110 лет назад, в декабре 1913 года, совершил свой первый полёт легендарный отечественный бомбардировщик и пассажирский самолёт «Илья Муромец» авиаконструктора Игоря Сикорского.
А спустя ещё год, 23 декабря 1914 года, по указу императора Николая II была сформирована первая в мире эскадра отечественных самолётов Сикорского. Эту памятную дату — 23 декабря принято считать днём создания российской дальней стратегической авиации, Россия празднует День дальней авиации Военно-воздушных сил РФ…
9 февраля отмечается 100-летие гражданской авиации России. В 1923 году был создан Совет по гражданской авиации при Главном управлении Рабоче-Крестьянского Красного воздушного флота.
«Илья Муромец» садится на аэродроме в Санкт-Петербурге, 1914 г.
Во время полёта пассажиры могли выходить на прогулочную палубу на крыше салона и даже ходить по крыльям самолёта, и это не нарушало равновесия «Ильи Муромца»
16 пассажиров, не считая собаки
Детище известного русского авиаконструктора Игоря Сикорского «Илья Муромец» стал первым в мире бомбардировщиком и первым пассажирским самолётом.
Самолёт Сикорского впервые в истории авиации был оснащён отдельным от кабины комфортабельным салоном, спальными комнатами и даже ванной с туалетом. На борту «Ильи Муромца» имелось отопление, с помощью выхлопных газов двигателей, и электрическое освещение. Для пассажиров выходы на консоли нижнего крыла были расположены по бортам самолёта.
Уже 12 декабря 1913 года самолёт установил рекорд грузоподъёмности – он поднял 1100-килограммовый груз на высоту 1 километр. Предыдущий мировой рекорд грузоподъёмности был поставлен на французском самолёте «Соммер» и составлял 653 кг. Во Франции 4 марта 1911 г. на самолёте «Соммер» был совершён рекламный полёт с 11 пассажирами-мальчиками.
В феврале 1914 года Сикорский совершил на «Илье Муромце» полёт с 16 пассажирами и одной собакой на борту. Вес поднятого груза составил в тот день уже 1290 кг.
Размах крыла «Ильи Муромца» был равен 32 метрам, а полная площадь – 182 кв. метра. Все основные детали самолёта были сделаны из дерева. Фото: statehistory.ru
В конце июля 1914 года Военное ведомство сделало заказ на 10 самолётов этого типа. К началу Первой мировой войны — 1 августа 1914 года в России было построено четыре самолёта типа «Ильи Муромца», и все они были переданы в армию, в императорский военно-воздушный флот. За всю войну русская эскадра военно-воздушного флота совершила 400 боевых вылетов, сбросила 65 тонн бомб и уничтожила 12 вражеских истребителей.
Бомбардировщик «Илья Муромец» в РККА.
В годы Гражданской войны Красная армия использовала «Илью Муромца» в борьбе против иностранных интервентов и белогвардейцев. Бомбардировщики «Муромцы» с красными звездами на фюзеляже громили войска Деникина на Дону и добивали с воздуха дивизии барона Врангеля в Крыму.
В Севастополь – с ценным грузом.
Дореволюционная история «Ильи Муромца» с Крымом почти не связана. А вот после Октябрьской революции 1917 года самолёт «Илья Муромец» не раз бывал на крымском полуострове. Молодая Страна Советов использовала этот пассажирский самолёт для перелётов на первой почтово-пассажирской линии.
В январе 1921 года по маршруту Харьков – Киев – Екатеринослав (Днепропетровск) – Севастополь отправился ценный груз – военная почта.
Журнал «Вестник воздушного флота» писал: «Штабом красного Воздушного флота организована воздушная почта по линии: Харьков – Киев – Екатеринослав – Севастополь. Первые самолёты отправились 13 января, приняв исключительно почту особо срочного и секретного порядка».
За первый месяц работы было совершено 15 авиарейсов. С мая 1921 года воздушная авиалиния была продлена до Москвы и стала почтово-пассажирской. Первыми пассажирами были важные чиновники, фельдъегери с государственной и военной почтой.
За полтора года по этому маршруту было совершено 76 рейсов. Воздушную авиалинию обслуживали шесть самолётов Сикорского. К этому времени самолёты «Илья Муромец» были уже сильно изношены, их двигатели выработали свой ресурс, из-за этого уже 10 октября 1922 года воздушная авиалиния Москва — Севастополь была закрыта. За это время было перевезено 60 пассажиров и около 2 тонн грузов. Так было положено начало авиационной почте СССР – с 1921 года в Советском Союзе заработала регулярная авиа-почтовая связь.
Летающая лодка-амфибия S-43 Baby Clipper в Гонконге. 1937 г. Фото: airaces.ru
Американская амфибия в Чёрном море в Крыму.
В крымском небе и в Чёрном море оставил свой след и ещё один самолёт авиаконструктора Игоря Сикорского. Речь идёт о так называемой летающей лодке, самолёте-амфибии S-43 «Baby Clipper», созданном Сикорским в Америке, куда русский авиаконструктор эмигрировал вскоре после Октябрьской революции 1917 года.
В феврале 1935 года в США прибыла делегация советских самолётостроителей во главе с Туполевым. На фирме Сикорского им продемонстрировали опытный образец S-43. Амфибия заинтересовала Туполева, и Советский Союз решил купить два таких самолёта для эксплуатации на Крайнем Севере.
Один из этих самолётов прибыл в Ленинград весной 1937 года, откуда его почти сразу же перегнали в Севастополь для лётных испытаний. Поскольку самолёте-амфибии S-43 предназначался для Главсевморпути, то испытания вели полярные лётчики Леваневский и Грацианский. Впоследствии Грацианский писал: «Самолёт привлекал красивой обтекаемой формой, элегантностью, плавностью линий. В салоне стояли мягкие диваны на 15 пассажиров, имелся туалет и небольшая кухня».
В Чёрном море самолёт-амфибию испытывали на «мореходность», совершая посадки на волны различной высоты. Испытали самолёте-амфибии S-43 и на дальность полётов – успешно облетели на нём весь Крымский полуостров. Испытания закончились в июле 1937 года, и самолёт-амфибию S-43 перегнали из Крыма в Москву.
Хотя после испытаний самолёт-амфибия S-43 работал только на Крайнем Севере, во всей красе его довелось случайно увидеть в в одном из эпизодов популярной музыкальной комедии «Волга-Волга». Часть кинофильма снимали в Сарапуле, возле Камы, и как раз в то время, когда там проходили съёмки, самолёт-амфибия S-43 совершил вынужденную посадку на реку из-за отказа сигнализации.
По материалам статьи