Пегас на монетах.

Развитие торговли в античном мире привело к появлению первых монет. Независимые государства — полисы стали чеканить свои монеты и изображать на них символы связанные со своей историей, названием города, правителем, божеством-покровителем.

Таким образом, монетные дворы старались выпускать монеты легко узнаваемые гражданами среди прочих. Выпуск государством – полисом своих денег подчёркивал высокий статус государства и надёжность в торговле.

Коринфский серебряный статер: на аверсе крылатый Пегас, под ним греческая буква Ϙ, ϙ (каппа), заимствована из финикийского алфавита (буква Ф — коф).  Название города Коринф происходит из языка пеласгов, основавших Коринф в догреческой микенской цивилизации. Архаичное название Коринфа -Ϙόρινθος, начиналось с буквы Ϙ.  На реверсе монеты  изображён  ведический знак «свастие» — свастика.

Суверенное государство Античная Керкинитида — самая  маленькая демократическая республика античного мира, возникла в VI в. до н. э. (483 г.г. до н.э.) и первые 200 лет своего существования выпускала свои монеты. Монеты античной Керкенитиды были подобны монетам Ольвии -«OV»  и имели вид маленьких дельфинов или рыбок, но обозначенных буквой «К». В краеведческом музее Евпатории хранятся монеты Керкинитиды, найденные во время археологических раскопок в центре города.

Одним из крупнейших полисов-государств был Коринф. Монетный двор Коринфа  в течение 250 лет чеканил свои коринфские статеры, которые были весьма популярны и успешно использовались в торговле на западе греческого мира примерно с 550 г.до н.э.

Конкурентами в торговле Коринфа оставались Афины и Фивы, которые также выпускали свои монеты. Пелопоннесская война началась в 431 г.до н.э между Коринфом и Афинами из-за спора о праве обладания колонией Керкирой (или Керкеей, Корфу).

Коринфский 1 статер (по весу = 8.7 гр.) соответствовал 3 драхмам (по 2.9 гр.). На аверсе коринфского статера был изображён крылатый конь Пегас, скачущий влево, под ним буква Ϙ, ϙ (каппа), имеющая числовое значение 90. Каппа первая буква в архаичном написании названия города (όρινθος). Каппа заимствованная из финикийского алфавита: буква— коф.

ПЕГАС.  История мифического крылатого Пегаса тесно связана с Коринфом. По легенде в Коринфе у источника находилось стойло Пегаса. Более удачного и общеизвестного по мифам и понятного каждому греку символа процветания и силы, чем крылатый Пегас, трудно найти для эмблемы Коринфа.

Пегас был и первым символом и гербом Коринфа. Изображение богини Афины в коринфском шлеме было очень популярным не только в Коринфе, но и на всём Пелопоннесе и за его пределами. Не желая отставать от Коринфа, Афины также начинают выпуск собственных монет с изображением покровительницы города богини Афины, но не в коринфском, а в аттическом шлеме, с высоким гребнем.

В  сюжетах Коринфской керамики часто повторяется образ богини-воительницы Афины в коринфском шлеме.

В  344 г.до н.э. Тимолеон, пришедший, благодаря помощи Коринфа, к власти на Сицилии, сдал чеканить монеты с изображением Афины в коринфском шлеме. На реверсе был изображён летящий на крыльях Пегас.

Римский правитель в греческом коринфском шлеме

В Эллинистический период коринфская драхма ценилась очень высоко и была равна аттическому тетроболу и эгинской гемидрахме. Такое соответствие коринфской драхмы трём денежным системам (Аттике и Эгине) обеспечивало драхме самое широкое хождение на Пелопоннесе. Высокое качество чеканки коринфской драхмы и высокохудожественное изображение Пегаса также способствовали популярности денег, выпущенных монетным двором Коринфа.

Столь привычное изображение Пегаса на монетах стали использовать и в ранней Римской республике и также в Римской империи.

ОЛЬВИЯ. Необходимость установления торговых отношений между греческими городами-государствами (колониями или апойками – «ἀποικία» — «выселение») и местным населением способствовало возникновению монетных дворов в городах и увеличению количества выпускаемых монет.

В начале VIII века до. н.э. появилось большое количество греческих колоний в Италии и на побережье Понта Эвксинского (Чёрного моря). На Римских монетах (41 года до н.э.) крылья Пегаса украшают шлем правителя.

Греческие города-государства (колонии) в Северном Причерноморье представляли собой своеобразные торговые центры, предоставлявшие посреднические услуги в торговле древней Греции с народами, населяющими не только побережье Понта Эвксинского , но западное побережье Малой Азии и острова.

Началом обширной греческой колонизации положили выходцы из Ионии. В  V в. до н.э. колониальная экспансия греков происходит более динамично, это связано с неудачным восстанием Ионических городов против персидского владычества, после которого многие греки просто вынуждены были бежать из Ионии.

Греки Ионии поклонялись Деметре – богине земли и плодородия и Аполлону, поэтому они не только строили храмы своим богам, но и часто изображали своих богов на монетах.  На монетах часто были отражены и мифические сюжеты древней Греции: изображали Аполлона в виде дельфина и все помнили этот миф о превращении Аполлона в дельфина, и поклонялись Аполлону Дельфийскому в Дельфах.На  монетах многих приморских греческих городов изображался дельфин. Четыре точки изображались на монетах, как знак плодородия, зёрна, которые дадут всходы.

Колесо — символ солнца, зёрна — засеянное поле — символ плодородия и богатства

Одной из самых крупных торговых колоний древней Греции была Ольвия – отсюда греки вели широкую торговлю с северным Причерноморьем и Великой Скифией, размеры которой были столь обширны, что достигали и северных морей, и терялись в бескрайних просторах за Рипейскими горами (Уральские горы). На римской монете изображён на аверсе скачущий конь и 4 выпуклые точки -4 зерна-знак засеянного поля; на реверсе монеты колесо с шестью спицами с зерном в центре- символ солнца и вокруг 4 зерна- символ плодородия и достатка.

Древнегреческая колония Ольвия была богата зерном, отсюда его вывозили в  густонаселённые греческие полисы в обмен на греческое вино и производственные товары.

В VI в.до н.э. в Ольвии использовались монеты различных размеров и материалов: медь, бронза, серебро, золото.

Первые монеты Ольвии делали в виде литых медных дельфинов, на аверсе с двумя буквами OЛ (Ольвия). В  середине VI в.до н.э. эти монеты приносили в храм Аполлона в качестве жертвоприношения. К IV в. до н.э. большая часть серебряных и медных монет уже чеканились, а не отливались, как это было принято вначале.

Чеканить монеты впервые стали на острове Эгина, здесь же был впервые разработан стандарт мер драгоценных металлов, за эталон был повсеместно принят эгинский талант.

Вследствие упадка экономики острова Эгины и усиления роли Афин в греческой торговле, серебряные монеты Ольвии стали чеканиться по Аттическому, а не по Эгинскому стандарту, как было ранее. На аверсе монеты изображена богиня Афина в Аттическом шлеме.

На монетах стали чаще изображать богиню Деметру и орла несущего дельфина.

В 320-300 гг.до н.э на бронзовых монетах Ольвии появились новые образы – это речное божество Борисфен, так в древности называлась река Днепр. На реверсе монеты изображался символ речного бога Борисфена двусторонний топор — сагарий или сагарис – σαγαρις – скифский топор, на лидийском наречии  «секира« или по-гречески -лабрис и лук в колчане – все символы,  изображённые на монете имеют прямое отношение к индоевропейской культуре, языку и традициям Скифии. Геродот в «Истории» упоминает «топоры-сагари», как традиционное оружие скифов, древнее оружие праславянских племён, а также секира — символ верховного Бога.

Секира или двусторонний  топор почитался символом Зевса Критского.  При раскопках Кносского дворца на острове Крит были найдены гигантские двусторонние топоры лабрисы, высотой выше человеческого роста, что говорит о поклонении жителей Крита этому оружию.

К концу IV в.до н.э. в чеканке Ольвии произошли значительные изменения.

Общий упадок статуса Ольвии отмечен использованием штемпелей и метала низкого качества.  После смерти Александра Македонского империей стали управлять его военачальники — диадохи, начавшие между собой войну за раздел государства. Во многом  упадку Ольвии способствовали военные действия против Скифов, и как следствие, нарастающее напряжение между Ольвией и соседствующей Скифией.

Воевать со Скифией было не просто, для увеличения численности населения и защиты Ольвии, всем жителям было обещано списание долгов, рабам — свобода, а иностранцам — гражданство. Списание долгов стало причиной дальнейшего ухудшения экономики Ольвии и девальвации её монет.

Ольвия продолжала выпускать золотые и серебряные монеты, но более низкого качества. Литые большие медные монеты были изъяты из обращения и заменены на более мелкие, на которых, по-прежнему,  изображали Деметру, Аполлона и дельфина.

Начиная с III в.до н.э. монеты Ольвии уже не имели обращения за пределами города, который потерял статус важного торгового центра. Ольвия прекратила чеканить свои деньги и перестала считаться греческой колонией, а подчинилась новому Римскому порядку, как и все колонии Северного Причерноморья.

 

You can leave a response, or trackback from your own site.

2 Responses to “Пегас на монетах.”

  1. astounder:

    А как выглядели монеты Керкинитиды? Может я что-то упустил — они есть здесь на иллюстрациях?

  2. admin:

    Здесь на иллюстрациях представлены монеты с Пегасом — древняя Греции (Коринф) и Рим, а также монеты с дельфином из Ольвии.
    Монеты-рыбки Керкинитиды можно посмотреть здесь http://www.evpatori.ru/kerkinitida-vozvrashhaetsya.html

Leave a Reply

spam protection *

Welcome to Evpatoria
Яндекс.Метрика Open Directory Project at dmoz.org