Панафинейские игры

Афина-спорт-пятиборье.

Самые крупные религиозно-политические празднества в античных Афинах Панафинейские игры (др.-греч. Παναθήναια) проводились в честь дня рождения богини Афины, покровительницы города. Победителям первых больших Панафинейских игр в 566/565 гг. до н. э.вручались призовые панафинейские амфоры особой формы и размеров (60-70 см.) , наполненные оливковым маслом, около 3 литров.

По древним афинским преданиям празднество, посвящённое богине Афине — Афинеи учредил один из первых афинских царей мифологический царь Аттики Эрехтей 5 веке до н. э., почитающий богиню Афину Промахос (др.-греч. Ἀθηνᾶ Πρόμαχος — Афина Праматерь, или Великая мать богов).  На лицевой стороне первых Панафинийских амфор 565 — 530 г.г. до н.э. была изображена воинственная Афина Промахос со щитом и поднятым копьём. Рядом с Афиной стали изображать две дорические колонны, увенчанные петухами, символизирующими боевой дух победителей панафенейских состязаний и памятная надпись на древнегреческом языке: «τών ‘Αθήνεθην Αθλων» — «приз из Афин» . На каждых Панафенийских играх победителям состязаний вручали около 1500 чернофигурных амфор, до наших дней сохранилось около 1000 панафинейских амфор.

Афина  пятиборье

Один из самых известных персонажей всей Древнегреческой мифологии, легендарный герой древнегреческих поэм «Илиада» (I 265) и «Одиссея» (XI 323, 631) Тесей (др.-греч. Θησεύς), сын бога Посейдона или афинского царя Эгея и Эфры, 11-й царь Афин объединил все поселения Аттики в единый полис-государство Афины. В честь покровительницы города афиняне устраивали летом большой праздник ПанАфинеи (Великие Афинеи).

При афинском государственном деятеле VI века до н. э. архонте Гиппоклиде (др.-греч. Ἱπποκλείδης) из рода Филаидов, в ПанАфинеях уже участвовали жители соседних государств. С 500 г. до н. э. чернофигурную вазопись сменила краснофигурная роспись на панафенейских вазах. В IV веке до н. э. на панафинейских амфорах наблюдаются изменения, в 312—311 гг. до н. э. на амфорах стали указывать имена судей состязаний, казначеев и архонтов, отвечавших за изготовление амфор и их содержимое. Стали известными имена многих афинских вазописцев — Эксекий, Евхарид и Клеофрад.

На оборотной стороне панафинейской амфоры изображали один из видов спортивных состязаний, за который вручался приз. С середины V века до н. э. изображали сцены чествования победителя соревнований, а с IV века до н. э. на обратной стороне амфор изображали Нику — крылатую богиню победы с лавровым венком.

спорт-все-sportsmen

Большие Панафинеи проводились в Афинах один раз в четыре года с 21 по 29 гекатомбеона. В течении девяти летних дней в Афинах проходили театральные представления, шествия, спортивные состязания атлетов. С 566 года до н. э. добавились соревнования поэтов сочиняющих гимны, а со времён Перикла (ок. 495–429 до н.э.), знаменитого афинского оратора, полководца и государственного деятеля, Панафинейские празднества украсили поэтическими и музыкальными состязаниями (агонами), и специально для этих состязаний построили театральное сооружение – Одеон (греч. ώδείον).

Начиная с седьмого дня Панафинейских празднеств, начинались «Малые агоны» или Малые Панафинейские игры, на которых проводились спортивные состязания, факельные шествия и корабельные гонки гребцов на парусных галерах.

Малые Панафинейские игры проводились ежегодно с 25 по 28 число гекатомбеона (др.-греч. Ἑκατομβαιών — «месяц жертвоприношения») — первого месяца аттического года, который длился с 15 июля по 15 августа. В течении четырёх дней месяца гекатомбеона афиняне приносили жертвоприношения богине Афине и устраивали большие празднества, музыкальные и спортивные соревнования в её честь.

Афины-макет-античный мир - афины

Начиналось празднество «Большие Панафинеи» с ночного факельного шествия и музыкальных представлений музыкантов, играющих на двойных флейтах и арфах, и танцоров.  «Процессия начинается у Дипилонских ворот, пересекает Керамейкос и Агору, достигает через пропилеи Акрополя и движется вдоль Парфенона, чтобы достичь восточного фасада храма перед большим алтарем Афины. Этот путь касается важнейших точек города, места политической жизни (Агора) и кладбища (Керамейкос)». 

Акрополь-_akropolya

Особое праздничное настроение создавали состязания по хоровому и сольному пению в Одеоне , а также состязания поэтов, декламирующих свои стихи под аккомпанемент лиры.

девы

На следующий день совершалось торжественное шествие афинян с Агоры на Акрополь. Во главе процессии шли самые заслуженные и авторитетные афинские граждане, самые благонравные афинские девушки полиса, несли сотканную и сшитую ими новую роскошную одежду (пеплос, греч. πέπλος), этими одеждами наряжали статую Афины в храме Эрехтейон. Участниками торжественного шествия были все жители Афин священники, чиновники, демархи, всадники, гоплиты, а также спортсмены, музыканты, вокалисты, танцоры и поэты.

скачки-квадрига

По завершении религиозной церемонии начинались конные состязания всадников, скачки на квадригах — колесницах, запряжённых четвёркой лошадей. В местах поворота на беговых дорожках устанавливались каменные гермы — знаки, посвященные богу Гермесу, такие гермы обычно ставили древние греки на перекрестках дорог, на местах поворота дорог. На стадионах гермы отмечали место поворота бегунов и колесниц. Победитель конных состязаний в гонках на колесницах получал в качестве приза 140 панафинейских амфор, наполненных оливковым маслом.

Афина-спортсмены древн. пятиборья1
В ходе Великих панафиней несколько дней, проходили многочисленные атлетические состязания пятиборья: бег, прыжки в длину, прыгун держал в руках две небольшие гири, которые помогали ему дальше прыгнуть во время толчка от земли. В греческое пятиборье входило метание боевого копья и диска, панкратион  (греч. παγκράτιον) — рукопашный бой с элементами борьбы и бокса, спортивное единоборство, в котором соединялись техника греческой борьбы с боксёрскими ударами не только руками, но и ногами.

бег-грече. воин Фидиппид пробежал- 560 г. до н.
Особое праздничное настроение создавали состязания по хоровому и сольному пению в Одеоне , а также состязания поэтов, декламирующих свои стихи — гимны и оды под аккомпанемент лиры.

борьба--
В судейскую коллегию выбирали 10 судей-агонотетов, которые демократичным голосованием избирали победителя в каждом агоне (соревновании) Панафинейских игр. Победитель соревнования получал в награду венок из ветвей оливкового дерева священной рощи и большую панафинейскую амфору, наполненную оливковым маслом.

ника
Кульминацией Панафинейских игр была весёлая праздничная процессия всех жителей Афин, шествовавших по улицам города. Во главе шествия двигался панафинейский корабль, специальная повозка на которой стояла статуя богини Афины в новом великолепном одеянии шафранового цвета, которое специально ткали и шили женщины Аттики для ежегодного празднества Панафиней.

гекотамбион
Торжественное факельное шествие слуги вели жертвенных быков от 12 до 100 голов для заклания перед статуей богини Афины. Большие (или Великие) Панафинеи заканчивались ритуалом жертвоприношения — «гекатомбой»- (греч. ἑκατόμβη, букв. «сто быков») и совместным застольем.

шествие
В поэме Гомера «Илиада» говорится о гекатомбе:
«Мы, окружая родник, на святых алтарях приносили
Вечным богам гекатомбы отборные возле платана,
Из-под которого светлой струею вода вытекала».
Со временем словом «гекатомба» обозначалось любое количество жертвенных животных, даже если оно не доходило до ста, позднее так стали называть любое большое торжественное жертвоприношение богине Афине, а месяц жертвоприношений во время Панафенийских соревнований стали называть гекатомбеон (др.-греч. Ἑκατομβαιών — «месяц жертвоприношения») .

Both comments and pings are currently closed.

Comments are closed.

Welcome to Evpatoria
Яндекс.Метрика Open Directory Project at dmoz.org