В 1888 году председатель Императорской Археологической комиссии граф Бобринский назначил севастопольского любителя древностей Карла Казимировича Косцюшко- Валюжинича руководителем археологическими раскопками Херсонесского городища. Граф Бобринский, конечно, не мог предположить, что в лице Карла Казимировича «Русская Троя», как называли иногда античный Херсонес, получит своего первооткрывателя.
Деятельность Косцюшко-Валюжинича стала настоящим подвигом во имя науки и вызывала уважение, восхищение и признательность современников. Оглянувшись на двадцатилетие, отданное этому древнему городу, он вполне мог бы произнести: «Херсонес — это я».
Косцюшко-Валюжинич основал Херсонесский музей, положил начало его библиотеке и архиву, обустроил раскопки древнего городища, как экспозицию под открытым небом.
Под его руководством велись реставрационные работы, он организовал охрану и популяризацию памятников античности в Крыму, наладил тщательную фиксацию археологических раскопок с помощью чертежей и фотографий.
Карл Казимирович расширил территории археологических раскопок за пределы античного города Херсонес на Гераклейский полуостров.
Часто цитируемые строки из его письма графу А.А. Бобринскому — «Я так предан делу расследования Херсонеса и, как фанатик, так далеко зашёл, что возврата нет! Для меня расстаться с Херсонесом то же самое, что расстаться с жизнью» — стали девизом для многих исследователей Херсонеса Таврического.
Отдавая дань огромного уважения Карлу Казимировичу Косцюшко-Валюжиничу, сотрудники Национального заповедника «Херсонес Таврический» при поддержке Гуманитарного Института Паккарда, знакомят широкую аудиторию с документальным наследием создателя Херсонесского музея, с «творческой лабораторией» Карла Казимировича.
«СКЛАД МЕСТНЫХ ДРЕВНОСТЕЙ» — так в 1892 году официально именовался музей на берегу Карантинной бухты, построенный К.К. Косцюшко-Валюжиничем на средства Императорской Археологической комиссии.
Небольшие довольно неказистые строения служили домом для археологических находок и для самого открывателя «Русской Трои» — античного Херсонеса.
Первоначально предполагалось, что домики эти временные, и что со временем на их месте появится красивое здание музея, и на это было получено Высочайшее разрешение.
Военный инженер Н.И. Третесский разработал проект здания музея в византийском стиле, однако, денежных средств на его строительство в государственной казне так и не нашлось. Сохранилось не много документальных описаний «Склада местных древностей» — известно, что два помещения были заняты под экспозиции херсонесских древностей, здесь же располагались кабинет заведующего археологическими раскопками Косцюшко-Валюжинича и его квартира с обширной библиотекой.
Из древних камней Херсонеса и архитектурных деталей, найденных на месте раскопок, была построена точная копия византийской базилики, а также хранились крупные археологические находки. Обо всем этом, а также о некоторых деталях интерьера «Склада местных древностей», мы узнаём из инвентарных описей и бухгалтерских отчётов.
Любой рассказ об этом периоде существования Херсонесского музея обязательно содержит сетования на то, что лучшие находки отправлялись в Санкт-Петербург и Москву, пополняя коллекции Эрмитажа и Исторического музея.
Можно было бы предположить, что «Склад местных древностей» в результате не представлял собой ничего достойного внимания (мол, и здания его – наскоро выстроенные домишки, и в экспозиции — лишь то, чем побрезговали столичные коллеги).
Так можно было бы подумать, если бы от той поры не дошли до нас фотографии музея, и фотографии эти свидетельствуют о богатстве и красоте его собрания. Мы видим изобилие первоклассных памятников древнего искусства и быта – резные мраморные украшения колонн и фасадов домов и храмов, колонны и капители, скульптура, надписи, фрески, иконы, керамика и украшения – все это не помещалось в музейных комнатах и находило приют во дворе, у стен и под навесами.
Очевидно, в расположении найденных в Херсонесе вещей есть система, они группируются по видам, такой способ экспонирования называется коллекционным. Некоторые фотографии передают и очарование «Склада местных древностей» – орнаменты на древних плитах и четкая графика ветвей и листьев южных растений, перекликаясь в кадре, рождают ощущение гармонии.
Среди фотографий в архиве музея Херсонеса Таврического есть много снимков рабочих моментов, где люди заняты процессом раскопок – склоненные головы, согбенные спины, взмахи лопат или тщательная очистка найденного. Очень интересные фотоснимки запечатлели рабочих после раскопок, опершихся на лопаты и гордых своим трудом, радостных и любопытных детей, священников и монахов Херсонесского монастыря, офицеров и солдат, свободных от службы.
Фотографирование было еще достаточно трудоёмким процессом, и позирование фотографу – тоже. На фото вверху мы видим двух военных в пространстве между оборонительными стенами античного Херсонеса. На снимке внизу те самые оборонительные стены Херсонеса…
Фотографы не спеша снимали крышку с объектива и столь же неспешно возвращали ее на место. «Спокойно, снимаю» или «Внимание, снимаю» — эти слова произносились в фотоателье еще не так уж по историческим меркам давно – вплоть до середины прошлого века. Стоит ли упоминать хрестоматийную «птичку»? То, что нужно было несколько секунд побыть в покое и сконцентрироваться, чтобы получиться на снимке, придает людям на старинных фотографиях особую значительность.
Как только фото были подобраны в соответствии с избранной концепцией, то стало ясно, что не мы рассматриваем этих людей, а они – нас. Сквозь сто и более лет. Что же, давайте посмотрим друг на друга. Спокойно и внимательно.