Открытие «Русской Трои» — античного Херсонеса.

1-k-кВ 1888 году председатель Императорской Археологической комиссии граф Бобринский назначил севастопольского любителя древностей Карла Казимировича Косцюшко- Валюжинича руководителем археологическими раскопками Херсонесского городища. Граф Бобринский, конечно, не мог предположить, что в лице Карла Казимировича «Русская Троя», как называли иногда античный Херсонес, получит своего первооткрывателя.

13-входДеятельность Косцюшко-Валюжинича стала настоящим подвигом во имя науки и вызывала уважение, восхищение и признательность современников. Оглянувшись на двадцатилетие, отданное этому древнему городу, он вполне мог бы произнести: «Херсонес — это я».  херсонес-арка-окно

Косцюшко-Валюжинич основал Херсонесский музей, положил начало его библиотеке и архиву, обустроил раскопки древнего городища, как экспозицию под открытым небом.

 

Под его руководством велись реставрационные работы, он организовал охрану и популяризацию памятников античности в Крыму, наладил тщательную фиксацию археологических раскопок с помощью чертежей и фотографий.01-hersones

Карл Казимирович расширил территории археологических раскопок за пределы античного города Херсонес на Гераклейский полуостров.ymMOegC4zzI

Часто цитируемые строки из его письма графу А.А. Бобринскому — «Я так предан делу расследования Херсонеса и, как фанатик, так далеко зашёл, что возврата нет! Для меня расстаться с Херсонесом то же самое, что расстаться с жизнью» — стали девизом для многих исследователей Херсонеса Таврического.3_med

Отдавая дань огромного уважения Карлу Казимировичу Косцюшко-Валюжиничу, сотрудники Национального заповедника «Херсонес Таврический» при поддержке Гуманитарного Института Паккарда, знакомят  широкую аудиторию с документальным наследием создателя Херсонесского музея, с «творческой лабораторией» Карла Казимировича.

15-

«СКЛАД МЕСТНЫХ ДРЕВНОСТЕЙ» — так в 1892 году официально именовался музей на берегу Карантинной бухты, построенный К.К. Косцюшко-Валюжиничем на средства Императорской Археологической комиссии. 14-вид двара

Небольшие довольно неказистые строения служили домом для археологических находок и для самого открывателя «Русской Трои» — античного Херсонеса.

"Склад местных древностей" музей Императорской Археологической комиссии открыт 19 мая 1888 года

«Склад местных древностей» — музей Императорской Археологической комиссии открыт 19 мая 1888 года

Первоначально предполагалось, что домики эти временные, и что со временем на их месте появится красивое здание музея, и на это было получено Высочайшее разрешение. 10Вид на внутренний двор музея

Военный инженер Н.И. Третесский разработал проект здания музея в византийском стиле, однако, денежных средств на его строительство в государственной казне так и не нашлось. Сохранилось не много документальных описаний «Склада местных древностей» — известно, что два помещения были заняты под экспозиции херсонесских древностей, здесь же располагались кабинет заведующего археологическими раскопками Косцюшко-Валюжинича и его квартира с обширной библиотекой. 8_med

Из древних камней Херсонеса и архитектурных деталей, найденных на месте раскопок, была построена точная копия византийской базилики, а также хранились крупные археологические находки. Обо всем этом, а также о некоторых деталях интерьера «Склада местных древностей», мы узнаём из инвентарных описей и бухгалтерских отчётов.

4_med

Любой рассказ об этом периоде существования Херсонесского музея обязательно содержит сетования на то, что лучшие находки отправлялись в Санкт-Петербург и Москву, пополняя коллекции Эрмитажа и Исторического музея. 10_med

Можно было бы предположить, что «Склад местных древностей» в результате не представлял собой ничего достойного внимания (мол, и здания его – наскоро выстроенные домишки, и в экспозиции — лишь то, чем побрезговали столичные коллеги). 9Вид экспозиции с собранием разнородных памятников из раскопок Херсонеса

Так можно было бы подумать, если бы от той поры не дошли до нас фотографии музея, и фотографии эти свидетельствуют о богатстве и красоте его собрания. Мы видим изобилие первоклассных памятников древнего искусства и быта – резные мраморные украшения колонн и фасадов домов и храмов, колонны и капители, скульптура, надписи, фрески, иконы, керамика и украшения – все это не помещалось в музейных комнатах и находило приют во дворе, у стен и под навесами.6_med

Очевидно, в расположении найденных в Херсонесе вещей есть система, они группируются по видам, такой способ экспонирования называется коллекционным. Некоторые фотографии передают и очарование «Склада местных древностей» – орнаменты на древних плитах и четкая графика ветвей и листьев южных растений, перекликаясь в кадре, рождают ощущение гармонии.

7_из раскопок городища и некрополя

Среди фотографий в архиве музея Херсонеса Таврического есть много снимков рабочих моментов, где люди заняты процессом раскопок – склоненные головы, согбенные спины, взмахи лопат или тщательная очистка найденного. Очень интересные фотоснимки запечатлели рабочих после раскопок, опершихся на лопаты и гордых своим трудом, радостных и любопытных детей, священников и монахов Херсонесского монастыря, офицеров и солдат, свободных от службы. 1-в пространстве между оборонительными стенами карантин-бухта

Фотографирование было еще достаточно трудоёмким процессом, и позирование фотографу – тоже.  На фото вверху мы видим двух военных в пространстве между оборонительными стенами античного Херсонеса. На снимке внизу те самые оборонительные стены Херсонеса…

херсоне

DSC03032

DSC03066

Фотографы не спеша снимали крышку с объектива и столь же неспешно возвращали ее на место. «Спокойно, снимаю» или «Внимание, снимаю» — эти слова произносились в фотоателье еще не так уж по историческим меркам давно – вплоть до середины прошлого века. Стоит ли упоминать хрестоматийную «птичку»? То, что нужно было несколько секунд побыть в покое и сконцентрироваться, чтобы получиться на снимке, придает людям на старинных фотографиях особую значительность.

11в помещении Склада местных древностей

Как только фото были подобраны в соответствии с избранной концепцией, то стало ясно, что не мы рассматриваем этих людей, а они – нас. Сквозь сто и более лет. Что же, давайте посмотрим друг на друга. Спокойно и внимательно.

7_из раскопок городища и некрополя

11- каменные надгробия и архитектурные детали, выше на стене музея - железные и бронзовые изделия и под потолком - коллекция глиняных грузил

11- каменные надгробия и архитектурные детали, выше на стене музея - железные и бронзовые изделия и под потолком-- - коллекция глиняных грузил

11- каменные надгробия и архитектурные детали, выше на стене музея - железные и бронзовые изделия и под потолком= - коллекция глиняных грузил

11в= помещении Склада местных древностей

 

херсонес--=

 

Херсонесский музей, созданный еще в 1892

Херсонесский музей, созданный в 1892 году

 

Both comments and pings are currently closed.

Comments are closed.

Welcome to Evpatoria
Яндекс.Метрика Open Directory Project at dmoz.org