Светлая седмица (семь дней после Пасхи) — единственная неделя в году, когда колокольни православных храмов открыты, до субботы включительно, для всех желающих позвонить в церковные колокола.
В честь праздника Пасхи православные христиане могут в дневное время войти в любую церковь, подняться на колокольню и в присутствии звонаря попробовать своими руками позвонить в малые церковные колокола. Колокольный звон — такой же вид церковного искусства, как церковное пение, как иконопись, этому надо учиться!
Традиция пасхальных перезвонов в России возникла впервые в XVI веке и просуществовала более 400 лет, но была запрещена Советской властью в 1918 году.
Возобновить в России традицию пасхального звона в Светлую седмицу, а также на Рождество, удалось только в 1990-х годах прошлого века.
До революции можно было самостоятельно звонить в церковные колокола ещё и в день тезоименитства государя-императора.
Число колоколов в церкви жестко не регламентируется. На колокольнях в больших соборах, обычно, не менее четырех колоколов. Большой колокол (благовест) задает ритм всему церковному колокольному звону.
Три маленьких колокола создают трезвон, но маленьких колоколов может быть и больше. Количество и размер колоколов зависят от размеров звонницы и доходов церковного прихода. На Руси все церковные общины, купцы, князья и цари всегда соревновались в отливке колоколов в своих городах. Считалось, чем тяжелее церковные колокола — тем больше славы городу.
Знаменитый на весь мир Царь-колокол, стоящий на Ивановской площади Московского Кремля, никогда не звонил. Он весит около 200 тонн.
В Музее колоколов считают странной саму идею отливки Царь-колокол, ведь, известно, чем тяжелее колокол, тем тише он звучит. Даже если бы Царь-колокол не треснул и его бы водрузили на колокольню, неизвестно, зазвонил бы он или нет, и многие ли прихожане смогли бы его услышать.
Вес главного колокола храма Христа Спасителя — 30 тонн. А самый большой колокол России сегодня находится в Троице-Сергиевой лавре, его вес 72 тонны.
Настоящий церковный звон колоколов не сможет заменить никакая техника.
В измайловском Музее колоколов есть образцы колоколов XVII, XVIII и XIX веков. Церковный колокол живёт 200 — 300 лет, потом он трескается, но не умирает окончательно. Расколотый колокол отправляется на переплавку и звучит во вновь отлитом «собрате»-колоколе. Жизнь церковного колокола вечна.
8 (19) ноября 1778г. из Бахчисарая и Гёзлёва П.А. Румянцеву было отправлено «Прошение правительства Крымского старейшин к его сиятельству генерал-фельдмаршалу графу Петру Румянцеву-Задунайскому», с жалобой: «…осмеливаемся донести, что в противность нашего мусульманского закона, в городе Козлове начали в колокола звонить, чем весь народ в глубочайшее уныние приведен… просим повелеть сию для народу необычную и закону нашему весьма противную новость, совсем оставить…».
Хотя имя Александра Васильевича Суворова в этом послании не упомянуто, но, очевидно, именно генералиссимус Суворов, как истинно верующий православный христианин, решительно отказал старейшинам Крымского правительства и посчитал приказ о запрете на колокольный звон в православной церкви приказом ущемляющим права христианского православного населения Гёзлёва (Евпатории), и те обратились к П.А. Румянцеву. Известно, что Александр Суворов регулярно посещал православный храм Евпатории и даже пел в церковном хоре Свято-Николаевского собора.
По материалам журнала «Историческое наследие Крыма», 2014 г.
А какой чудесный вид на Каламитский залив Чёрного моря открывается с высокой колокольни собора Святого Николая в Евпатории.
Вид на мечеть Хан-джами и собор Святого Николая с колокольни церкви Святого Ильи в Евпатории.