«Пещерные города» Крыма

мангуп=

Вдоль гребня Внутренней гряды Крымских гор, начиная от среднего течения реки Альмы до устья реки Чёрной, протянулась цепью череда «пещерных городов» Крыма. Характерной особенностью пещерных городов Тавриды была их неприступность, искусственные пещеры вырубались в скалах, как крепостные сооружения, их строили на обрывистых склонах гор, у кромки плато.Мангуп -цитадель

Не все горные поселения, как и серфаус австрия, использующие скальные пещеры, можно считать городами, так как многие из них были только крепостями, временными убежищами, мирными монастырями, а скальные кельи были убежищами монахов-отшельников, отрешённых от мира.

Люди, построившие пещерные города, жили в наземных усадьбах на плато и скалистых склонах, а не в пещерах, пусть даже весьма искусно созданных. Руины древних домов, и сегодня находятся вокруг пещерных городов, они поросли кустарником и деревьями, покрыты землей, в то время как сами пещеры, все ещё сохранились гораздо лучше, хотя и потеряли свой первозданный вид. У многих туристов, посетивших пещерные города, создаётся иллюзия, что былые обитатели этих мест жили в пещерах, но, это далеко не так!

3-Мангуп
Во многих исторических источниках есть сведения о «пещерных городах» и «пещерных монастырях» Тавриды. Известно, что римский император Траян (98 — 117 г.г.) в 98 году сослал на каторжные работы в Инкерманские каменоломни Тавриды четвёртого Папу Римского Святого Климента I (лат. Clemens Romanus I), где Папа Климент I проповедовал христианское вероучение и принял мученическую смерть. Первые христианские монастыри Херсонеса Таврического были пещерными, и были скрыты в горах.

2-Мангуп
Термин «пещерные города» появился в XIX веке, когда возрос интерес к древностям Тавриды, после присоединения Крыма к России в конце XVIII века. Изучением пещерных городов Крыма в XVIII — XIX веках занимались знаменитый немецкий и русский учёный-энциклопедист, естествоиспытатель и путешественник XVIII—XIX веков Пётр Семон Паллас (1741—1811) , русский этнограф Кеппен Петр Иванович (1793-1864), член-корреспондент Петербургской АН, естествоиспытатель, ботаник, путешественник Карл-Людвиг Иванович Габлиц (1752 – 1821г.г.). Появлению термина «пещерные города» способствовали восторженные описания чудес и красот древней Тавриды выдающихся русских писателей, посетивших Крым.

 

Небывалому интересу к Крыму способствовали записки французского путешественника геолога, натуралиста, археолога Дюбуа де Монпере (1798–1850 г.г.) «Путешествие в Крым», статьи и отзывы о Крыме создателя репертуара первого русского театра Александра Петровича Сумарокова (1717-1777 г.г.), и многих других деятелей культуры и просвещения России.

арка
История археологического изучения «пещерных городов» в Крыму начинается с 1853 года, когда один из
В 1853 году председатель Московского Археологического общества, видный российский археолог граф Алексей Сергеевич Уваров ( 1828 – 1884 г.г.) предпринял первые пробные раскопки нескольких скальных гробниц некрополя перед оборонительной стеной цитадели на Мангупе.
В 1880 году выпускник Санкт-Петербургского университета, зоолог и ботаник Константин Сергеевич Мережковский стал первооткрывателем палеолитических памятников Крыма, открывший всемирно известные стоянки первобытных людей в Крыму — Волчий Грот, Кобази, Сюйрень и других. Исследуя искусственные пещеры Баклы и Эски-Кермена и проведя в них раскопки, Константин Мережковский сделал вывод о том, что пещеры вырублены в скале в более позднее время, и к первобытному человеку не имеют никакого отношения.

Сторожевая башня
В 1890 году к исследованиям пещер Мангупа приступил декан и профессор Петербургского университета (1905—1920) Фёдор Александрович Браун (1862 — 1942 г.г.), как филолог-германист, он интересовался следами пребывания в Крыму готов. Он начал раскопки большой базилики и восьмигранного храма на территории цитадели Мангуп-кале.
В 1912-1914 гг. работы профессора Брауна продолжил директор Херсонесского музея P.X. Лепер, раскопавший, кроме базилики, часть цитадели и руины дворца мангупских князей. Большая часть мангупских памятников и весьма интересной эпиграфики княжества Феодоро в лапидарии Херсонеса Таврического найдена во время раскопок Р. X. Лепера. Например, надписи из Пойки, которая была найдена и опубликована Лепером (Лепер Р. X. Сообщения о раскопках на Мангупе в 1913 г. // ИТУАК, 51, 1914. С. 297) относится к 6909 году, то есть 1300 году по Р. X.

 

Археолог P.X. Лепер выделил три основных этапа истории поселения на Мангупе: таврский и готский, к которым были отнесены основные археологические памятники пещерного городища, и более поздний — еврейский, судя по эпитафиям, евреи жили на Мангупе с X века.

Мангуп-Кале=царство Феодоро

В Крыму 19 октября 1937 года был создан «Музей пещерных городов», а земельные участки древних городищ объявлены государственными заповедниками. В постановлении Совета народных комиссаров СССР сказано: «Территории, занятые пещерными городами: Чуфут-Кале около 90 га, Тепе-Кермен около 70 га; Кыз-Куле-Бурун около 50 га, Качи-Кальон — 15 га, Сюйрень около 80 га, Мангуп-Кале — 350 га, Эски-Кермен около 30 га, северный конец плато Топшана около 1 га, пещерный комплекс «Денгтор», скала, на которой земли нет, пещерный комплекс «Шулдан» и «Чилтер», пещерный комплекс Бакла, Инкерман — крепость-плато и пещерные комплексы в обрыве скал Монастырской и по левому берегу Черной речки, в скале у начала Советской балки, плато Уч-Баш — передать в ведение вновь организованного музея, объявив участки, занятые городищами, государственными заповедниками».

Пещерный город Качи-кальон

You can skip to the end and leave a response. Pinging is currently not allowed.

Leave a Reply

spam protection *

Welcome to Evpatoria
Яндекс.Метрика Open Directory Project at dmoz.org