По-настоящему хороших учителей, о которых можно сказать, что это – учитель от Бога, к сожалению, не так уж много. Для того, чтобы им стать, мало просто знать предмет, мало уметь его объяснить другим, – нужно прежде всего любить и понимать детей, тогда любовь и понимание становятся взаимным чувством.
24 сентября исполнилось бы 100 лет со дня рождения Федора Александровича Бартенева – Педагога с большой буквы, внесшего в историю нашего города неоценимый вклад и сумевшего сочетать в себе качества учёного, психолога и любящего отца.
Вместо биографии
Жизненный путь Федора Александровича был весьма нелегок, но безумно интересен. В нем было все – и учеба, и война, и любовь… Причем любви, наверное, было больше всего: любви к жене, детям, ученикам и, конечно же, к математике. Эта наука была для него целым миром, который он не уставал познавать снова и снова и который с огромным удовольствием открывал для других. Своей несколько фанатичной страстью к математике этот удивительный человек умудрился заразить сотни учеников, что во многом определило их успешное будущее.
Родился Федор Бартенев 24 сентября 1916 года в Нальчике в семье ректора Ростовского университета, который позднее стал одним из основателей Казахстанского университета. Школьные годы будущего педагога прошли в Московской опытно-показательной школе-интернате имени А.Н. Радищева.
В 1939 году Федор Александрович с отличием окончил физико-математический факультет Московского педагогического института имени Карла Либкнехта и начал педагогическую деятельность в Иркутске. В годы Великой Отечественной войны он служил в рядах Советской Армии. Затем участвовал в войне против милитаристской Японии. В жизни Бартенева нашлось место и для подвига: за взятие укрепрайона города Хайлар он был награжден медалью «За боевые заслуги». В наградном листе сохранилась запись: «В бою за овладение участком Хайларского укрепрайона сержант Бартенев Ф.А. лично с поля боя под огнем противника и во время контратаки вынес четырех раненых бойцов и семеро убитых с их оружием».
В ноябре 1945 года Федор Александрович демобилизовался и прибыл в Евпаторию, где с 1930 года жила его мать. Здесь уже он продолжил свою работу учителем физики и математики в средней школе №3 (сейчас это один из корпусов гимназии им. Ильи Сельвинского). Затем долго работал в СШ №10 (другой корпус этой же гимназии). Последний год работы педагог провел в школе-новостройке №6.
Учитель – его призвание.
В 1957 году Федор Бартенев окончил аспирантуру в НИИ педагогики УССР в Киеве. Но не научная работа, а живая практическая деятельность учителя оказалась его истинным призванием. Он сумел передать свою увлеченность математикой и ученикам, и коллегам. Он был одним из тех, кто в 1963-м организовал в Евпатории ЮМШ – юношескую математическую школу, а затем математические классы. Это было в те времена, когда математические школы в стране делали первые шаги.
Создание математических классов, шахматных кружков и клубов, развитие в детях любви к математике, стремление увлечь школьников учебой, а не заставить бездумно зубрить предметы, – вот главные цели, ради которых жил и работал Федор Александрович. Там, где другие видели просто класс, пару десятков детей, которым нужно объяснить новую тему, этот талантливый учитель всегда замечал личности, живых людей со своими проблемами, переживаниями и желаниями. И его педагогическое искусство заключалось в том, что он любил и уважал каждого ученика, вне зависимости от успеваемости. Он их понимал, выслушивал и уже затем находил индивидуальный подход к каждому: кого-то нужно было просто заинтересовать, кого-то похвалить, кого-то подстегнуть, а кому-то и бросить вызов. И это работало! Дети любили учителя и его предмет. И, возможно, не все стали великими учеными, не все связали свою жизнь с точными науками, но предмет знал каждый. И что важно, Федор Александрович преподавал детям не только математику или физику. Своим примером он давал ребятам один из главных уроков в их жизни: учил их быть людьми, любить и уважать окружающих.
Спустя много лет бывшие ученики с любовью вспоминают о своем любимом учителе. Вот что рассказывает о Федоре Бартеневе кандидат физико-математических наук, доцент МИФИ, а ныне пенсионер, работающий в московском представительстве одной из фирм Германии, В. Мальцев:
– Был у Федора Александровича один интересный приём. Во время урока, объяснял ли он сам или кто-нибудь из нас стоял у доски, внезапно поднимал с места, как правило, увлеченного чем-то другим персонажа и вежливо просил повторить то, что было сказано только что. В девяти случаях из десяти (приблизительно столько «жертв» за урок он вспугивал и поднимал) ответом было молчание или невнятное бормотание. Мгновенно следовало радостное: «Оценка «два», садитесь, пожалуйста!» И весь класс весело смеялся. За правильный ответ – «Оценка «пять», садитесь, пожалуйста!» Других оценок не бывало. Так к концу четверти против каждой фамилии было множество оценок, среди которых всегда красовалась двойка. Возможность исправить на пятерку такую двойку Федор Александрович давал любому, кто мог продолжить его мысль, когда он прерывал объяснение нового материала и спрашивал «Кто хочет сказать, что из этого следует?». В этих случаях оценивался только правильный ответ, «Оценка «пять», садитесь, пожалуйста!», и пятерка, в отличие от внезапной двойки, полновесно влияла на итоговую четвертную оценку.
Таких рассказов множество. И каждый ученик говорит о Федоре Александровиче с улыбкой, любовью и легкой грустью. А это – лучший показатель того, что педагогом он был поистине великим.
Главное достижение
За годы своей жизни Федор Александрович смог достичь многого. Он стал почётным гражданином Евпатории, был заслуженным учителем Украины, кавалером ордена Ленина и многих других орденов и медалей. Его именем названа одна из улиц нашего города… Только это тот редкий случай, когда человек делал свою работу с полной самоотдачей не для получения каких-либо наград, а для достижения хорошего результата именно в этой вот работе. Его не волновало, назовут ли его именем улицу, он больше переживал о том, будет ли у одаренных школьников возможность заниматься математикой соизмеримо с их способностями.
О достижениях Федора Бартенева можно писать целые книги. Это слишком объемная тема для газетной публикации, поэтому нам бы хотелось остановиться на главном его успехе – сыновьях. Ведь, несмотря на то, что 34 года назад Федор Александрович покинул этот мир, он все ещё живёт с нами. Живёт в своих учениках и главное – в своих детях, которые вот уже много лет продолжают его дело. И, надо заметить, продолжают вполне успешно.
Его старший сын Владимир Бартенев в точности повторяет путь отца: его любят и уважают школьники, и через эту привязанность в сердцах учеников рождается стремление к учёбе, любовь к математике, желание чего-то достичь. А это, согласитесь, дорогого стоит.
Владимир Бартенев, как и его отец, не считает, что математика – главный предмет в жизни человека. Нет. Он вполне отдает себе отчёт в том, что некоторым эта наука может быть не дана или же просто не интересна. От таких детей педагог лишь требует необходимый для школы минимум, а их родителям не советует заставлять школьников через силу зубрить нелегкий предмет.
– Если человеку не дана или не интересна математика, это ведь не катастрофа. Каждый хорош в чём-то своём. А дети – они ведь все разные! И зачем пытаться сделать посредственного математика из человека, который в будущем вполне может стать талантливейшим писателем или художником? – говорит Владимир Федорович.
И он абсолютно прав. При этом на его уроки школьники идут с радостью независимо от наличия или отсутствия способностей к точным или гуманитарным наукам.
– Владимир Федорович – самый творческий учитель! На его уроках почти никогда не бывает шумно, а если и случается – он всегда знает, как привлечь наше внимание и добиться тишины. Он никогда не повышает голос. С ним интересно, а в праздничные дни он может рассказать нам какую-то поучительную историю из своей жизни, – наперебой рассказывали ученики Владимира Бартенева корреспонденту «ЕЗ».
И видно было, что своего учителя дети любят, уважают, они доверяют ему. А детская привязанность – дар поистине бесценный. Дети интуитивно чувствуют, хорошие или плохие люди их окружают, а любовь и доверие дарят в основном в ответ на столь же искренние чувства. Если педагог умеет правильно распоряжаться этим даром, умеет направить его в нужное русло – это педагог от Бога. Таким был Федор Бартенев, таким же стал и его старший сын Владимир Федорович.
Нельзя не упомянуть и об успехах Александра Бартенева – младшего сына Фёдора Бартенева. Бог щедро одарил семью Бартеневых такими качествами, как ум, логика, настойчивость, терпение и целеустремленность, поэтому каждый из её членов многого добился в своей жизни. Вот и Александр Федорович – профессор, учёный, имеющий открытия и печатные работы по биологии. Всю свою сознательную жизнь он преподавал на кафедре зоологии и экологии животных Харьковского государственного университета. И если старший сын пошёл по стопам отца, то младший стал продолжателем дела своего деда-энтомолога, в честь которого его и назвали, – Александра Николаевича Бартенева. В частности, младший сын Федора Александровича написал более десятка статей для «Красной книги Республики Крым», изданной в 2015 году.
Понятно, что сыновья добились таких успехов сами, без посторонней помощи. Главная заслуга отца и педагога в том, что он сумел вырастить и воспитать своих сыновей настоящими людьми, с неутолимой жаждой познания и любовью к науке, с добрыми сердцами, вмещающими любовь и понимание к каждому ученику и студенту.
Федор Александрович мог бы сейчас гордиться своими детьми, успехами своих учеников, преображением нашего города, благоустройством всей школьной жизни. Всё, к чему стремился и чего добивался учитель Бартенев, воплотилось в жизнь: практически в каждой школе города есть математические классы, юные евпаторийцы побеждают на математических олимпиадах, успешно защищают работы в МАН, в этом году в нашем городе работал первый летний математический лагерь. А в евпаторийском учебно-воспитательном комплексе «Интеграл» уже много лет успешно работает Владимир Федорович Бартенев, продолжатель дела отца, увлечённый «царицей наук» — математикой, и увлекающий сотни одарённых учеников в гармоничный мир точных расчётов.
По материалам статьи Людмилы Пушкиной, опубликованной в газете «Евпаторийская здравница» №72 (19195) от 23.09.2016 г.