Первый христианский монах-отшельник

Святой Преподобный Павел Фивейский-

 28 января – Павлов день, православные почитают святого преподобного Павла Фивейского, его называют Павел Отшельник, Пустынник Египетский, —  первый христианский монах-отшельник, который больше 90 лет жил в Фивейской пустыне Египта.

Павел Фивейский (греч. Παῦλος ὁ Θηβαῖος), Павел Еги́петский, Павел Отше́льник, Павел Пусты́нник (ок. 228 года — ок. 341 года) — святой православной и католической церкви, первый христианский монах-отшельник, проживший, по преданию, 113 лет, из них 91 год в отшельничестве. Преподобный Павел считается родоначальником православного монашества.

Павел Фивейский родился в Египте в городе Фиваиде в 3 веке и был первым христианским монахом.
Оставшись сиротой во время гонений Декия (249–251) на христиан, Павел покинул город и удалился в пустыню, где поселился у подножия горы и прожил в ней 91 год в молитвах.

Поселившись в пещере у подножия горы, преподобный Павел, никому не ведомый, прожил в ней 91 год, неустанно молясь Богу днём и ночью. Питался он финиками и хлебом, который приносил ему ворон, одеждой из пальмовых листьев укрывался от холода и зноя.

Святой Антоний Великий (около 251 — 356) — раннехристианский подвижник и пустынник.

Святой Антоний Великий (около 251 — 356) — раннехристианский подвижник и пустынник.

Незадолго до кончины преподобного Павла, Бог открыл о нём преподобному Антонию Великому (память 30 января), который также жил отшельником в Фиваидской пустыне около 70 лет. Против воли своей Антоний Великий стал смущаться горделивым помыслом, что он старше всех монахов-отшельников в пустыне. Он просил Бога удалить от него эти горделивые помыслы и получил откровение:

«Антоний, есть раб Божий, который совершеннее тебя и прежде тебя поселился здесь в пустыне. Иди в глубину её и найдешь его».

Антоний встал рано утром и отправился искать этого неизвестного миру старца-подвижника, живущего монахом-отшельником в Фиванской пустыне.

св. Павел Фивейский в одежде из пальмовых листьев

св. Павел Фивейский в одежде из пальмовых листьев

Антоний пошёл по Фиванской пустыне и вскоре нашёл пещеру святого монаха-отшельника Павла. Преподобный Павел вышел ему навстречу, старцы назвали друг друга по имени, обнялись и долго беседовали. Павел спросил Антония:

«В каком положении род человеческий? Какое правление в мире? Остаются ли ещё идолопоклонники?»

Прекращение гонений и торжество христианства в Римской империи было для него радостной новостью, а появление арианства – горькой. Пока старцы беседовали, спустился к ним ворон и положил хлеб.

«Щедр и милостив Господь, – воскликнул Павел. – Вот сколько лет каждый день я получаю от Него пол хлеба, а ныне ради твоего пришествия послал Он целый хлеб».

На следующее утро Павел открыл о себе Антонию, что скоро отойдет из мира и завещал похоронить его в пустыне, и ещё просил Антония принести к нему мантию епископа Афанасия, чтобы прикрыть мантией его останки.

Антоний поспешил исполнить желание святого старца. Он возвратился в сильном волнении и на вопросы братьев-монахов мог сказать только:

«Грешный, я считал себя ещё монахом! Я видел Илию, я видел Иоанна, я видел Павла в раю».

Скончался преподобный Павел Фивейский в 341 году, когда ему было 113 лет. Преподобный Антоний видел, как Павел скончался за чтением молитвы, а его святая душа в окружении Ангелов, пророков и апостолов восходила к Богу.

Святой Преподобный Павел Фивейский в мантии

Святой Преподобный Павел Фивейский в мантии епископа

Два льва прибежали из пустыни и когтями вырыли могилу когтями и преподобный Антоний похоронил святого старца.

Взяв одежду преподобного Павла, сделанную из пальмовых листьев, Антоний удалился в свою обитель. Одежду эту преподобный Антоний хранил как величайшую святыню и надевал только два раза в год – на Пасху и Пятидесятницу.

Святой Павел не основал ни одной обители, но он был первым монахом-отшельником в пустыне, вскоре после его кончины явилось много подражателей его жизни и покрыли пустыню обителями.

В XII веке тело святого Павла по воле императора Мануила (1143–1180) было перенесено в Царьград и положено в Перивлептской обители Пресвятой Богородицы. Впоследствии оно было перенесено в Венецию и, наконец, в Венгрию в Офеи; часть главы его находится в Риме.

28-января-кудесы

В народной памяти день 28 января остался как День кудесников, колдунов, волхвов. Наши предки считали, что именно 28 января люди, обладающие колдовскими даром, передавали свои знания ученикам. В этот день следует особенно беречься от порчи и сглаза, защищая себя молитвой. Этот день считался несчастливым, двери и окна дома окропляли святой водой.

28 января — Кудесы — день угощения домового. Домовой — запечник, прибаутник, сверчковый заступник. Если Домовой дедушка-суседушка на кудесы останется без гостинцев, то из доброго хранителя домашнего очага, он превратится в лютого злого духа. После ужина оставляют за печкой горшочек каши, обложенный горячими углями, чтобы каша не остыла до полночи, когда домовой придёт ужинать. Оставляя кашу, приговаривают:

Хозяин-батюшка, прими нашу кашу!
И ешь пироги — наш дом береги!

Дедушка-суседушка!
Кушай кашу, да избу храни нашу!

На следующее утро эту кашу нужно скормить птицам, оставив её в кормушке для птиц или разбросать вблизи стаи. При этом мысленно нужно произнести:

«Земле — добро, птицам — пища, домовому — поклон, а мне (ваше имя) и моей семье — защита и благополучие»

В народных приметах сохранились наблюдения за погодой: «Если ночь звездистая на Павла — к урожаю льна», «Если на Павла ветер — год будет сырой», «Ветреный буранный день – к морозной ночи, к сырому году», «Если на окнах появились ледяные узоры в виде ржаных колосьев завитками вниз, а не торчат вверх — к урожаю».

 

Both comments and pings are currently closed.

Comments are closed.

Welcome to Evpatoria
Яндекс.Метрика Open Directory Project at dmoz.org