6 августа Православная Церковь чтит память первых русских святых страстотерпцев Бориса и Глеба, которые считаются покровителями русских князей и русского воинства в их ратных подвигах. В крещении Борис, получил имя Роман, а Глеб был крещён с именем Давид…
Страстотерпцы Борис и Глеб.
Братья Борис и Глеб были сыновьями великого киевского князя Владимира Святославовича и братьями князя Ярослава Мудрого. Борис был старше, он хотел посвятить свою жизнь служению Богу. Глеб разделял стремление брата. Братья видели пример отца, равноапостольного князя Владимира. Известно, что князь был отзывчив к бедным людям. Когда братья подросли отец направил их на княжение в разные города: Бориса – в Ростов, а Глеба – в Муром.
В 1014 году князь Владимир заболел и, желая передать великое княжение старшему сыну Борису, вызвал его в Киев. На престол претендовали и другие наследники – пасынок Святополк и старший сын Ярослав, однако князь в тот момент был с ними в ссоре.
15 июля 1015 года князь Владимир умер. В Киеве в это время был только Святополк, который решил захватить власть и задумал убийство братьев. Святополк послал на берег небольшой речки Альты своих слуг – бояр, которые должны были убить Бориса, направлявшегося в Киев.
Борис был заранее предупреждён о готовящемся на него покушении, но предпочёл мученическую кончину братоубийственной вражде.
Бориса убили, когда он молился в своём шатре, защитить его пытался один из его слуг – венгр Георгий, однако он тоже был убит.
После этого злодеяния Святополк решил убить и молодого князя Глеба, пригласив его в Киев. Хоть Глеб и знал уже об участи своего родного брата Бориса, он покорился воле Божьей. Убийцы напали на Глеба, когда он был на Днепре, в устье реки Смядыни, недалеко от Смоленска. Здесь он молился Богу и оплакивал отца и любимого брата, зная, что ему была уготована такая же смерть, как и Борису.
Корабль, на котором плыл князь Глеб, захватили убийцы, подосланные Святополком. Сначала Глеб просил злодеев, чтобы его не убивали, однако видя их жестокосердие, помолился и приготовился к смерти. Убил князя Глеба его собственный повар Торчин.
Борис и Глеб стали первыми русскими святыми, причисленными Православной Церковью к лику святых страстотерпцев.
Преданные смерти старшим братом Святополком Окаянным и канонизированные при Ярославе Мудром, святые Борис и Глеб явились первыми святыми, кровно связанными с русскими землями, стали важнейшим символом русской святости.
Своей жертвой святые Борис и Глеб утвердили среди русской аристократии невиданный ранее идеал отношений — осуждение братоубийства, а убийца, одержимый жаждой власти, получил имя Святополка Окаянного. После гибели Бориса и Глеба уже никто из русских князей не смел вынашивать братоубийственные замыслы, опасаясь проклятья Православной церкви.
Почитание невинно убиенные страстотерпцев святых братьев Бориса и Глеба началось уже при Ярославе Мудром, когда, по сообщениям летописей, у их гроба стали совершаться чудеса. В 1072 году Борис и Глеб были канонизированы Православной церковью на соборе в Константинополе, и стали считаться первыми русскими святыми.
Святых братьев страстотерпцев Бориса и Глеба почитают как заступников русской земли. Православная церковь отводит два дня в году памяти святых братьев – (2) 15 мая и (24 июля) 6 августа. Память святого Глеба также празднуется (5) 18 сентября.
Изображение первых русских страстотерпцев можно найти на многих исторических памятниках. Сегодня рассмотрим икону «Благословенно воинство Небесного Царя», которая была написана в Москве, в третьей четверти XVI века.
Образ является уменьшенным повторением знаменитой иконы «Благословенно воинство Небесного Царя», написанной во время правления великого князя Василия III и находившейся в Успенском соборе Московского Кремля, а ныне хранящейся в Государственной Третьяковской галерее.
На иконе «Благословенно воинство Небесного Царя» изображена торжественная процессия конных и пеших воинов, возглавляемых скачущим на крылатом коне архистратигом Небесного воинства архангелом Михаилом. Шествие, разбитое на три потока, движется от объятого пламенем града по направлению к Небесному Иерусалиму. Внутри Святого Града восседает на троне Богоматерь. На Ее руках — младенец Христос, раздающий венцы, которые подлетающие к Нему ангелы относят воинам.
Воины верхнего и нижнего рядов, головы которых окружены нимбами, изображены верхом. Среднюю колонну составляет группа пеших воинов, представленных без нимбов. Замыкает их строй всадник на белом коне в царском венце и с крестом в руке. Согласно более поздней надписи, это византийский император Константин Великий.
Воины верхнего ряда имеют отличительные признаки царского или княжеского достоинства: короны, княжеские шапки и шубы. Среди изображенных — ветхозаветные цари и русские князья. В конце колонны изображены равноапостольный князь Владимир и его сыновья, святые князья-страстотерпцы Борис и Глеб. Нижний ряд образуют многочисленные святые воины-мученики.
6 августа в православных храмах проходят богослужения, посвящённые святым Борису и Глебу. В день почитания Бориса и Глеба верующие могут обратиться к ним с просьбой о помощи в трудных ситуациях, а также с просьбой защитить от бесчестья.
В народе праздник 6 августа называли еще Паликопна или преподобного Поликарпа Печерского. В это время была пора многочисленных гроз. Считается, что нельзя в работать во время грозы в поле или на лугу, есть риск того, что молния просто спалит сено.
Наши предки отправлялись 6 августа на сбор ягод — черемухи и смородины. Из собранных днём плодов хозяйки делали заготовки на зиму, варили варенье, сушили ягоды.
Народные приметы для этого церковного праздника :
Если роса стоит до обеда, будет гроза;
Если с утра жужжат мухи, погода будет ясной;
Если день солнечный, зима будет долгой и суровой;
Если дует южный ветер, ждать ненастья.