Большие пиры, в которых принимало участие всё сообщество, берут своё начало в первобытно-общинном обществе, когда охотничья добыча считалась общей и все сообща разделывали и готовили добычу, и пировали вокруг костра.
В течении многих тысячелетий славянской истории известны совместные большие пиры, происходившие в дни религиозных праздников, во время похоронных обрядов, или свадеб, длившихся несколько дней.
В кургане Солоха найден большой медный котёл для варки мяса и небольшую железную тележку на колесах с сеткой для поджаривания мяса и его развозки между участниками пиршества IV века до н. э. А вы думали жарить мясо на открытом огне придумали наши современники?
В скифских царских курганах Солоха, Чертомлык и Куль-Оба (близ Керчи) бросается в глаза их очень большое сходство погребальных обрядов и многодневных ритуальных трапез, которые устраивали вокруг кургана. Археологи обнаружили следы грандиозной тризны вокруг царского кургана Толстая могила: множество костей животных – лошадей, диких свиней, оленей, десятки разбитых винных амфор.
По остаткам костей, найденных в половине раскопа, удалось установить, что общий вес съеденного на больших поминках мяса был около 6500 килограммов, а если во второй половине раскопа рва были сброшены кости примерно такого же числа животных – то получится 13 тонн мяса. Такого количества мяса должно было хватить примерно на три тысячи человек, учитывая, что грандиозная тризна продолжалась не один день, и один человек мог съесть до пяти килограммов мяса в сутки.
В кургане Солоха мы встречаем золотые нашивные на одежду бляшки с изображением обряда побратимства, знакомого нам по бляшкам из кургана Куль-Оба (Керчь), где изображены двое скифов пьющих из одного рога. Обряд побратимства известен в народной традиции всех славян, и долгие века существовал на Руси, побратим становился родным братом и мог сесть за стол без приглашения, как брат и сын. Русская пословица: «На пиры и братнины незваны ездят.»
В древней Руси хорошо известны большие застольные пиры, называемые братчинами, в старину устраивали в больших помещениях, напоминающих банкетные залы.
Княжеские пиры в средневековой Руси были схожи с братчиной, когда князь по-братски, не только пировал со свей дружиной, но и совещался на пиру с самыми опытными воинами дружины. Пир — большой званый обед, угощение с обильным возлиянием, был частью родовой и общественной жизни древней Руси.
Наши далёкие предки на Руси не употребляли крепкого алкоголя. На пирах и праздничных застольях только мужчинам подавали слабые алкогольные напитки такие, как медовуха и брага крепостью от 5 до 16% алкоголя, пиво не больше 6% алкоголя, берёзовый сок или квас.
Само слово «банкет» произошло от итальянского banco – скамья, лавка, на которую усаживались все пирующие. Слово «банкет» перешло на обозначение всего застолья в 1675 году.
Стулья (кресла) на пиру предназначались только для князей (царей), патриархов, остальные пирующие сидели на лавках, стоявших вдоль стола.
Самым почётным местом считалось место по правую руку от князя или хозяина банкета, это же правило учитывается и сегодня — за столом по правую руку от хозяина дома сидят самые почётные гости.
Частым ритуалом застолья было, если гости намеренно занимал более низкое (дальнее от хозяина) место с тем, чтобы князь, заметив это, пересадил его на подобающее ему место, при этом, гость должен был трижды отказываться от почётного места, а потом согласиться и пересесть. Остальные члены княжеской дружины или члены семьи садились за стол в порядке старшинства. Сесть выше того-то, кто считался выше по достоинству, означало нанести ему оскорбление. В древнерусской былине рассказывается, как Илья Муромец поссорился с князем Владимиром потому, что князь усадил богатыря «на дальнем конце стола, на край скамеечки.» Обидой для гостя считалось и не щедрое угощение — «Понесли слуги гостям угощение, да не щедро, а по чарочке, по сухому калачику». Обидевшись на князя, былинный богатырь встали из-за стола, отказавшись от княжеских угощений, еды или питья, и тем самым намеренно нанёс князю обиду, как хозяину застолья, нарушившему древнерусский обряд гостеприимства.
Древнерусская братчина — грандиозное застолье, совершалось в складчину по большим религиозным праздникам, например, Братская Никольщина на Николин день, или Рождественская Братчина. Братчина — это пир за общий счёт, где каждый жертвовал птицу и зерно на варение пива и браги, на приготовление щей, да, каши и пирогов с мясом.
На четыре персоны на стол ставили одну солонку, перечницу, уксусницу. Мясо и пироги подавали на стол уже порезанными на куски, гости ели вдвоём из одного блюда — это называлось «разделить трапезу», оказывая честь своему сотрапезнику.
В XV веке княжеские пиры были подобны дипломатическим приёмам, и своей пышностью и роскошью подчеркивали величие и могущество русского государства.
Банкетный стол на Руси поражал своим размахом и обилием блюд, которые подавали на стол на золотых и серебряных подносах. Начинали пиршеские застолья с жаркого из лебедей, кур, гусей и уток, большого количества блюд из рыбы, стоившей дороже дичи. Важным атрибутом банкетного стола был специально «кормленый, поеный, тучный, пирушный» телёнок.
До конца XIX века в России чаще употреблялось понятие пир, трапеза, званый обед, праздничное застолье, «братчина» превратилась в «складчину», а до 40-х годов XIX века в СССР общественное застолье называли «торжественный обед» или «товарищеский ужин».