Роджер Фентона (Roger Fenton) родился 20 марта 1819 г., Кримбл-Холл, Ланкашир, в Англии. Его отец был банкиром и членом парламента. С раннего детства Рождер любил рисовать и, окончив школу, в 1838 году поступил в университетский колледж в Лондоне, где он изучал литературу, историю, право, логику, изобразительное искусство.
В 1840 году Роджер Фентон получил степень бакалавра искусств и стал художником. В 1842 году Фентон уехал в Париж изучать живопись в студии известного французского живописца Поля Делароша.
В 1843 году Фентон женился в Йоркшире на леди Грейс Элизабет Мейнард.
Вернувшись в 1847 году в Лондон, Роджер Фентон продолжал учиться живописи и сдружился с художником Чарльзем Люси. С 1850 года оба художника вошли в состав совета директоров Северо-Лондонской школы рисования и моделирования.
В 1849, 1850 и 1851 годах художественные работы Роджера Фентона выставлялись на ежегодных выставках Королевской академии.
Посетив в 1851 году выставку первых фотографий в Гайд-парке, Роджер был просто поражён огромными возможностями этого нового вида искусства. Для изучения техники изготовления фотографии и процесса вощения бумаги, изобретённой Гюставом ле Грее, он отправился в Париж. В 1852 году Фентон представил в Англии свои первые студийные фотографии…. Из путешествия по России Фентон привёз много снимков сделанных в Москве, Санкт-Петербурге и Киеве. Фентон много и плодотворно занимался фотографией, и в 1852 году он стал основателем Королевского фотографического общества при покровительстве со стороны принца Альберта.
Уильям Агню, из издательской фирмы «Томас Агню и сыновья» (Thomas Agnew & Sons), предложили Фентону, как успешному фотографу, стать официальным фотографом правительства Великобритании и снять первый в истории военный фоторепортаж о событиях Восточной (Крымской) войны.
Британский художник и фотограф Роджер Фентон сделал первую в истории фотографии попытку документально отразить события Крымской войны. Роджер Фентон пробыл в Крыму менее четырёх месяцев, с 8 марта по 28 июня 1855 года, за это время смог в чрезвычайно сложных условиях произвести 360 фотографий и множество графических рисунков и набросков. В 1944 году Библиотека Конгресса США приобрела 263 фотографии и множество рисунков Роджера Фентона у его внучатой племянницы Френсис М. Фентон.
В ноябре 1854 года Фентон приобрел этот фургон у бывшего виноторговца, и превратили его в мобильную фотолабораторию. Он нанял помощника, и для проверки пригодности фургона совершил тренировочное путешествие в сельской местности по дорогам Англии и делая фотографии природы и архитектуры.
В феврале 1855 при содействии британского правительства и под королевским покровительством принца Альберта, Фентон отправились в Крым на борту «Хекла» (Hecla), и взял для работы в Крыму около 700 стеклянных пластин.
У него было несколько друзей и знакомых, в том числе его двоюродный брат Эдмунд Мейнард (Maynard), которые пал жертвой боевых действий.
За то время, которое Фентон провёл в Крыму, он имел возможность видеть все ужасы войны, фотографировал и писал своим друзьям многочисленные подробные письма о войне. Бухта Балаклава предстает сточной канавой, полной стервы (гниющих останков) убитых домашних животных – лошадей, коров, баранов, коз. Равнина, окружавшая порт Балаклавы была выжжена военным огнём и лишена всякой растительности. Во время своей поездки в Керчь, Фентон был свидетелем мародерства, открытых грабежей, пьянства и беспорядков в войсках альянса. Трое его друзей погибли во время путешествия. Людские потери в боях за укрепленные пункты Крыма среди французских, британских и турецких войск были обширны. Много неприятностей добавляли неорганизованность, неразбериха из-за недостатка информации.
Конечно, были у Фентона и хорошие минуты, когда он мог наслаждаться тишиной и любоваться весенними цветами на вершинах холмов, обедать, приготовленной на костре бараниной и блинами с айвовым вареньем. В минуты затишья он разворачивал свой альбом и делал зарисовки или выстраивал сюжеты для фотографий.
В фотографиях Роджера Фентона Крымская война предстаёт в динамике военных событий, которые не могли быть отражены с помощью первых фотоаппаратов. Не смотря на некоторую приглаженность и статичность изображения участников военных действий, фотографии Фентона дают нам возможность получить представления о Крымской войне, рассмотреть подробности в устройстве военного быта солдат и офицеров, увидеть лица участников войны, пейзажи Крыма, панораму военных действий.
Из-за несовершенства фототехники, Фентон не имел возможности фотографировать боевые действия. Погодные условия окружающей среды (сильная жара летом и весной, яркое солнце), необходимость длительной выдержки (времени) для экспозиции, которое требовалось для съёмки, делало невозможным фотографировать объекты в движении.
Изображая войну, он уклонялся от изображения на фотографиях смерти и жестоких сцен. У официального военного фотокорреспондента Роджера Фентона было разрешение путешествовать и фотографировать в зоне войны, и был политический заказ королевской семьи и британского правительства на создание позитивного общественного взгляда на непопулярную Восточную войну. Кроме того, у Фентона был коммерческий заказ и финансовая поддержка издателя, который надеялся выпустить наборы фотографий Крымской войны для продажи.
Фентон фотографировал ведущих деятелей союзных армий, документально отображая в фотографиях особенности обстановки и бытовой жизни лагеря британских солдат, а также окружающей природы, ландшафтов вокруг Балаклавы и Севастополя. Роджер Фентон воздерживался от изображения раненых, боя или страшных сцен после сражения. Эта тактика, возможно, дали ему доступ к информации и мнений, которые, в противном случае, были бы закрыты для художников и военных корреспондентов. Уильям Говард Рассел критиковал руководство британского правительства и осуждал его действия по дезинформации общества о войне. В любом случае, видя все ужасы войны, Фентон решил их не изображать на своих фотографиях.
Фентон строили планы, о фотографировании Севастополя после 18 июня, дня сражения на Малаховом кургане, но оборонительные рубежи русской армии не позволили ему приблизиться к этим объектам. Когда штурм Севастополя не удался, он решил, что пришло время вернуться в Англию. Он продал свой фургон, собрали всё оборудование, и был готов к отплытию из гавани в Балаклаве, но 26 июня 1855 г. внезапно заболел холерой. Следовательно, Фентон не видел ни падения Севастополя (9 сентября), ни последующего уничтожения города, которое было заснято фотографом Джеймсом Робинсоном (Robertson). Хотя Россия сохранила контроль над Крымом, союзные войска достигли своей основной цели уничтожения русской военно-морской мощи на Чёрном море.
В фотографиях Роджера Фентона о Крымской войне мы видим документальную запись реального момента времени. Его фотографии подобны картинам или гравюрам на дереве. Они также могут считаться первой успешным опытом использования фотографии в целях пропаганды, хотя они, кажется, не были использованы для этой цели.
Роджер Фентон привез в Англию около 360 фотографий и до 1862 года продолжал заниматься фотографией. К тому времени, когда фотографии Крымской войны были выставлены для широкой публики, Севастополь пал, и ход войны изменился. Скончался Роджер Фентон в 1869 году.
За свой вклад в фотографию, за первый военный фоторепортаж о Крымской войне Роджер Фентон был включен в список 100 знаменитых фотографов, которые своим искусством изменили мир.