Первая железная дорога из Балаклавы в Севастополь

Балаклава, вид с берега

Балаклава, вид с берега

С 1784 года в Балаклаве находился не только военный, но и торговый порт Российской империи. Что означает название — Балаклава?

В 1808 году в Балаклаве появились таможенная застава и карантин, но так и не получил дальнейшего развития в качестве торгового порта, из-за использования Балаклавской бухты, как военной гавани русских кораблей, и конкуренции торговых портов Феодосии, Евпатории и Керчи. В то время в Балаклаве проживало немногим более тысячи жителей, и она походила на большую деревню. В городе имелась только одна улица, довольно узкая и не имеющая никаких примечательных зданий.


В 1851 году инженер-капитан корпуса инженеров и техников морской строительной части Юлиус Карлович Амелунг составил генеральный план благоустройства Балаклавской бухты, но осуществить план не успели – началась Крымская война ( 1853-1856 гг.) и оборона Севастополя (1854 — 1855). 

В период Крымской войны 1853-1856 гг. недостаток транспортных средств и плохие дороги затрудняли доставку орудий и боезапасов к боевым позициям. Англичане с зимы 1853 г. вели осаду против третьего русского бастиона, однако у них не хватало орудий, снарядов, и не было ни дорог, ни транспорта, чтобы всё подвезти.

Высадившись к северу от Севастополя, британцы в сентябре 1854 года создали базу в узкой гавани Балаклавы, примерно в 13 км к югу от Севастополя. Первая бомбардировка Севастополя, началась 17 октября 1854 года. Британцы надеялись, что бомбардировка будет эффективной, а осада Севастополя будет недолгой и закончится капитуляцией до наступления зимы. Однако русские взорвали один из французских оружейных складов, и у англичан вскоре заканчивались боеприпасы и припасы. Приближалась зима, и с наступлением непогоды дорога стала практически непроходимой. В переполненный порт Балаклавы прибывали припасы, но было невозможно передать их осаждающим войскам, которые все больше страдали от болезней, обморожений и недоедания. Условия в самой Балаклаве также ухудшались. Сардиния присоединилась к войне в конце 1854 года

Уильям Говард Рассел (William Howard Russell). - специальный корреспондент газеты "Таймс"

Уильям Говард Рассел — специальный корреспондент газеты «Таймс»

Специальным корреспондентом газеты The Times Уильям Ховард Рассел передал правительству Британии новости об этих условиях в Балаклаве.

В 1854 году один из ведущих железнодорожных подрядчиков того времени, инженер Сэмюэль Мортон Пето (англ. Sir Samuel Morton Peto, 1st Baronet; 1809 – 1889), в партнёрстве с Эдвардом Беттс (Edward Betts) и Томасом Брасси (Thomas Brassey) без какого-либо контракта или личной выгоды, предложили построить Большую Крымскую центральную железную дорогу для перевозки грузов из порта Балаклавы британским войскам осаждающим Севастополь. Британец Дональд Кэмпбелл, организовал создание причала в Балаклаве, где можно было бы выгружать железнодорожные материалы, с прилегающей к нему площадкой.

Британские суда для перевозки железнодорожных материалов и людей, состояли из семи паровых и двух парусных судов общим водоизмещением 5491 тонна и мощностью 900 лошадиных сил: винтовой пароход «Леди Алиса Лэмбтон» («Lady Alice Lambton»), «Great Northern», «Граф Дарем» («Earl of Durham»), «Барон фон Гумбольдт «(Baron von Humboldt»), «Гесперус» (Hesperus), «Принц Уэльский»(Prince of Wales), пароход «Ливан» (Levant), парусник-клипер «Уайлдфайр» (Wildfire). Флот из Британии отправился в плавание 21 декабря и прибыл в Балаклавскую бухту в начале февраля 1855 года.

Для строительства первой крымской железной дороги из Англии доставили 1800 тонн рельсов и  креплений,  6000 шпал, 300 тонн досок и оборудования, включая стационарные двигатели, два локомотива, краны, свайные двигатели, грузовики, вагоны, тачки, блоки, трос, кирки, прутья, инструменты для кузниц, плотников и даже машину для забивания свай. Британские суда перевозили группами по 50- 80 или по 500 рабочих; каждую партию рабочих возглавлял бригадир и помощник, а также хирург.

В течение трёх недель после прибытия английских кораблей с материалами и людьми железная дорога начала работать, и за семь недель было проложено 7 миль (11 км) пути. Строили дорогу член конгресса Кол Вильям Мурдо и главный инженер Джеймс Битти. Железная дорога стала основным фактором успеха англичан в осаде Севастополя.

железная дорога в балаклаву-Simpson, William, 1823-1899

К 8 февраля 1855 года, менее чем через неделю после разгрузки в Балаклавской бухте, британские инженеры и рабочие прокладывали первые рельсы на главной улице Балаклавы. К 13 февраля железная дорога достигла отметки в 300 ярдах (274 метров) от города, а 19 февраля она была у Кадикой. Железная дорога начала действовать 23 февраля, когда конные упряжки были доставлены из Балаклавы в Кадикой. Это произошло через 15 дней после начала укладки первых рельсов и примерно через три недели после прибытия флота в порт Балаклавы. Железнодорожная станция в Балаклаве расширялась, строились жилые помещения для рабочих и для хранения материалов. К 26 марта железнодорожная линия была завершена до вершины перевала, и первая партия груза была доставлена на склад британской штаб-квартиры. Менее чем за семь недель было проложено 7 миль (11 км) пути. балаклава

Рельсовый путь тянулся по обеим берегам Балаклавской бухты, и у пристани были построены железнодорожные разъезды. Путь шёл по долине до деревни Кады-коя, рядом с церковью во имя Св.Троицы, поворачивал на запад, огибая холм, названный англичанами Французским, затем на север – до главной квартиры английской армии и заканчивался у Воронцовского шоссе. В районе Кады-коя отделялась построенная позже была построена ещё одна железнодорожная ветка – к подножию горы Гасфорта, где находились позиции сардинцев, прибывших на помощь союзникам в Балаклаву в первой половине мая 1855 года. Общая протяженность железной дороги составила около восьми миль.

С 2 апреля 1855 года по крымской железной дороге курсировал первый в мире госпитальный поезд, перевозивший больных и раненых с плато в Балаклаву. В начале июля 1855 года строительная компания подрядчиков Пето, Брасси и Беттс передала управление железной дорогой полковнику Уильяму Мак-Мердо (William McMurdo), который был назначен руководить новым армейским отделом — Сухопутным транспортным корпусом. Подполковник Феликс Уэйкфилд (Felix Wakefield) взял на себя командование Корпусом армейских заводов.

Осада Севастополя, вид с Новых 32 фунтовых батарей

Осада Севастополя, вид с Новых 32 фунтовых батарей

Существование железной дороги для британских оккупантов означало, что на плато было доставлено достаточно припасов и вооружений для возобновления атаки против русских. Вторая бомбардировка Севастополя началась 9 апреля 1855 года и продолжалась десять дней. Увеличение количества боеприпасов означало, что британцы в союзе с французами и турками провели 6 июня третью бомбардировку Севастополя,  за этим последовала атака 7 и 8 июня, имевшая ограниченный успех. Еще больше боеприпасов было доставлено по железной дороге, и 17 июня произошла четвертая бомбардировка Севастополя, однако последующая атака провалилась.

панорама Оборона Севастополя

Русские войска потерпели значительное поражение в битве на Чёрной 16 августа 1855 года. Пятая бомбардировка Севастополя проводилась в течение пяти дней с 17 августа с целью уничтожить как можно больше российских оборонительных сооружений. За Шестой бомбардировкой Севастополя последовала успешная атака союзников Британии 8 сентября, в результате чего осада закончилась двумя днями позже.

Вначале англичане предполагали, что локомотивы будут везти вагоны поезда. Однако локомотивы паровозов не могли преодолеть крутизну некоторых возвышенностей. Тогда локомотивы поставили наверху самых крутых подъёмов и они приводили в движение барабаны с тросами, с помощью которых и затаскивали на возвышенности грузовые железнодорожные составы. На остальном пути вагонетки и платформы передвигались с помощью мулов и лошадей.

Из-за поспешности строительства железной дороги ей грозила серьезная опасность из-за погодных условий приближающейся зимы. Уильям Дойн снова в короткие сроки организовал создание новых линий высшего качества. К 10 ноября 1855 года между Балаклавой и британской штаб-квартирой было проложено 10 км пути. Линии к сардинской и французской штаб-квартирам также проложен железнодорожный путь.

Во время второй зимы в Крымской войне поставки по железной дороге были другими. Осада Севастополя закончилась, перевозка боеприпасов была менее важна, однако британским войскам и их союзникам были нужны продовольственные припасы, тёплая одежда,  книги и медикаменты, хижины, заменяющие палатки. Полковник Макмердо больным покинул Крым 1 декабря, передав контроль над железной дорогой полковнику Эдварду Уэтероллу (Edward Wetherall).

После завершения строительства Сардинской ветки железная дорога в целом, это было около 14 миль (23 км) плюс несколько миль подъездных железнодорожных путей и петель.

После окончания блокады Севастополь лежал в руинах. Царь Николай I умер 2 марта 1855 года, и новый царь Александр II начал мирные переговоры. Военные действия между Британией, Францией, Турцией и Сардинией и Россией закончились 29 февраля 1856 г., а Парижский мирный договор был подписан 30 марта 1856 г.

После войны англичане разобрали железную дорогу и продали её Турции.

 

Both comments and pings are currently closed.

Comments are closed.

Welcome to Evpatoria
Яндекс.Метрика Open Directory Project at dmoz.org