
После смерти хана Берке (1266) захватил власть Менгу-Тимур (в русских летописях — Мангутемир; ум. 1282) и стал ханом Золотой Орды (1266—1282), фактически независимым от Монгольской империи государством, опираясь на родовую аристократию Джучидов, которая получила новые владения.
Султан Ногай получил во владение западную часть Ак Орды – степи Северного Причерноморья от Дуная до Днепра.
История Гиреев начинается в 1266 года, когда Менгу-Тимур великий хан Золотой Орды, сын Тукана, внук Бату-хана, праправнук основателя Монгольской империи Чингисхана, назначил своим наместником в Крыму, родного племянника Оран (Уран)-Тимура.
Получив во владение Крым, Оран-Тимур, сделал своей столицей новый город Солхат (Иски-Крым) на пересечении торговых путей из Судака и Кафы вглубь Крыма и далее в города Поволжья.
В 1266 году хан Золотой Орды Менгу-Тимур через своего наместника Оран-Тимура в Крыму даровал разрешение генуэзским купцам на поселение в городе Кафа (Феодосия). Так была основана в Крыму генуэзская колония Кафа, вследствие чего оживилась крымская торговля и увеличилось значение самого Крымского полуострова и его столицы в городе Солхат.
От имени Менгу-Тимура написан первый из дошедших до нас ярлыков от 1267 года об освобождении Русской православной церкви от уплаты дани Золотой Орде.
Это своего рода хартия неприкосновенности для русской церкви и духовенства — в начале ярлыка было помещено имя Чингисхана. В ярлыке были утверждены привилегии православного духовенства как широкой общественной группы, включая и членов семей; церковные и монастырские земельные угодья со всеми работающими там людьми не платили налога. Все «церковные люди» были освобождены от военной службы.
Мусульманские купцы прекратили занимать должности сборщиков налогов (баскаков) среди крестьян. Оскорбление, клевета, поношение православной религии, в том числе со стороны мусульман, каралось смертью. Ордынским чиновникам запрещалось под страхом смерти забирать церковные земли, требовать выполнения какой‑либо службы от церковных людей. Текст этого ярлыка был составлен в столице Золотой Орды Сарай-Берке совместно Менгу-Тимуром и епископом Сарая Митрофаном, представлявшим русское духовенство.

Совместный поход татар и русских князей под предводительством хана Менгу-Темура
Благодаря этому ярлыку, а также ряду последующих, русское духовенство составляло привилегированную группу, и именно этим была заложена основа церковного богатства. Об этой странице в истории Русской православной церкви было хорошо известно образованным людям XIX века, например поэту А. С. Пушкину, который в своём письме к П. Я. Чаадаеву писал:
Духовенство, пощаженное удивительной сметливостью татар, одно — в течение двух мрачных столетий — питало бледные искры византийской образованности.
При хане Менгу-Тимуре православный епископ Афиноген из Сарая стал послом Золотой Орды и назначен главой татарской (волжско-булгарской) делегации, направленной в Константинополь. Известно правило тех времён, что если член правящей династии из Золотой Орды становился православным христианином, то он не терял свои права и собственность.
Отношения Менгу-Темура с русскими князьями были хорошими именно из-за его положительного отношения к православной религии. Эта веротерпимость была прописана в «Законе великой власти» — Яса («yasa») — уложение Чингисхана, которое постоянно подтверждалось всеми его преемниками:
Чингис Хан не повиновался никакой вере и не следовал никакому исповеданию, то уклонялся он от изуверства и от предпочтения одной религии другой, и от превозношения одних над другими.
Этому «Закону великой власти» должны были следовать все правители монголов, но не все следовали, особенно после принятия ислама в 1321 году в Золотой Орде.
Однако сам хан Менгу-Тимур проводил миролюбивую религиозную политику Золотой Орды, был последователем традиционной монгольской религии тенгрианства («тенгризм») — средневековая этническая религия тюрко-монгольских кочевников евразийских степей и Центральной Азии, высшим считался Тенгри — обожествлённое небо.

Воцарение Хана Узбека в 1313 г., иллюстрация из Лицевого летописного свода
После смерти хана Золотой Орды Тохты в 1313 г. власть захватил его племянник Узбек-хан (ок. 1283 — 1341), сын Тогрула (Тогрулджая, Тогрулчи), десятого сына Менгу-Тимура. Согласно «Тарих-и шейх Увейс»:
…золотоордынский эмир Кадак хотел возвести на трон сына Тохты Илбасмыша, но Узбек и Кутлуг-Тимур прибыли из Хорезма и убили обоих.
В январе 1313 года Узбек-хан взошёл на трон Золотой Орды.
И только в 1321 году Узбек-Хан официально принял ислам от потомка Баб Арслана Занги-Аты и его преемника туркестанского шейха Сайид-Аты, последователя Суфизма (тасаввуф) — мистического течение в исламе, проповедующее аскетизм и повышенную духовность. Баб Арслан был наставником Ахмеда Ясави, крупного суфия, идеолога среди тюркских племён.
После принятия ислама Узбек-хан взял имя Мухаммед, его полный исламский титул — Султан Гийас ад-Дин Мухаммед. Узбек-Хан очень жестко и последовательно проповедовать идеологию обращения в мусульманство всех тюркских племён от Днепра до монгольских степей. Симеоновская Летопись лаконично сообщила об этом великом событии:
Узбек-Хан «сел на царстве и обесерменился». (т.е. стал мусульманином)
Попытка ввести ислам в качестве государственной религии встретила сопротивление золотоордынской аристократии. Лидеры оппозиции Тунгуз, Таз и эмир Сарая Кутлуг-Тимур заявили Узбеку:
«Ты ожидал от нас покорности и повиновения, а какое тебе дело до нашей веры и нашего исповедания и каким образом мы покинем Закон и устав Чингисхана и перейдём в веру арабов?»
Все эмиры и царевичи приверженцы монгольских традиций и порядков были казнены. Рашид ад-Дин сообщает о казни 120 мятежных Чингизидов.
В ходе репрессий, которые Узбек-хан обрушил на татарскую аристократию при введении ислама, как официальной всеобщей религии, потомки Бату-хана и старших сыновей основателя государства утратили власть, были убиты или вымерли.
Тогда наибольшим влиянием стали пользоваться младшие ветви Джучидов – Тукатимуриды, владели землями к западу от Волги и Шибаниды, имели земли к востоку от Волги.
Именно эти роды татарской аристократии из младшей ветви Джучидов были ответственны за смуту в Золотой орде, которую русские летописи именовали «великой замятней». Именно аристократия, не сумев поделить верховную власть, в итоге начала делить государство.

Последний крымский хан Шахин-Гирей (1782-1783)
Род Гиреев – это одна из младших ветвей Джучидов из династии Чингизидов, ветвь Тука-Тимуридов. Они происходят от Джанак-оглана, младшего брата Туй Ходжи оглана, отца Тохтамыша.
Род Гиреев правил Крымским ханством с его основания в 1441 году и до падения власти крымских ханов и присоединения Крыма к Российской империи в 1783 г.
Основателем династии Гиреев был первый хан Крымского ханства Хаджи I Гирей, в результате долгой борьбы добившийся независимости от Золотой Орды. Отцом Хаджи Герая был Гыяс-эд-Дин, старший сын Таш-Тимура, который в 1395 году провозгласил себя независимым крымским ханом. Во время нашествия Тамерлана на Золотую Орду Таш-Тимур был изгнан вместе с сыновьями из своих владений.
Рожденный в Литве царевич Хаджи I Гирей в 1420 году вернулся из изгнания в Крым и в последующие десятилетия 1441-1466 основал Крымское ханство.
Как и во всех странах, образовавшихся после развала Золотой орды, править Хаджи I Гирею пришлось с опорой на знать. В Крыму ведущими аристократическими фамилиями были из иранского рода Ширин, из монгольского рода Аргын, из кипчакского рода Кыпчак, древнетюркского рода Барын. Именно они избирали хана из династииа Гиреев в Крымском ханстве, а сами занимали высшие придворные и военные должности.
С момента основания в 1441 году Крымское ханство имело тесные политические, дипломатические и экономические отношения с Османской империей.
После смерти первого крымского хана Хаджи I Гирея между его сыновьями разгорелась борьба за власть. Шестой сын Менгли I Гирей, родившийся и выросший в генуэзской Кафе, после неудачной попытки занять престол в 1466 г. был вынужден укрыться за стенами генуэзской крепости. К власти в 1466-1468 г. пришёл второй сын Нур Девлет.
С 1468-1475 г.г. второе правление Менгли I Гирея.

1475 г. крымский хан под властью турецкого султана
В 1475 году османская армия высадилась на южном берегу Крыма, захватила генуэзские владения и последнее византийское княжество Феодоро. Командующий турецким флотом Гедик Ахмед-паша освободил и поддержал одного из сыновей Гирея царевича Айдера, при условии принятия им вассальной зависимости, посадила на крымский престол, но он не сумел удержать крымский престол, но вскоре бежал в Киев, принадлежавший в те времена Великому Княжеству Литовскому, а затем в Москву под покровительство великого князя Ивана III.
были захвачены турками-османами.
1477 г. терки-османы временно отстранили от власти всех представителей династии Гиреев.
1478 — 1515 г.г. — третье правление хана Менгли I Гирея в Крыму с разрешения из Стамбула.
Менгли I Гирей получил надежный тыл в лице Османской империи, и вместе с Москвой разгромил Большую Орду. Отныне Менгли I Гирей и его потомки считались великими ханами улуса Джучи, хотя их власть распространялась только на крымские земли.
В 1486 году третий крымский хан Менгли I Герей учредил должность калга, как второе важное лицо после хана, всегда из числа своих братьев, сыновей или племянников, то есть княжичей из ханского рода Гераев, именовавшихся в Крыму султанами, их называли часто «калга-султан». Каждый последующий крымский хан при вступлении на престол назначал калгу.

Приезд_Екатерины_II в Феодосию
Все последующие крымские ханы получали тагму на правление в Крыму от турецкого султана, который мог назначать и отстранять крымских ханов по собственному желанию, так продолжалось до последнего крымского хана Шахин Гирея, правившего с 1777 — до 1783 года, присоединения Крыма к Российской империи.

Пушкин в Бахчисарайском дворце. 1837
Гирей сидел потупя взор;
Янтарь в устах его дымился;
Безмолвно раболепный двор
Вкруг хана грозного теснился.
Всё было тихо во дворце,
Благоговея, все читали
Приметы гнева и печали
На сумрачном его лице.
Но повелитель горделивый
Махнул рукой нетерпеливой.
И все, склонившись, идут вон.
Что движет гордою душою?
Какою мыслью занят он?
На Русь ли вновь идет войною,
Несет ли Польше свой закон,
Горит ли местию кровавой,
Открыл ли в войске заговор,
Страшится ли народов гор,
Иль козней Генуи лукавой?
А.С Пушкин, Бахчисарайский фонтан


Апрель 22nd, 2025
admin 




Posted in
Tags:
