<< В начало << Книга Мак Ферсона «Antiquities of Kertch», 1857 г.
Мы очистили шахту и отодвинули от входа могильную плиту. Недалеко от неё лежали кости лошади. Наши предыдущие разочарования давали повод для опасений, но когда мы вошли в гробницу, все сомнения рассеялись.
На рисунке видно, как располагались различные предметы в захоронении. Здесь сомнений не было. Пол покрывала такая же прекрасная галька, как и раньше. Предметы в нишах лежали так же, как двадцать столетий назад.
Место было настолько интересным, что нельзя было не обследовать камеру: изучить первоначальное расположение каждого предмета, подумать о его назначении и убедиться во власти времени над нами, гордыми смертными. Мы все отчетливо ощутили, что «из праха мы вышли и прахом мы станем». Здесь, в тишине камеры, лежал не потревоженный прах, до сих пор имеющий форму человека. Кости исчезли, сохранилась только их оболочка. Место, занимаемое головой, не больше размера ладони, но по нетронутому праху еще можно было определить положение участков тела. Здесь были глазные углубления, чуть выдающийся нос, след ото рта и целые зубы — единственная сохранившаяся часть скелета. Различались складки одежд, в которые было завернуто тело, и даже узлы, поддерживающие эти одежды.
В правой руке захороненного сохранилось несколько эмалированных бусин, в левой руке — несколько грецких орехов; на одном пальце остался зелёный след от медного кольца с камнем. Гробы развалились и превратились в пыль.
У изголовья стоял стеклянный сосуд, в одном из них сохранилось около столовой ложки вина; без сомнения, орехи и вино предназначались для того, чтобы поддержать душу усопшего на пути в рай.
Здесь были стеклянные чаша и слезница, в маленькой нише над головой стояла не глазурованная глиняная лампа. Гробница была такой объёмной, что мы вдесятером помещались в ней стоя.
————— * ————-
Слезницы были замечены в античных цивилизациях Средиземноморья: в Крито-Микенской культуре, в Древней Греции и Риме, где специально нанятые плакальщицы рыдали во время похоронных процессий, собирая слёзы в слезницы, а затем эти слезницы без крышки ставили в могилу, чтоб слёзы испарялись, дабы выразить усопшему дань уважения.
Во многих восточных империях древности, слезница или «ловец слёз» служила для мужа доказательством того, что жена горевала во время разлуки, а по количеству выплаканных жёнами безутешных слёз в слезницу становилось ясно, насколько она страдала без мужа.
Далее… Обнаружение других катакомб, их содержимое