Памяти Бориса Грачевского

Грачевский- ералаш

Ушёл из жизни известный режиссер, сценарист и актер, заслуженный деятель искусств РФ Борис Грачевский, его смерть стала ударом для его близких, друзей, коллег и поклонников. Легендарный создатель «Ералаша» Борис Грачевским был госпитализирован в Москве с коронавирусом в канун Нового года. За это время состояние его здоровья то улучшалось, то ему вновь становилось хуже, и его дважды вводили в состояние медикаментозной комы. До последних дней Борис Грачевский не падал духом и верил в то, что сможет победить болезнь, но 14 января 2021 года сердце 71-летнего артиста остановилось.

грачевский---

Борис Юрьевич Грачевский родился 18 марта 1949 года в Подмосковье. Сразу после появления Бориса на свет в 1949 году его родители отправились в подмосковный дом отдыха «Полушкино», где оба работали – мать заведовала библиотекой, а отец был ответственным за культмассовые мероприятия. Когда Борис немного подрос, отец брал его с собой на свои выступления. Вместе с отцом-культработником, прошедшим войну, 6-летний Борис выступал на сцене перед отдыхающими.

Казалось, его путь был предопределён с самого рождения: в их семье артистизм был в крови. Его дед, не имея никакого образования и не зная нот, был старостой синагоги и руководил городским оркестром. С самого детства Грачевский знал, как развлекать зрителей, и получал огромное удовольствие от участия в юмористических номерах и аплодисментов отдыхающих. Тем не менее в актерскую и режиссерскую профессию он пришёл далеко не сразу.

Родители считали, что сыну нужно получить серьезную профессию, которая обеспечила бы ему стабильный доход, и после 8 класса Борис поступил в механический техникум, учился по специальности «техник-конструктор двигателей летательных аппаратов». Работал на . После окончания учёбы в техникуме он устроился токарем на завод в подмосковном «почтовом ящике», как называли когда-то секретные предприятия и воинские части, а позже его перевели на должность техника-конструктора.

После службы в армии Борис не захотел возвращаться на завод и решил работать поближе к кино, которое манило его с самого детства, он устроился токарем, грузчиком на студии имени Горького. Тогда же Грачевский поступил во ВГИК на заочное отделение факультета организации кинопроизводства. На киностудии имени Горького попал в качестве разнорабочего, он носил реквизит, разгружал машины и мечтал о том, что однажды сам очутится на съёмочной площадке.

 Чудо-юдо высовывает палец из воды и грозит царю: «Должок!»

Чудо-юдо высовывает палец из воды и грозит царю: «Должок!»

Неожиданный случай представился у режиссёра Роу во время съёмок фильма-сказки «Варвара-краса, длинная коса» . В этой киносказке Борис сыграл свою первую роль в кино. Правда, в титрах его фамилии не было и на экранах зрители его не увидели, ведь в кадр попала только рука актера! Помните эпизод, в котором Чудо-юдо высовывает палец из воды и грозит царю: «Должок!»? Позже Грачевский шутил, что это была его самая главная роль в кино и вспоминал о съёмках:

«Вот эту руку играл я. Нужно было ложиться под огромный таз, в резиновую руку всовывать человеческую. Я был тогда самый молодой и самый худой, меня туда подсунули – и всё».

Во время работы над фильмом он изучил съёмочный процесс и режиссерскую профессию изнутри, что ему очень пригодилось позже, когда Грачевский работал администратором в фильмах Марка Донского и Василия Шукшина, а также заместителем директора съемочной группы. С тех пор киностудия им. М. Горького стала для него вторым домом.

Грачевский и Хмелик

В 1974 г. режиссеру Алле Суриковой пришла идея создать детский аналог сатирического киножурнала «Фитиль». Сначала его планировали назвать «Фитилёк», но от названия «Фитилек» они сразу отказались, а новое название «Ералаш» для кино-журнала придумала семиклассница Маша, дочка Александра Хмелика.  «Ералаш» означает «вздор, пустяки, бессмыслица, всякая всячина». Работу над съемками возглавили киносценарист и драматург Александр Хмелик и Борис Грачевский. Александр Хмелик стал и автором текста знаменитой песни «Мальчишки и девчонки…» на музыку Алексея Рыбникова. С первых же выпусков киножурнала «Ералаш» стало понятно, что такую весёлую детскую передачу давно все ждали. Поначалу сюжеты «Ералаша» показывали перед сеансами в кинотеатрах, а потом кино-проект перекочевал на телевидение Советского Союза.

граческий

Для Бориса Грачевского киножурнал стал любимым детищем и продержался на экранах больше 45 лет исключительно благодаря его энтузиазму. Борис Грачевский не раз повторял: «Главный мой девиз – «ходить по солнечной стороне жизни». Он действительно всю жизнь улыбался, излучал свет и дарил окружающим праздник

Когда в 90-х годах прошлого века распался Советский Союз и в кинематографе случился кризис, для многих режиссеров и актеров СССР «Ералаш» стал шансом остаться «на плаву». С тех пор на экраны страны вышло более 1200 сюжетов киножурнала «Ералаш», а многие юные актеры, снимавшиеся в «Ералаше», благодаря Грачевскому стали настоящими артистами.

Для многих начинающих режиссеров без опыта работы киножурнал был стартовой площадкой. Сценарии писали не только профессионалы – любой желающий мог попробовать свои силы в этом качестве. Сценаристом 12 сюжетов «Ералаша» стала библиотекарь из города Шахты Мария Лосева. Он сам участвовал в написании сценариев, проводил кастинги юных актеров, добывал средства на съёмки.

0-_grachevskiy (1)

Художественный руководитель детского киножурнала «Ералаш» Борис Юрьевич Грачевский не раз бывал в Евпатории в гостях у детского театра «Золотой ключик» в Евпатории.

Бориса Грачевского часто называли первооткрывателем талантов, ведь именно в «Ералаше» зрители впервые увидели многих артистов, ставших в последствии настоящими звездами кино, в «Ералаше» их потом замечали другие режиссеры и приглашали на киносъёмки.

Так, например, актер Владимир Сычев во времена СССР снимался в «Ералаше», а в наши дни стал известен благодаря сериалу «Физрук». Он рассказывал об одном забавном эпизоде: «Интересный случай был. Ко мне подошли две женщины уже далеко за 60, говорят: «Вы – один из наших любимых актеров. Мы вас помним по «Ералашу». Мы на ваших сюжетах выросли» (самому актеру 49 лет). Одним из самых узнаваемых юных актеров «Ералаша» стал Александр Лойе. В киножурнале «Ералаш» начинала свою карьеру актриса Ольга Кузьмина, ставшая для многих любимым персонажем в сериале «Кухня». Со съёмок в «Ералаше» началась карьера Натальи Ионовой (Глюкозы), Юлии Волковой (группа «Тату»), Сергея Лазарева, Влада Топалова, Екатерины Вуличенко, Сергея Сафронова, Александра Головина, Анны Цукановой.

08-fest-1

Борис Грачевский приезжал в Евпаторию на кинофестиваль «Солнечный остров».

Благодаря Грачевскому, обращавшему внимание на талантливых детей и снимавшему их в «Ералаше», Андрей Звягинцев увидел юного Матвея Новикова в киножурнале и доверил ему роль в своем фильме «Нелюбовь», а Александр Велединский заметил в «Ералаше» Анфису Черных и пригласил ее в фильм «Географ глобус пропил». О киножурнале «Ералаше» Грачевский говорил:

«Это такое наслаждение – делать то, после чего смеются зрители, радуются и дети, и взрослые! Это стало моей жизнью, моим воздухом, это важнее всего!»

00

Почётным гостем евпаторийского фестиваля «Летние вечера на Караимской» на экскурсионно-туристическом маршруте «Малый Иерусалим» стал художественный руководитель детского киножурнала «Ералаш» Борис Грачевский.

Помимо работы над киножурналом «Ералаш», Борис Грачевский попробовал свои силы и в качестве режиссера полнометражного кино, выпустив фильмы «Крыша» и «Между нот, или Тантрическая симфония». В нескольких фильмах он снялся как актер. Борис Грачевский создавал документальное кино и был автором проекта «Социальная реклама».

Грачевский--

Острослов и балагур Борис Грачевский знал множество баек, анекдотов и хохм, любил сказануть о себе: я мужчина в полном закате сил. Он сочинил множество смешных фраз и фразочек, парадоксов, «очепяток», которые простодушно называл «идиотизмами», но в них порой больше здравого смысла, чем в иных высоколобых заявлениях сильных мира сего. Вот небольшая горсть «идиотизмов» из богатого устного наследия Бориса Грачевского:

Не так страшен черт, как его Малевич
Из хорошего у него были только анализы
Клятва Бориса Немцова: век Вольво не видать
Роскошно раздетые девушки
Последние слова Жанны Д’арк: семеро одного не жгут
Клей «Момент истины»
Пищеводная звезда
Поцелуй курящей женщины убивает лошадь
Пожарник Дима. Нет Димы без огня.
Исповедь наркомана: я не волшебник, я только тащусь
Театр Ленкомы
Добро должно быть с матюгами
Надпись в больнице: без очереди – больные с высокой температурой и острой болью за Родину.
Не мог он «Яву» от «Харлея», как мы не бились, отличить.
Я не волшебник. Я только мочусь. Цистит.
Очередь женщин на аборт. Врач: «Эй, залётные!»
В этом деле он был первопроходимцем.
Команда пьяного лейтенанта: «Рвота, подъём!»
Пьяный японец: мужчина в собственном сакэ.

грачевскиий

грачевски-и

грачевский

грачевск-и

Both comments and pings are currently closed.

Comments are closed.

Welcome to Evpatoria
Яндекс.Метрика Open Directory Project at dmoz.org