Первые сведения о славянах.

foto-501

Славяне были известны древнему миру с незапамятных времён. Писатели  Древний Греции и Рима, начиная с Гомера, нередко в своих трудах упоминают о Славянах, называя их венедами, венетами, энетами, антами, ругами, скифами, и сербами. 

Calabria-Tarentum, AR Litra, c.280-228 BC

Calabria-Tarentum, AR Litra, c.280-228 BC

За много веков до нашей эры славянские племена расселились на обширных землях, простиравшихся на север и восток от Карпат. Геродот о реках Скифии. Вследствие  столкновений славян с соседними народами, границы славянских  земель неоднократно значительно изменялись.

В I веке н.э. древнеримский историк, один из самых известных писателей античности Тацит (ок. 58—117 г.г.) упоминает ругов, живущих на южном берегу Балтики, остров Рюген.

Готский историк Иордан (ум. 551 г.)  в сочинении «О происхождении и деянии гетов» (лат. «De origine actibusque Getarum» или «Getica»), указал географические ориентиры границ расселения склавенов (славян).  «Склавены живут от города Новиетуна и озера, именуемого Мурсианским, до Данастра (р. Днестр), и на север — до Висклы (р. Висла); вместо городов у них болота и леса.» («Гетика», 35)

Карта мира по Геродоту (450 г. до н.э.

Карта мира по Геродоту (450 г. до н.э.)

Историк готов  Иордан в «Гетике», сообщает о борьбе готов в Прибалтике с ругами, которые были сильнее готов «телом и духом», но всё же были побеждены готами.

По сообщению Иордана в 454 году часть ругов примкнула к гуннам и потерпела поражение от ругов и гепидов. Побежденные руги и гунны, отступили из Подунавья к Днепру и Причерноморью, а другая часть ругов отступила к Адриатическому побережью.

Племена славян с VII века до н.э. по II век н.э. переселялись то на север под натиском кельтов, германцев, римлян, то на юг и запад  — с III века н.э. и до начала VII века. Некоторые славянские племена достигали Англии, Германии, Голландии, Швейцарии, Италии, Пелопоннеса.

В житие Ивана Пустынника Египтянина (379—395 г.г.) упоминается о «брани воинов русов» с Феодосием (378 — 395 г.г.), последним императором единой Римской империи, о нападении русов на «Селунский град» во время правления римского императора Диоклетиана (284 – 305 г.г.) . Известие восходит к Житию Дмитрия Солунского (ум. 306 г.) —  христианского святого, почитаемого в лике великомучеников.

склавены

На побережье Адриатического моря в северной Италии, увековечилась название славянского племени «венеды» в названии города Венеции. В древних исторических документах Вероны, относящихся к 307—314 годами, славянское племя — руги названы в числе римских федератов.

Во II веке до н.э. славянское племя венедов слилось с римской народностью, но не исчезли в ней. В Венеции до сих пор сохранился свой диалект, но не итальянского, а языка венетов. Точнее, он назывался Veneto Del Mar —  «венето-дель-мар» и  более тысячелетия он был официальным языком Венецианской Республики, его понимали во всех флотах мира и многие морские термины используются и сегодня в навигации.

Память о славянах «венетах», живших II веке до н.э., сохранилась в рукописях древнеримских писателей Страбона, Юлий Цезарь, и др., которые упоминают о венетах арморийских, живших в Арморийской Галлии в Бретани.

В 773—774 годы в Северной Италии русы занимали район Гарды близ города Верона. Известно, что скандинавы «Гардами» называли Восточную Русь. Во французской поэме об Ожье Датчанине (XII—XIII вв.) упоминается русский граф Эрно, возглавлявший русский отряд, защищавший Павию — столицу лангобардов — от войска Карла Великого.

 OdoacerПо сообщениям Иордана в 475 году западно-римский император Юлий Непота был свергнут  его полководцем варваром Орестом. В 476 году  руг полководец Одоакр (433 —493 г.г.), возглавлявший войска ругов, скиров, туркилингов, присоединился к римской армии против узурпатора Ореста. Фактически, Одоакр (Odoacer)  был последним крупным римским полководцем, он низверг последнего императора Западной Римской империи и предоставил скирам 1\3 часть земель Италии. Восточно-римский император Зенон даровал Одоакру титул патриция, но войска провозгласили его королём Италии. В позднейшей традиции его называют русским князем, герулом с острова Рюген, славянским князем. Потомки его будут править в Штирии, а в XII веке также в Австрийском герцогстве. От Одоакра ведут свои родословные и некоторые дворянские фамилии Богемии.

Монеты Пафлагонии

Монеты Пафлагонии

Энеты составляли самую значительную часть древнего населения Пафлагонии (греч. ἡ Παφλαγονία, лат. Paphlagonia) — исторического района на севере Малой Азии, на берегу Чёрного моря. Страбон (Strabo. ХП, 543.) упоминает о вожде энедов  по имени Палемен,  храброе сердце.

Славяне — руги получили места для поселений в городах, прилегающих к Константинополю.

Византийский писатель первой половины XIV века Никифор Григор упоминает о русском князе, занимавшим придворную должность при Византийском императоре Константине Великом (272 -337 г.г.).

Монеты Пафлагонии

Монеты Пафлагонии

Свидетельства о древних славянах у писателей древнего мира, живших в первых веках после Рождества Христова, чрезвычайно скудны.

Причина этого явления заключается она в том, что славяне отличались от своих воинственных соседей спокойствием нрава,  сравнительною кротостью и любовью к земледелию, ремеслам, производству, торговле. Славяне умело защищали свои земли и не заботились о завоеваниях, а потому «гораздо менее прославились у иноземных историков, особенно греческих и римских, и мало уважавших тихое величие народов», но следивших за битвами других народов, занимавшихся грабежами и покорением света, как скифы и  сарматы — соседи и обидчики греков и римлян.

foto-505

Византийский писатель Прокопий Кесарийский  (лат. Procopius Caesarensis, греч. Προκόπιος ο Καισαρεύς; 507 —  565 г.г.),  пишет о славянах и антах.
«Эти племена, славяне и анты, не управляются одним человеком, но издревле живут в народоправстве (демократии), и поэтому у них счастье и несчастье в жизни считается делом общим. И во всем остальном у обоих этих варварских племен вся жизнь и законы одинаковы. Они считают, что один только бог, творец молний, является владыкой над всеми, и ему приносят в жертву быков и совершают другие священные обряды. Судьбы они не знают и вообще не признают, что она по отношению к людям имеет какую-либо силу, и когда им вот-вот грозит смерть, охваченным ли болезнью, или на войне попавшим в опасное положение, то они дают обещание, если спасутся, тотчас же принести богу жертву за свою душу; избегнув смерти, они приносят в жертву то, что обещали, и думают, что спасение ими куплено ценой этой жертвы. Они почитают реки, и нимф, и всякие другие божества, приносят жертвы всем им и при помощи этих жертв производят и гадания. Живут они в жалких хижинах, на большом расстоянии друг от друга, и все они часто меняют места жительства».

В последующее времена истории, когда славяне столкнулись с нашествием на свои земли сильных противников — гуннов, аваров и булгар, которые всё чаще совершали набеги, вооружённые столкновения с беспокойными соседями, заставили славян начать кровавые войны на Дунае с византийскими греками, а на Эльбе с немцами. Иноземные историки стали больше и больше говорить и писать о славянах.

foto-503

По географическому положению земли славян были мало доступны грекам и римлянам. За Карпатами, по представлению  Птолемея, жили древние славяне, названные им одним общим именем «Сарматия».  Обширные территории славянских земель оставались совершенно неизвестными греческим и римским писателям. Однако, и из тех кратких сведений и небольших заметок о древних славянах, в рукописных трудах современных им историков, очевидно, что славяне были весьма многолюдным и оседлым народом. Славяне, традиционно занимающиеся землепашеством, резко отличались от своих кочующих соседей — сарматов, гуннов, аваров. Славяне строили себе дома и возделывали землю, вели торговлю, славились гостеприимством и ласковым обращением с чужеземцами.  Для ведения общественных дел, славяне,  раздробленные на множество отдельных сообществ, избирали из своей среды старшин – князей и бояр, и в повседневной жизни руководствовались своими древними законами, поклонялись одному верховному богу и многим другим божествам природы, принося им в жертву плоды и животных.

foto-511

С конца V и в начале VI века н.э. южные и западные Славянские племена начинают играть заметную роль в истории. Сирийский автор Псевдо-Захарий VI веке упоминает народ рос в Причерноморье.

С  начала V столетия н.э., вслед за падением Западной Римской Империи и гуннов, славянские народы стали осваивать новые территории, расселяться на юг и запад, к реке Дунай и Эльбе. В это время славяне и аньы воевали с греками и германцами.

Византийский  писатель  конца 6  — начала 7 в.в., Маврикий Стратег,  автор трактата о военном искусстве «Стратегикон», пишет о славянах и антах.
«Племена славян и антов сходны по своему образу жизни, по своим нравам, по своей любви к свободе; их никоим образом нельзя склонить к рабству или подчинению в своей стране. Они многочисленны, выносливы, легко переносят жар, холод, дождь, наготу, недостаток в пище. К прибывающим к ним иноземцам они относятся ласково и, оказывая им знаки своего расположения,  охраняют их в случае надобности, так что, если бы оказалось, что по нерадению того, кто принимает у себя иноземца, последний потерпел (какой-либо) ущерб, принимавший его раньше начинает войну (против виновного), считая долгом чести отомстить за чужеземца. Находящихся у них в плену они не держат в рабстве, как прочие племена, в течение неограниченного времени, но, ограничивая (срок рабства) определенным временем, предлагают им на выбор: желают ли они за известный выкуп возвратиться восвояси или остаться там (где они находятся) на положении свободных и друзей?»

С  IX века Русь и Польша достигли наибольшего политического развития и стали заметными и сильными государствами Европы.

Упоминания о славянах до Х века в греческих и римских источниках остаются весьма скудными. Греческие писатели, не отличались обширными познаниями, и оставили нам только одни частные известия о жизни и нравах русов.

Западные соседи славян, германцы, оставили о быте славян сведения, относящиеся ко времени утверждения и распространения в Германии христианства. Сведения о славянах в германских летописях, отнюдь не беспристрастные, а напротив, часто окрашены враждебным отношением к непокорным славянам — язычникам. Германские летописи писали лица духовного звания, занимавшиеся распространением христианства среди славянских народов Европы.

пафлагония--

Пафлагония — южный берег Чёрного моря

 

You can skip to the end and leave a response. Pinging is currently not allowed.

Leave a Reply

spam protection *

Welcome to Evpatoria
Яндекс.Метрика Open Directory Project at dmoz.org