Искусство античной вазописи начало развиваться ещё во II тысячелетии до н. э. Украшая сосуды различного назначения рисунками, древние мастера использовали не краски, а взвесь из глины, в которую иногда добавляли уголь или пурпур. Готовый состав наносили на подсохшую поверхность сосуда. В результате обжига глина на рисунке пламенела оттенками от ярко-красного до темно-коричневого. Сосуды украшались простыми рисунками: геометрическими орнаментами, чередующимися фигурами животных и птиц.
Канфар чернолаковый с полихромной росписью. Первая половина V в. до н. э.
Постепенно технология совершенствовалась, и в VI в. до н. э. в Центральной Греции появился тот самый узнаваемый чернофигурный стиль росписи, когда на терракотовую поверхность сосуда наносятся сюжеты из черных силуэтов с тонко прорисованными деталями. Археологи считают, что такой стиль росписи пошел из Коринфа, крупного центра торговли и керамического производства.
Чернофигурная амфора. Конец VI — начало V вв. до н. э.
Особого совершенства в чернофигурной, а затем и краснофигурной росписи ваз достигают мастера Аттики и её крупнейшего полиса — Афин. Местные мастера наносили рисунок, многократно чередуя разные способы обжига. Это умение нарабатывалось опытным путем, и его секреты передавались из поколения в поколение.
Состав, которым покрывался сосуд и выписывались фигуры, иногда называют лаком или глазурью. Но это скорее ангоб — жидкая мелкозернистая глина. В процессе обжига железо в составе глины образовывало химические соединения — оксиды. Таким образом тулово сосуда без обмазки ангобом приобретало терракотовый, ярко-оранжевый или красный цвет. А часть с нанесением — черный цвет и глянец. В результате покрытие буквально спекалось с материалом, из которого делалась ваза. Иногда для росписи мастера использовали белую и пурпурную краски, которые наносились по той же технологии.
Килик чернофигурный. Вторая четверть V в. до н.э.
Помимо особой технологии росписи важным отличием чернофигурного стиля от предшествующих было появление на сосудах сюжетных изображений. Это могли быть сцены из мифов, ритуальные действия, спортивные состязания, проводы воина и прочее.
Около 530 г. до н. э. чернофигурный стиль сменяется краснофигурным. Под влиянием монументальной живописи вазописцы берут на вооружение инверсию и усложняют технику росписи сосудов. Теперь фон заливается черным, а фигуры остаются красными. Такая техника давала мастеру возможность перекрывать одну фигуру другой и позволяла показать детали — выражение лица, драпировку тканей.
Пелика краснофигурная с изображением сражающихся пешего грека и конной амазонки, середина IV в. до н. э.
Краснофигурный стиль вазописи совпадает с классическим периодом в истории Древней Греции — V–IV вв. до н. э. — и становится пиком развития этого вида искусства. Он распространяется по всему Средиземноморью. В некоторых греческих колониях даже появляются свои центры производства краснофигурной керамики.
Кратер краснофигурный с изображением дионисийской сцены. 420-390 гг. до н.э.
Античные сосуды восхищают принципом разумной простоты. Из материала, который буквально лежит под ногами, мастера научились создавать изящные и функциональные формы. А всего два контрастных цвета позволяют через роспись вести повествование. Так что фигурная красно-черная вазопись — такая же неотъемлемая часть удивительной и многообразной греческой культуры, как, например, архитектура или философия.