Свои томаты девать некуда
Глядишь на полки торговых сетей и диву даёшься: вроде импортозамещение у нас есть и овощей наша страна стала производить больше, а в наших магазинах, по-прежнему, — перец и помидоры турецкие, баклажаны израильские, чеснок китайский. Неужели мы даже картошку вырастить не можем, отчего и завозим её аж из Египта?
Да нет, вроде все нормально — известный ресурс, где аграрии предлагают свою продукцию, забит предложениями. Отличный брянский картофель по 6,50 за кило, мордовский по 6 руб., подольский всего по 5 рублей. Партии — от 20 тонн, и продажа на рынке в Евпатории картофель 30 руб. за кг.
Есть и картошка, огурцы, кабачки, перец и редиска. Казалось бы: торговым сетям стоит только свистнуть, как тысячи родных отечественных фермеров завалят магазины качественными овощами. И дешевле, и везти недалеко. Но вот же в продаже сельхозпродукция из Турции, Израиля, Египта, Китая. Неужели мы не можем вырастить даже картошку, отчего и завозим её из Египта, Израиля и Пакистана? В Россию морковь попадает из Белоруссии, Китая и Израиля. Что происходит?
С иностранцами работать выгоднее?
Представители крупных торговых сетей часто объясняют — мол, рады бы брать картофель и морковь у наших фермеров, но многие из них выдают лишь небольшие партии. Гигантским же запросам супермаркетов, для ведения торгового бизнеса нужны большие объемы товаров и гарантии стабильных поставок на долговременной основе, а не от случая к случаю.
— Был я как-то на совещании с губернатором Волгоградской области, встал фермер: у меня столько-то тонн картошки в поле, берите! — приводит пример исполнительный директор Ассоциации экспертов рынка Андрей Карпов. — Я тут же с сетями списываюсь — возьмете, сколько надо? Выясняется, что весь объём картошки этого фермера составляет однодневный оборот «Пятерочки» Волгоградской области. То есть, нужно 365 таких фермеров, чтобы удовлетворить спрос! Фермер, как правило, может предложить ту или иную продукцию у себя на поле — приезжайте и забирайте. Но для того, чтобы она попала в магазин, её нужно собрать, обработать, упаковать, заключить договора, получить все необходимые сопровождающие документы и тому подобное. У фермера часто этого нет…
Вот и получается, что крупным торговым сетям выгодно заключить один договор с одним оператором, который этот объём сельхозпродукции будет поставлять весь год, чем заключать 365 договоров с местными фермерами — представляете, сколько сотрудников надо, чтобы эти договора обслуживать?..
Израильские фермеры работают под заказ
Очень часто путь иностранного овоща к российскому прилавку выглядит так. Многие зарубежные фермеры, поняв, что пропадут по одиночке, давно сбились в кооперативы, когда 10-15 хозяйств сообща работают над формированием большой партии того или иного овоща. При этом у них четкие инструкции — какой именно сорт сажать, какого должен быть размера и чем опрыскивать. В этом же зарубежном «колхозе» овощи моются, упаковывают и отгружают.
Зарубежные фермеры заранее знают, кто купит его урожай и в каком количестве — кооператив производителей получают соответствующий заказ от дистрибьютора, который уже договорился поставлять эти овощи или фрукты в торговые сети по графику. В заказе оговорено качество и объём сельхозпродукции, с хорошим юридическим сопровождением, обеспечивающим соблюдение обязательств всех сторон договора, а в случае срыва поставок продукции или платежа взимаются большие штрафы.
— У России есть еще одна проблема, — говорит директор Плодоовощного союза России Михаил Глушков. — Мы можем произвести, сколько угодно, но мы не можем это все сохранить — нет хранилищ хороших. Урожай собираем осенью, до февраля он кое-как лежит, а потом собственные запасы заканчиваются, и начинаем активно импортировать овощи и фрукты.
Попасть в сети невозможно?
Да, и у крупных магазинов свои претензии к фермерам.
— В торговых сетях, как правило, присутствуют агрохолдинги, — убежден глава Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств Калужской области Бабкен Испирян. – У сетей очень много условий: от фиксированных объёмов до скидок на акционные продукты. Большой производитель может справиться с этими требованиями, но мелкому производителю со всем этим справиться просто невозможно.
— Там все непросто, те же зарубежные поставщики могут финансово заинтересовать конкретного представителя российской торговой сети, чтобы именно их товар попал в продажу. Перечислить хорошую сумму на его счёт, то есть дать взятку —на эту тему было много скандалов.
У фермеров нет денег на кооперативы
Все сходятся в одном — заполнить магазины только российскими овощами и фруктами не получится, пока наши фермеры по примеру иностранных коллег не станут объединяться в кооперативы. Причем, кооперативы с мощной государственной поддержкой, как это делается в тех же зарубежных странах. Однако примеров успешной кооперации пока мало.
Российские фермеры способны объединяться, но нет должной поддержки тех, кто может играть роль посредника между производителем и торговыми сетями. Да, все предлагают нам сплотиться и создать кооперативы, но на это нужны хорошие деньги.
Допустим, мы соберём 50 фермеров. Чтобы создать кооператив и распределительный центр при нём, нужно вложить около 1 миллиарда рублей, а, значит, нужно будет скинуться по 20 миллионов рублей. Но если фермер продает продукции на 10 миллионов в год, ему неоткуда взять эти 20 миллионов, чтобы скинуться на создание кооператива.
В Министерстве сельского хозяйства есть программы поддержки создания таких кооперативов.
В настоящее время Министерство сельского хозяйства РФ предоставляет несколько программ поддержки фермеров. Аграрий может претендовать на грантовую программу в зависимости от формы своей деятельности. Наиболее распространенные виды поддержки — это грант для начинающих фермеров, для семейных ферм и программа “Агростартап”.
Грант для начинающего фермера
Для предпринимателя, который зарегистрировал КФХ в последние два года, подойдет грант для начинающего фермера. Чтобы претендовать на грант фермер должен:
- зарегистрировать КФХ в сельских территориях и не заниматься предпринимательством в последние три года;
- перед подачей удостовериться, что КФХ проходит под требования микропредприятия. (Требования к ним можно прочитать в ФЗ “О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ”):
- быть главой КФХ не больше 24 месяцев с момента регистрации;
- составить план по развитию КФХ и прописать, куда он планирует потратить полученные средства. (Примеры бизнес-планов можно посмотреть и скачать на сайте федерального Минсельхоза);
- доказать, что у него есть опыт в сфере сельского хозяйства, например, показать диплом о средне-специальном или высшем образовании в сфере или подтвердить опыт работы;
- иметь собственные средства, которые придется показать при подаче. Не менее 10% от приобретаемого имущества нужно оплачивать не с помощью гранта;
- предоставить справки об отсутствии задолженностей по налогам, страховым взносам и штрафам;
- создать по одному рабочему месту на каждый полученный миллион рублей и сохранить эти места в течение 5 лет после получения поддержки.
Максимальный размер гранта для начинающего фермера составляет 3 млн рублей для разведения КРС. Для других видов деятельности — не более 1,5 млн рублей. Минсельхоз устанавливает четкие правила, как аграрий может распорядиться полученными деньгами:
- купить земельный участок;
- разработать проектные документы для строительства или реконструкции;
- купить или отремонтировать складские и производственные здания;
- построить дорогу;
- подвести коммуникации;
- купить животных;
- купить сельхозтехнику или инвентарь.