Балаклава – уникальное по красоте природы крымское побережье в 12 км к югу от Севастополя. Глубоководная бухта Балаклавы, защищенная со всех сторон высокими скалами, веками служила надёжным укрытием для рыбацких лодок, многих поколений торговых и военных кораблей во время черноморских зимних штормов и ураганов. Балаклавская бухта испокон века служила надёжной морской крепостью, с сильной флотилией и гарнизоном, способным держать оборону города.
Название военной крепости Балаклава, существовало за 1500 лет до прихода турок и татар в Таврию (Крым).
БалаКлава — «Военная Крепость» — этому названию более 2000 лет, и оно вполне оправдывает себя даже сегодня.
Название «БалаКлава» очень древнее и происходит из Ведического санскрита от которого происходят все современные индоевропейские языки, включая и русский язык. Слова «Бала» -bala — «власть, сила, мощь, военная сила, войско, армия», и «Клап, калпате» — klṛp, kalpate – «крепить, укреплять, крепость» (от корня «kḷp») , то есть Балаклава – Военная крепость.
Одно из имён древнегреческого бога Войны было Паллас (лат. Pallas, от пали — πάλη — борьба), которое также имеет связь со словом санскрита «Бала» — «мощь, военная сила, войско, армия». Не случайным было и имя сына последнего скифского царя Скилура (II в. до н. э.) Палак означавшее «воин, сильный, воинственный, мощный».
Древнегреческий географ и историк Страбон (64 до н. э. — 24 н. э.) и римский писатель, автор «Естественной истории» Плиний Старший (23-79 гг. н. э.) связывали название гавани и крепости БалаКлава с именем Палак — сына скифского царя Скилура.
Палак (Palakos, Παλακος — «воин»; в рус. яз. родственное имя Полкан, (Палкан, Полкановиц, Чудище-Полканище, Полкан-Богатырь) – cкифский царь, сын царя Скилура. Правил Крымской Скифией со столицей в городе Неаполе Скифском. Палак воевал с Херсонесом в 107 г. до н. э., был убит в сражении с полководцем Митридата VI Диофантом. (С.А. Жебелев, Последний Перисад и скифское восстание на Боспоре, ВДИ, 1938, №3; О.Н. Трубачев, Лингвистическая периферия древнейшего славянства. Индоарийцы в северном Причерноморье, Вопросы языкознания, №6, 1977, с. 17.)
В русском эпосе известны воинственные Девы-поляницы, палица Перуна — «камень многоценный аки огнь»; в день бога-громовика Перуна — бьются палицами — «дрекольем», клинообразной дубинкой; сказочные герои русских сказок были вооружены богатырской палицей, от па-лиги — пламя, запалить, мечом — ударить. Палица, как знамение карающего божественного орудия, сделалась символом власти и перешла в царский скипетр, жреческий и судейский жезл.
Одно из имён древнегреческого бога Войны было Паллас (Pallas, от пали — πάλη — борьба), которое также имеет связь со словом санскрита «Бала» — «мощь, военная сила, войско, армия».
Афина, рождённая из головы Зевса, есть несомненное продолжение мысли Зевса, исполнительница его замыслов. По сути, Афина призвана осуществлять скрытые намерения Зевса. Отныне Афина предназначена быть ближайшей помощницей Зевса в устроении героического мира, покровительницей героев, но не всех героев, а отличающихся разумной силой.
Второе имя богини — Афина Паллада (др.греч. Παλλὰς Ἀθηνᾶ -Афина-Воительница) – воинственная богиня военной стратегии и мудрости, её изображали в полном вооружении – в доспехах, покрытых змеиной чешуёй, украшенной эгидой в виде головы Гаргоны.
Афина содрала кожу с ещё живого гиганта Палласа (др.-греч. Πάλλας — «воин», Паллант или Палленей) и сделала из неё панцирь, который защищал её в гигантомахии, дева-воительница получила эпитет Афина Паллада (др.греч. Παλλὰς Ἀθηνᾶ — «воинственная»). Гигант Паллас, сын Крия и Еврибии, был отцом Ники — богини Победы.
Палакион (Παλακιον) – так называлась военная крепость, ныне Балаклава, построенная скифами в Крыму во II в. до н.э., очевидна связь названия этой крепости с именем скифского царя Палака.( А. Андреев, История Крыма, М.-2002.)
По свидетельству древнегреческого историка Страбона, военную крепость Палакион (Плакия), то есть Балаклаву, основали в 112 — 110 гг. до н. э. скифские цари для борьбы с полководцами понтийского царя Митридата VI Евпатора. Скифская крепость Палакион была основана до прихода греков в эти края.
В музее национального заповедника «Херсонес Таврический» хранится надгробие херсонесита, погибшего у стен военной крепости Палакиона.
Западнее Балаклавской гавани, на высоте Таврос (др.-греч. Таврос — Ταυρος «бык»), археолог А. К. Тахтай в 1938 году обнаружил раннее поселение тавров, относящееся к VIII веку до н. э.
Крым в древнегреческих источниках назывался Таврией по имени некогда обитавшего там народа таврус (греч. *Ταυρο-ρως — тавро-руси). Варианты написание слова: тоурси, тоурсïи, тоур’си, тоуръси. Часть вариантов, как видим, говорит о сокращенном написании слова, что и позволило восстановить *тауро-руси «тавро-русы».
В I веке н. э. Плиний Старший в «Естественной истории» при перечислении окрестных городов Херсонеса упоминает крепость «Symbolum portus» (Естественная история, IV, 86), выстроенную на высоком юго-восточном берегу Балаклавы. Название, также происходит из Ведического санскрита — Сима – «siMha» – сильная, мощная; Бала — «-bala» — власть, военная сила.
Для усиления своего влияния в Херсонесе, римский гарнизон под командованием Плавтия Сильвана, легата провинции Нижняя Мёзия, построил военный лагерь крепость Харакс на мысе Ай-Тодор в гавани «Symbolum portus». Более позднее название крепости Симбалум стало «Чим-бала» — «cimbala» — с тем же значением — «Мощная сила». В 240-х годах н. э. Римские легионеры покинули крепость Харакс в гавани «Symbolum portus».
В 700 годах греки вновь заселяют берега Балаклавской гавани, возник посёлок с тем же названием «Симбало» или Чимбало однако греки называли его «Ямболи», так как в греческом языке нет буквы «ч», поэтому Чимбала произносится, как Симбало. В 702 году в крепости «Симбало» нашёл убежище, свергнутый в Константинополе, император Юстиниан II.
Туристы с большим интересом посещают Балаклавскую бухту, обходят окрестности Балаклавы и крепости Чимбало пешком посещают одной из самых древних христианских храмов в Крыму – Храм Двенадцати Апостолов.
http://www.go2walk.ru/2012/a1109/