Никефор Ньепс по праву может считаться изобретателем фотографии и первым фотографом, так как он сделал в 1825 году первые фотографии из окна своего дома, фото с голландской гравюры 17 век, с изображением мальчика ведущего лошадь.
Появление фотографии произошло благодаря упорному труду изобретателя Жозефа Никефора Ньепса (1765–1833) из французского провинциального городка Шалон-сюр-Сон (Chalon-sur-Saône) в Бургундии. Никофор Ньепс (Joseph Nicéphore Niépce) родился в богатой аристократической семье королевского советника Людовика XV (1710 — 1774), и дочери известного юриста. Никефор Ньепс получил хорошее образование в колледже Шалона, Труа и Анже, где обучался с 1780 по 1788 год, и в колледже монахов-ораторианцев, готовясь к карьере священнослужителя, но отказался от неё.
В 1801 году вернувшись в Шалон-сюр-Сон, Никофор Ньепс вместе со своим братом Клодом занялся научным исследованиям. Итогом труда французских изобретателей стало создание Pyréolophore — первого в мире четырехтактного двигателя внутреннего сгорания. В 1815 году братья Ньепс получили патент на своё изобретение, с помощью которого можно было передвигаться на лодке по Сене.
В 1816 году Ньепс начал работать над получением фотографического изображения. Изначально использовалась серебряная соль, которая чернеет при контакте с дневным светом.
Никофор Ниепс считается изобретателем фотографии, но прежде он разработал гелиографию, технику, с помощью которой в 1825 году был создан старейший в мире фотографический отпечаток с фламандской гравюры 17 века, нарисованной на листе бумаги.
Никофор Ниепс трудился над совершенствованием процесса литографии, или плоской печати, изобретенной в 1796 году Алоисом Зенефельдером. В качестве формы печати Зенефельдер пользовался тяжёлым баварским известняком — Ньепс же заменил его листом жести. Не имевший способностей к рисованию, Нисефор стал экспериментировать с солями серебра, пытаясь заставить свет рисовать на листе жести.
Копия гравюры — гелиография Ньепса
Экспериментируя на протяжении нескольких лет с абсолютно разными веществами, Ньепс стал проводить опыты с порошкообразным «иудейский битум». Битум затвердевает под воздействием света, а не затвердевшее вещество можно было затем смыть. Изобретатель растворял порошковый битум в лавандовом масле и натирал им стекло, литографический камень, серебряные, медные и цинковые пластинки. Сначала Никофор Ниепс экспериментировал не используя камеру-обскура. Тонким слоем раствора он покрывал стеклянную пластину, высушивал её, накладывал на эту пластину гравюру на промасленной бумаге, и копировал её, экспонируя 2–3 часа под воздействием прямых солнечных лучей. Далее Ньепс отправлял пластину в ванночку с лавандовым маслом и керосином, которые растворяли битум в тех местах, на которые не попал солнечный свет. Потом промывал пластинку водой, и после сушки на ней оставалось слабое мутное изображение гравюры. Не это ещё не были первые в мире фотографии.
Самая старая из известных нам фотографий — «Вид из окна в Ле Гра» — первое фотоизображение, дошедшее до наших дней
Первый успех
В 1826 году при помощи камеры-обскуры Никофор Ниепс сумел получить первое фотографическое изображение, дошедшее до наших дней. Это был вид из окна его мастерской. Экспозиция ярким солнечным светом длилась целых восемь часов. На снимке слабо различимые контуры соседних крыш. Однако именно это «отражение видимого», как сам изобретатель называл изображение, сделанное в камере-обскуре, вошло в историю как первая фотография.
Своему первому снимку Ньепс присвоил название «гелиография» — в переводе с греческого «световой рисунок». Позже гелиографией стали называть первый в истории фотографии способ получения в камере-обскуре закрепленного изображения.
В 1827 году Ньепс представил свой доклад Лондонскому королевскому обществу. Однако изобретатель отказался описать механизм получения устойчивого изображения при помощи солнечного воздействия, пытаясь сохранить его в тайне, но при этом продемонстрировал в своем докладе несколько снимков на металле и стекле. Из-за отказа Ньепса раскрыть секрет своего изобретения Королевское общество его предложение отклонило.
В 1829 году Ньепс в партнерстве с Луи Дагерром (фр. Louis-Jacques-Mandé Daguerre), который также искал средства для создания постоянных фотографических изображений с помощью камеры. Вместе они решили вместо стекла использовать серебряные медные пластинки покрытые серебром, разработали физавтотип, улучшенный процесс, в котором в качестве светочувствительного вещества использовался дистиллят лавандового масла. Процесс экспонирования удалось сократить до тридцати минут. Снимки стали получаться всё более качественными, но не каждая семья готова выстоять перед объективом фотокамеры в неподвижности 30 минут. Был у данного изобретения и один недостаток. Для обработки и получения фотографии приходилось держать медную пластину в тёмном помещении над парами нагретой ртути, а это довольно опасное занятие.
Партнерство изобретателей продолжалось до смерти Ньепса в 1833 году. Луи Дагерр продолжал экспериментировать, в конечном итоге разработав процесс, который внешне напоминал процесс «гелиография» Никефора Ньепса.
Своё изобретение Луи Дагерр (фр. Louis Daguerre) назвал «daguerréotype», но секрета производства фотографии он не открывал.
В 1839 году ему удалось заставить правительство Франции купить своё изобретение от имени народа Франции. Французское правительство согласилось присудить Луи Дагерру ежегодную стипендию в размере 6000 франков на всю оставшуюся жизнь, а также обязалось выплачивать поместью Ньепса 4000 франков в год. Эта договоренность вызвала недовольство сына Никефора Ньепса, который утверждал, что Луи Дагерр пожинает плоды работы его отца.
В некотором смысле, он был прав — в течение многих лет Никефор Ньепс мало удостоился признания за его вклад в развитие фотографии, истратив все свои деньги, полученные по наследству, на различного рода изобретения, но ни одно из его изобретений не сделало Ньепса богатым. Гелиография стала основным его занятием, и он отдал ей все свои силы. Более поздние историки восстановили справедливость и теперь имя Ньепса возродилось из безвестности, и теперь общепризнанно, что «гелиография» Никефора Ньепса была первым успешным примером того, что мы сейчас называем «фотографией» — создание достаточно быстрого и постоянного изображения с помощью воздействие света на светочувствительную поверхность и последующая обработка.