таганской»
Мало кто знает, но прямо под станцией «Таганская» на глубине 60 метров находится огромный бункер площадью около 7000 кв. метров. Он был построен в советские времена на случай ядерного удара и долгое время оставался засекреченным военным объектом. Сегодня это Музей холодной войны, в который можно попасть через технические помещения станции или через неприметное здание неподалеку от наземного павильона.
Эта деталь добавляет станции «Таганская» дополнительный исторический контекст — здесь буквально под ногами пассажиров была спрятана часть советской военной истории, связанной с эпохой Сталина и холодной войны, которая последовала после его правления.
Посетители часами стоят перед барельефом, изучая каждую деталь. Это уже не просто осмотр достопримечательности — некоторые воспринимают это как своеобразное паломничество.
Московское метро — музыка, застывшая в мраморе.