Отдых на стройплощадках Крыма ждёт туристов в 2020 году

море-7

Деньги по ФЦП есть, а новых курортных объектов в Крыму до сих пор нет.

В новый 2020 год Крым вошёл в состоянии полной транспортной доступности. Аэропорт «Симферополь» ежегодно обслуживает по 5 миллионов пассажиров, свыше 5 миллионов единиц автотранспорта проезжает по Крымскому мосту, а с запуском железнодорожного сообщения пассажиропоток на полуостров, как ожидается, увеличится ещё на 2 миллиона человек.

Федеральный центр планировал, что в 2020 году прибывшие в Крым туристы ахнут, увидев какой полуостров красивый, комфортный и гостеприимный! Как изменился за пять лет, как «подтянулась» до уровня страны курортная инфраструктура! Вот только, как водится, что-то пошло не так.

Уже в первые дни наступившего 2020 года президент Владимир Путин на совещании в Ялте по социально-экономическому развитию Крыма указал на явное отставание региональных проектов от федеральных планов.

То, что сделано, я имею в виду и Крымский мост, и энергосети, и газоснабжение, федеральную трассу, аэропорт, – это только базовые условия для развития. За этим должны последовать результаты, — подчеркнул глава государства на совещании.

10-крым

С ЧЕГО ВСЁ НАЧИНАЛОСЬ

После вхождения Крыма в состав Российской Федерации 18 марта 2014 года, в Москве приняли федеральную целевую программу (ФЦП) развития крымского полуострова до 2020 года, где заложили 28 миллиардов рублей на создание новых и реконструкцию старых курортных территорий.

В изначальном документе деньги распределили на шесть кластеров: всероссийскую детскую здравницу в Евпатории, единственный официальный в Крыму грязелечебный курорт Саки, бальнеологический курорт на озере Чокрак (Ленинский район), рай для водного экстрима в Оленёвке (Черноморский район), колыбель отечественного планеризма и виноделия в Коктебеле и горнолыжный курорт на плато горы Ай-Петри.

Не успели начаться проектно-изыскательские работы, как от кластера на Ай-Петри отказались, а планы по Коктебелю существенно сократились: власти решили не обустраивать за федеральные деньги ландшафтный парк «Тихая Бухта» и туристическую инфраструктуру на горе Клементьева.

Зато «за счет сэкономленных средств» незаметно появился туристический кластер «Гурзуф» с реконструкцией набережной, а также курорты в селе Штормовое за Евпаторией и на прибрежной полосе между Феодосией и поселком Приморский.

Выделенная из федерального бюджета сумма увеличилась до 32,2 миллиардов рублей, а сроки готовности кластеров к приему курортников продлили до 2022 года.

 Этап проектно-изыскательских работ должен был закончиться ещё в 2018 году, и еще два года отводилось для строительства объектов.

Распорядителем бюджетных средств изначально выступало одно ведомство – Министерство курортов и туризма Крыма, однако в 2019 году обязанности разделили между Минстроем и Минтрансом республики. Им «достался» 21 объект в разной степени неготовности.

Screenshot_1Обновленная набережная имени Терешковой должна была встречать туристов летом 2019 года. Стройка застряла в судах и пока главный променад курорта украшают стройматериалы.

ЕВПАТОРИЯ

В Евпатории по планам ФЦП нужно было завершить строительство набережной имени Терешковой, городского водовода с реконструкцией сетей и канализационных и очистных сооружений. Все объекты к началу 2019 года находились на стадии строительно-монтажных работ.

Реконструкцию набережной имени Терешковой пришлось приостановить, потому что подрядчик позволил себе отклоняться от проекта, не заручившись письменным согласием заказчика – администрации Евпатории, которая в прошлом году пережила арест градоначальника Андрея Филонова по подозрению в коррупции. Его должность занял один из его заместителей Роман Тихончук.

Пока «меняли коней на переправе«, подписи под измененными проектами ставить было некому. А основной массив строительных работ по набережной им. Терешковой планировалось завершить к началу летнего курортного сезона-2019 года. Вот только проверка выявила множество нарушений, и чиновники в одностороннем порядке расторгли договор с исполнителем.

— Позиция подрядчика — не согласовывать изменения проекта с заказчиком, — подчеркнул начальник департамента по реализации целевых программ Минстроя Крыма Роман Цинцевич. — Материалы переданы в правоохранительные органы для определения факта нарушения, и работы приостановлены до принятия решения.

Помимо набережной имени Терешковой, КОС и водопровода, по ФЦП планировалось отремонтировать улицы 60 лет ВЛКСМ и Демышева. Дороги поделили на пять участков и раздали подрядчикам. В итоге работы идут только на одном из них. Остальные четыре поначалу достались севастопольскому «Элиткрымстрою», но контракт позднее расторгли, и нового исполнителя пока не нашли, хоть цена контракта – почти 2 миллиарда рублей.

Минтранс РК хочет предложить эти объекты Центродорстрою — одному из двух федеральных подрядчиков дорожного строительства в Крыму. Ни один из существующих строек не доведён до ума, но в Минкурортов планируют новые объекты.

саки-озеро

САКИ

В Саках строительно-монтажные работы для создания туристского объединения идут полным ходом, но, как выразился начальник департамента по реализации целевых программ Минстроя Роман Цинцевич, «не без технических проблем».

До конца 2019 года планировалось ввести в эксплуатацию реконструированные глубоководный выпуск и гидрологическую станцию на Сакском лечебном озере, но пока объекты не приняли. На подходе проект строительства набережной вдоль берега грязевого озера, который оценивается в 400 миллионов рублей.

Реконструкцией улицы Курортная и переулка Береговой в Саках поначалу занималась компания «Югославстройдекор». Контакт с подрядчиком расторгли, но неотработанный аванс в 21 миллионов рублей теперь нужно взыскать по суду.

Новый подрядчик — СМУ «Родная гавань» — за работу возьмётся только в 2020 году.

В Оленёвке дорожники и прокладчики водовода не могут согласовать графики.

оленевка--

ОЛЕНЁВКА (Черноморский район)

В поселке Оленёвка получилась нестыковочка у подрядчиков: график дорожников, которые меняли асфальт, опережал график коммунальщиков, занимавшихся прокладкой водовода и канализации.

В кои-то веки руководители решили «сверить часы» и притормозить с асфальтированием дорог, чтобы потом не вскрывать свежее покрытие для строительства коммунальных сетей.

Решение, безусловно, правильное во всех отношениях, но туристы не оценили: гостей летнего курортного сезона-2019 года Оленёвка встречала клубами пыли на центральной улице Ленина, где начисто срезали старый асфальт.

Когда в курортном посёлке Оленёвка появится новый водопровод и отремонтированная улица, неизвестно: коммунальщики еще согласовывают графики.

Озеро Чокрак

ОЗЕРО ЧОКРАК (Ленинский район)

С точки зрения туризма Ленинский район Крыма самый неразвитый в Крыму. Чтобы заманить туда отдыхающих, властям предстояло создать инфраструктуру с нуля : провести газ, воду, свет, построить канализационно-очистные сооружения и новую дорогу.

В итоге через район проходит только всем известная автотрасса «Таврида». А обещанная трасса Войково-Курортное-Чокрак подорожала, и нужно ждать согласования с Минэкономразвития, чтобы сдать 14,2 км дорог хотя бы в 2021 году.

Строительство газо- и водопроводных сетей, а также КОС приостановили. Причины в Минстрое, курирующем работы, не озвучивали. Аналогичная ситуация – со строительством подстанции и электросетей в селе Курортное (заказчик – ГКУ «Инвестрой»).

00-коктебель1-5Канализация — главная проблема курортного Коктебеля, которую не могут решить уже 30 лет

КОКТЕБЕЛЬ

Коктебелю не везет хронически. Проект строительства очистных, которые посёлок ждёт уже 30 лет, все никак не выйдет из экспертизы, а с набережной, которую обещали сделать широкой и обзорной, вообще беда: планировка территории с самой территорией не совпадает.

Новый водовод в соседнем посёлке Орджоникидзе застрял на стадии проектирования: замечаний оказалось так много, что проект нужно просто делать заново.

От обустройства горы Клементьева, родины парапланеризма, чиновники отказались, однако решили всё же потратить 97 миллионов рублей и переодеть в новый асфальт 7-километровую дорогу наверх. Главгосэкспертиза одобрила проект в ноябре 2019 года, работы ещё не начались.

— В целом, строительство и реконструкция туристических объектов двигаются не теми темпами, которые мы планировали но они связаны с подрядными организациями, которые не добросовестно выполняют условия государственного контракта, — считает Роман Цинцевич.

вечер в Гурзуфе=

ГУРЗУФ

На обустройство набережной в южнобережном поселке Гурзуф выделили 474 миллиона рублей. Поначалу к 2019 году её рассчитывали уже построить, но в итоге только в 2020 году подрядчик приступит к работе.

штормовое

ШТОРМОВОЕ

Не закончив обустраивать туристические объекты, включенные в ФЦП ранее, в Министерстве курортов и туризма Крыма решили добавить себе работы и задумали обустроить курорт в селе Штормовое под Евпаторией на территории 500 гектаров.

Новую курортную территорию на Западном побережье в профильном министерстве окрестили «туристическим парком». На разработку проекта запросили из бюджета 70 миллионов рублей. В дальнейшем на пятикилометровой прибрежной полосе появятся рекреационные комплексы, построенные за счёт инвесторов. По задумке чиновников, бизнес полетит обустроенный «туристический парк», как пчёлы на мёд.

Феодосия Приморский.

ФЕОДОСИЯ

Ещё один туристический объект хотят создать под Феодосией на 100-километровом участке до посёлка Приморский. Об этом проекте пока практически ничего не известно: власти пока не говорят, что планируется строить и где. Там практически не осталось свободных территорий, если не осушать озеро Аджиголь. Сумму, которую будут просить из бюджета, тоже ещё не называли.

10-руб-18марта-2014-Крым

 

ДЕНЕЖКИ

На 2019 год Министерство транспорта Крыма получило 1,3 миллиарда рублей по ФЦП на дорожную инфраструктуру для туристических объектов, а Министерство строительства – 2,2 миллиарда на остальные объекты. В итоге по состоянию на середину декабря 2019 года ведомство Минтранса оплатило работы на 75 миллионов, а Минстрой — на 66 миллионов рублей

За достижение нужных показателей по итогам года Минстрой получил премий на 5 миллионов рублей, Минтранс — на 2,6 миллиона. Без сомнений, оба министерства прикладывают все усилия для достижения поставленных задач, но что-то всё время идёт не так.

В 2020 году в Крыму повысят налог на недвижимость, что приведет к резкому росту цен на отдых – при том, что обещанной курортной инфраструктуры так и не появится к лету этого года. Кто согласится отдавать солидные деньги за поездку в регион без дорог и очистных – большой вопрос.

в крыму

КОМПЕТЕНТНО

Замдиректора Крымской ассоциации «Экология и мир» Андрей АРТОВ:

Вся ФЦП пронизана никчемными проектами, которые в 2014 году лоббировали те, кто хотел на этом заработать. К их разработке и оценке крымские учёные не привлекались, а московские эксперты все делают без выезда на местность, по спутнику. Мы уже наблюдали эффективность такой работы по трассе «Таврида» — по нормативам всё сделано как надо, а по факту — пещера под дорожным полотном.

Стоит ли удивляться бетонной заливке на сакском побережье посреди песчаных дюн, которые нельзя трогать? Цель — получить деньги хоть под что-нибудь. Сейчас крутится проект по строительству такой же никчемной набережной в Оленёвке. Голландцы свои песчаные дюны на руках носят. А песок не просто песок — он фильтр для прохода морской воды в грязевые озера Сакской группы. Гидрофизики скажут своё слово, если у них спросят, конечно. Но понятно, что минеральный состав грязей нарушится.

Вот была Бакальская коса — и её уже нет. Прокуратура высчитывает миллионный ущерб, причиненный природе, а кому его предъявить? Роснедрам, которые выдали лицензию на добычу песка возле Бакальской косы? Так это государственная организация. И за эту бетонную полосу на сакском побережье придётся ущерб рассчитывать и ещё раз платить, чтобы её снести.

республика крымE

МНЕНИЕ

Депутат Государственного совета Крыма от Евпатории Галина ГЕРАСИМОВА:

— К сожалению, ситуация сегодня выглядит так, что мы не реализуем наши основные задачи по туристическим объектам Евпатория. Это факт бесспорный. При том, что наш курорт за год посещает уже около 1,5 миллиона туристов.

Что касается ремонта и строительства наших городских дорог, то, скорее всего, там придётся корректировать проектно-сметную документацию, если на контракт в 2 миллиарда рублей желающих не нашлось. Мы же понимаем, что интересные с экономической точки зрения проекты, просто так без внимания не остаются. Тем более, что много всего уже построено в Крыму.

Власти Евпатории хотят по суду взыскать полмиллиарда с подрядчика, который ремонтировал набережную в Евпатории. Предприятие же считает, что чиновники разорвали контракт неправомерно.

Источник crimea.kp.ru

 

Both comments and pings are currently closed.

Comments are closed.

Welcome to Evpatoria
Яндекс.Метрика Open Directory Project at dmoz.org