До принятия Христианства существовали древние языческие праздники, от которых не смогли отказаться многие народы принявшие христианство. Одним из языческих праздников был праздник встречи весны и ритуальные пляски вокруг священного майского дерева. Древо Мира или расцветающее майское дерево было символом просыпающихся сил природы и плодородия, оно связывало небо и землю в одно целое для жизни и процветания. Северные народы называли 1 мая днём Майской Королевы, а германцы, англичане, чехи, словаки некоторые другие народы в это время водили хоровод вокруг Майского дерева…
Праздник плодородия, весны и труда.
Кельты в ночь на 1 мая отмечали праздник Белтейн и зажигали огонь. Богиня Бригантия или Бригит, подобно богине Весте, была одновременно богиней земного плодородия и огня, её жрицы зажигали священный огонь в святилище. Бригантия в британских и ирландских надписях — «бриг» = «сила» или «ремесло», в уэльских — «бри» =«честь», «слава».
Легенды рассказывают о том, что друиды — сыновья богини прорицательницы Бригиты, три бессмертных бога мудреца прибыли в Ирландию 1 мая — в праздник Бельтайн, и научили людей всем ремёслам. Не зря 1 мая мы отмечаем, как день Труда.
Древние кельты совершали магические ритуалы в центре мегалитического круга на холме «Beltany»(Бельтайн), примерно в 3000 году до н.э., с тех пор и сам языческий праздник стал называться Bealtaine — Бельтайн, или «огонь Беля» иль Белобога; это ирландское божество сопоставимо с галльским Беленусом. Согласно древним легендам, язычники кельты собрались вместе на вершинах холмов, чтобы зажечь священный огонь в честь солнца, и наступления нового сельскохозяйственного года.
В древности у кельтов существовала легенда о том, что богиня изобилия Дану, подарила людям своего племени знания и они стали — Туату-де-Данаан — — «люди науки, которые были богами», «Дананн» означает слово «дан» = «знание». Эквивалентами богини Дану и её народа Туата-де-Данан в уэльской истории являются богиня Дану и её дети. Богиня Дану отождествляется с богиней знания Деа. Из «Разговора двух Мудрецов»:
«Я СЫН Ремесла,
Ремесла, сына Внимания,
Внимания, сына Размышления,
Размышления, сына Знания,
Знания, сына Вопроса,
Вопроса, сына Поиска,
Поиска, сына великого ЗНАНИЯ,
Великого Знания, сына Великого Разумения,
Великого Разумения, сына Понимания,
Понимания, сына Ума,
Ума, сына трёх богов Ремесла» [Пер. С. В. Шкунаева.]
Бельтайн (Bealtaine) был одним из четырех крупных кельтских фестивалей древней Ирландии, его отмечали 1 мая в ознаменование начала лета.
«Первый день мая должен был, по представлениям кельтов, являться моментом рождения летнего солнечного бога Луга (Лунгасад)».
С приходом христианства в западную Европу многие языческие традиции канули в лета. Однако, некоторые народы частично сохранили древние обычаи. Немцы до сих пор организуют первого мая гулянья с прыжками через костёр, хороводами и традиционным выбором короля и королевы.
Традиция устраивать массовые майские гулянья в честь прихода весны, начала сельскохозяйственных работ (слава труду!), надежды на плодородие земли (украшение цветами и лентами майского дерева) — этот обычай быстро распространилась по всем соседним странам.
Вплоть до XIX века в России сохранился обычай в день Ивана Купалы зажигать ритуальные костры на вершинах гор: «Купальские огни, зажигаемые в Иванову ночь на Карпатах, Судетах и Корконошах между Силезией и Чехами, представляют великолепное и торжественное зрелище на пространстве нескольких сот верст».
Обращает на себя внимание обилие священных гор с названием «Девичья», «Девин». Они распространены по всему славянскому миру, и нередко с ними связаны очень давние ритуальные традиции. «Девичьи горы» сохранили очень древний, общий всем славянам культ женского божества. (Земледельческие культы праславян. Б.А. Рыбаков, «Язычество древних славян»)
В славянской мифологии 9 — идея вечного колеса жизни и смерти, является символом матриархального начала Вселенной с центральной ролью Великой Матери, чьей функцией было «создание и поддержание Вселенной в форме постоянного цикла возрождения жизни». Её творческим олицетворением является Дева — божественное число 9, символ начала нового цикла следует отнести к слову «Дева» — 9 — «девять». Число 9 на санскрите: нава – náva — новый. Наван — Navan — конец и начало нового цикла; нанва — nanva — девять (месяцев) предшествуют рождению новой жизни.
С приходом христианства церковь усердно вытесняла языческие обычаи многобожия, и к концу ХVIII века народные обычаи славить «богиню трудолюбия» были искоренены. Более популярным стал христианский праздник Пасхи, который ассоциировался с возрождением сил природы, с пробуждением весны.
Однако, языческий обряд встречи весны оказался живучим, поэтому многие народы принявшие христианство, продолжали праздновать приход весны, устраивать маёвки — разжигать костры, водить хороводы 1 мая вокруг «майского дерева», призывая на поля тепло солнца, обращаясь к светилу. Вспоминая свои языческие традиции, древние шотландцы, ирландцы, валлийцы, германцы и многие другие народы и сейчас в народном календаре 1 мая считают праздником весны и труда.
ВТОРОЕ РОЖДЕНИЕ ПЕРВОМАЯ
Первомай в новом виде возродился в конце XVIII века в рабочем движении, выдвинувшем в качестве одного из основных требований введение восьмичасового рабочего дня.
1 мая 1886 года социалистические и коммунистические организации США и Канады устроили ряд митингов и демонстраций. При разгоне демонстрации в Чикаго погибло шесть демонстрантов.
В ходе последовавших за этим массовых выступлений протеста против жестоких действий полиции, в результате взрыва бомбы было убито восемь полицейских. По обвинению в организации взрыва четверо рабочих были приговорены к смерти.
Расстрел демонстрантов, провокация с подрывом бомбы, в результате которой погибли сами полицейские, казнь ни в чём неповинных рабочих не смогли изменить каторжных условий труда, но стали поводом для зарождения новых протестов и бунтов.
Именно в честь первого восстания и появилась в дальнейшем традиция отмечать 1 мая Праздник солидарности трудящихся.
Буквально через три года после исторического события Первомай приобрёл статус международного праздника. На конгрессе II Интернационала в 1899 году, который проходил во Франции, было решено поддержать чикагских рабочих. Поддержка выражалась в проведении 1 мая митингов с социальными требованиями. А сам праздник был назван Всемирным Днём солидарности трудящихся.
ПЕРВОМАЙ В РОССИИ
Российские рабочие не остались в стороне от международной акции. В России 1 мая впервые был отмечен в 1890 году и носил название «День международной солидарности трудящихся». На следующий год в Петербурге состоялась первая маёвка — нелегальное собрание рабочих, устраиваемое обычно за городом в день 1 Мая. С 1897 года маёвки стали носить политический характер и сопровождаться массовыми демонстрациям.
Зерно неповиновения дало свои плоды. В 1912 году на майский митинг вышло 400 тысяч представителей рабочего класса. А в 1917 году по улицам шагали миллионы пролетариев.
В 1917 году 1 мая впервые отпраздновали открыто. Во всех городах страны миллионы людей вышли на улицы с лозунгами коммунистической партии «Вся власть Советам», «Долой министров-капиталистов».
Первый первомайский парад РККА состоялся в 1918 году на Ходынском поле.
1 мая в СССР стал массовым всенародным праздником.
Первомай в СССР был действительно праздником трудящихся, получивших дополнительно два выходных дня. Майские гулянья проходили по всей стране. В этот день люди дружно шли на демонстрацию с транспарантами и цветами. Обязательным атрибутом Первомая был праздничный стол.
Со временем политическая окраска Первомайская поблекла, а на первый план вышла возможность отметить праздничную дату в кругу семьи или с друзьями. Практически до развала Советского Союза (1991) сохранилась традиция проводить первомайские шествия, где поздравления сменялись политическими речами, в знак солидарности со всеми трудящимися.
Политический первомайский праздник постепенно превратился в народный, но сохранил любимые атрибуты в виде шариков, красных флажков. Люди старшего поколения с удовольствием вспоминают то чувство всенародного единства во время шествия праздничных колонн по городской площади, торжественности и ощущением праздничного настроения, приподнятости, ожидания радости, словно в воздухе витала магия весны. Люди труда радовались возможность отдохнуть на природе, в кругу семьи и друзей, что и стало главным символом начала мая.